Роль медиасредств в эффективном обучении шахматному искусству детей старшего дошкольного возраста

 
 

Серенко Лариса Робертовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 458 г. Новосибирска

 

Роль медиасредств в эффективном обучении шахматному искусству детей старшего дошкольного возраста

Когда во время прохождения курсов повышения квалификации на базе ГЦРО «Методика преподавания шахмат в ДОУ» я впервые узнала об авторской методике обучения дошкольников игре в шахматы Е.С. Карповой и Л.Н. Громыко «Увлекательный мир шахматёнка», меня поразило, что она позволяет воспитателю обучать игре шахматам детей дошкольного возраста, даже если у педагога минимальный опыт игры в шахматы или он и вовсе отсутствует. Мне стало интересно, могу ли я вместе с детьми освоить азы этой премудрой игры.

Вопрос о программе шахматного всеобуча в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания. В современном мире он имеет большое значение: учёными доказано, что игра в шахматы способствует развитию воображения и логического мышления, укрепляет память, учит сравнивать и планировать свою деятельность. Идея использования игры в шахматы при формировании интеллектуальных способностей успешно реализуется во многих странах мира. Поэтому сделан вывод о необходимости создать дополнительную образовательную деятельность для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в контексте развивающего потенциала игры в шахматы.

На сегодняшний день существуют проекты и программы, посвященные обучению игре в шахматы дошкольников вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего детского сада.

Новизна нашей Программы «Ступеньки шахматного мастерства» заключается в том, что на базе МКДОУ д/с № 458 создана ресурсная база, необходимая для реализации инновационной деятельности, которая позволит максимально, используя цифровые инструменты, интерактивные образовательные ресурсы в процессе организации игры в шахматы, содействовать интеллектуальному и психологическому развитию детей старшего дошкольного возраста.

В наше время педагогу, тренеру по шахматам важно постоянно быть в курсе новостей мира шахмат, актуальной шахматной теории, новых методов и приемов в обучении шахматам. Это является необходимым условием повышения квалификации педагога-тренера по шахматам. Для этого возможно использование материалов различных шахматных форумов и новостных порталов, тематических видеороликов видеохостинга YouTube.

Обращает на себя внимание тот факт, что возрастные особенности детей диктуют отсутствие мотивации к обучению, поэтому первоначальной целью должно стать интеллектуальное развитие. При этом нельзя не отметить, что важное значение при обучении дошкольников игре в шахматы имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания, создания игровых ситуаций.

Условно весь процесс обучения можно разделить на несколько этапов:

– изучение шахматной доски;

– знакомство с фигурами, их перемещением, взаимодействием;

– решение этюдов, задач;

– освоение постановки шаха и мата, определение цели игры;

– знакомство с тактическими приемами. Игра всеми фигурами.

Важно отметить, что со временем от первого этапа к пятому происходит смена приоритета в задачах, если на 1–2 этапе мы занимаемся развитием памяти, логики, мышления, на 3 этапе воспитываем самостоятельность, принятие правил, то к заключительным этапам обучения 4–5, мы уже обучаем конкретным тактическим приемам. На начальном этапе преобладают игровой, наглядно-образный и репродуктивный методы. Они применяются, когда дети знакомятся с историей возникновения шахмат, затем с шахматной доской, позже отдельно с каждой шахматной фигурой, ее передвижением, ценностью этой фигуры, с начальным положением фигур на доске. А потом детям объясняют, что такое дебют, рокировка, шах, мат, пат, ничья. Детям даются шахматные задачи и этюды. И лишь после этого дошкольники подводятся к игре в шахматы.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребенок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции – мотив – идея – расчёт – ход. При систематической работе дошкольники без труда овладевают игрой в шахматы.

Безусловно, обучение игре в шахматы, как и весь образовательный процесс в ДОУ, должно соответствовать требованиям, выдвигаемым в ФГОС. Программа предполагает использование на занятиях различных видов деятельности: игровой и продуктивной. Каждое занятие сопровождается познавательными моментами, побуждающими интерес к работе (загадки, стихи, сказки). Проблема преподносится на эмоционально-чувственном уровне, в форме сказочно-творческого поиска с препятствиями и сюрпризами.

Большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. На занятиях для предупреждения переутомления, снятия напряжения организуются физкультминутки, игры малой подвижности на шахматную тематику, необходимо следить за осанкой

Для того чтобы расширить образовательные практики и игровые технологии в обучении дошкольников игре в шахматы, можно использовать интерактивные методы, цифровые инструменты и мультимедийные занятия. Обучение игре в шахматы с применением компьютерных технологий как комплексное средство повышения интеллектуальных и игровых способностей дошкольников в значительной степени зависит от правильного выбора приёмов их использования. Применение ИКТ в обучении базируется на данных физиологии человека, так, в памяти человека остается:

– 1/4 часть услышанного материала;

– 1/3 часть увиденного материала;

– 1/2 часть увиденного и услышанного;

– 3/4 части материала, если обучающийся активно участвует в процессе.

Одним из очевидных достоинств мультимедийного занятия является усиление наглядности. На занятиях применяются такие обучающие интерактивные методы:

1. Видеобрейки (это просмотр небольшого видео на шахматную тематику, например, о творчестве известных шахматистов, видео про дебюты и про эндшпиль, небольшие отснятые видеоролики о прошедших соревнованиях с участием самих обучающихся или даже мультфильмы на шахматную тематику). Для этого возможно использование материалов различных шахматных форумов и новостных порталов, тематических видеороликов на сайте – You Tube.

2. Мультимедийные презентации (слайды – прекрасный наглядный материал, который оживляет занятие, формирует фантазию, развивает творческие и интеллектуальные способности ребенка), интерактивные дидактические игры, интерактивные ресурсы – https://www.jigsawplanet.com/, https://learningapps.org/index.php?overview&s=&category=0&tool=, https://www.genial.ly/login?backTo=https://app.genial.ly/templates/learning, шаблоны самостоятельного конструирования и http://didaktor.ru/.

3. Шахматные конкурсы с подсчетом заработанных очков (решение шахматных задач и этюдов). Решение шахматных задач развивает комбинационное зрение – способность шахматиста предвидеть возможность комбинации. Как правило, комбинационное зрение – это природное качество шахматиста. Однако его можно развивать путем систематических тренировок. Для этих целей применяем упражнения на составление шахматных задач – моделирование на шахматной доске позиций с постановкой мата или достижения ничьей (пата). Можно обучаться и решать задачи на сайтах: https://chessking.com/ https://lichess.org/. https://www.chess.com/ru.

4. Тактический штурм – это интересный формат решения тактических задач на ресурсе chess.com (ссылка – https://www.chess.com/puzzles/rush (1 раз в день доступен бесплатно).

5. Тренировка координат – способность быстро ориентироваться на доске, помогает улучшить, в том числе и «слепой» счёт (ссылки –https://lichess.org/training/coordinate или https://www.chess.com/vision).

6. Проведение шахматных турниров. Играть партию можно как с реальным соперником, так и с онлайн-соперником с помощью сайтов lichess.org и chess.com.и др. Здесь родители могут зарегистрировать юного шахматиста, и у него будет свой собственный аккаунт. На таких шахматных сайтах предусмотрена игра в шахматы со случайным соперником, а также участие в шахматных турнирах. Автоматически обсчитывается статистика партий, изменение шахматного рейтинга. Сыгранные партии сохраняются, что удобно для их анализа юным шахматистом и тренером. Кроме того, возможен анализ партии встроенной компьютерной программой. Игру в шахматы онлайн особенно рекомендую тем своим воспитанникам, кто не имеет спарринг-партнера по шахматам дома, среди своих родственников или знакомых. Такие тренировочные шахматные партии онлайн полезны для отработки изученных на занятиях дебютных схем и тактических приемов, а также для повышения игровой шахматной практики при подготовке к ответственным соревнованиям.

7. Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества с семьей: создание и ведение социально-образовательного сайта «Играйск» (https://sites.google.com/view/igraisk/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8), в том числе при организации дистанционного обучения и использовании образовательной платформы и бесплатного профиля на Вебинар ФМ https://webinar.fm/ .

8. Создавая занятия при помощи скринкастов, использую программу для записи видео с экрана. Подключив микрофон, можно записать голосовые комментарии. Screencast-O-Matic. – идеальный материал улучшения проекта https://screencast-o-matic.com/screen-recorder.

Обучение шахматам в группах – преимущество коллектива. Общеизвестным считается, что необходимо не только растить шахматную элиту, но и развивать гармоничные личности.

Приоритет отдается групповым занятиям по нескольким причинам:

– рядом всегда есть партнер для практического закрепления теории;

– есть ориентир для роста, ведь кто-то может играть лучше;

– детям раскрепощенным, без комплексов, будет просто веселее в компании сверстников;

– ребенок более замкнутый сможет получить опыт общения с коллективом, научиться контактировать. Шахматная школа станет для них одновременно подготовкой как к спортивным победам, так и к поступлению в общеобразовательную школу.

Педагогическая целесообразность программы «Ступеньки шахматного мастерства» заключается в выбранной тактике использования традиционных и нетрадиционных форм работы, которые в полной мере решают все задачи шахматного образования детей старшего дошкольного возраста.

Литература

1. Карпова Е. Громыко Л., «Увлекательный мир шахматенка». Пособие для воспитателей: Новосибирск – 2018.

2. Костров В., Рожков П. Шахматный решебник «Мат в один ход». – М.: «RussianCHESSHouse/Русский шахматный дом», 2017.

3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

4. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.

5. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

6. Интернет-источники:https://vse-kursy.com/read/380-uroki-shahmat-dlya-detei.html; https://habr.com/ru/post/410883/.

Количество просмотров: 709  

Добавить комментарий

Target Image
1. Использование современных медиаформатов при изучении предмета «История»: разбор фильма ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Медиатизация истории как профессиональный и творческий путь юнкора ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Фактор семьи и «особенное» медиаобразование ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
4. Медиапроект «Творительный падеж» как платформа для социализации и самоопределения школьников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Создание медиапространства в сельской школе как средство становления личности обучающихся ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
6. Медиа и образование: новый подход к домашним заданиям по русскому языку и литературе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
7. Факультативные занятия по журналистике для обучающихся специализированного учебного заведения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Лаборатория проектных решений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. «Фотодайвинг»: как погрузить школьников в мир фотожурналистики ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Использование социальной сети «ВКонтакте» для создания партнерских отношений с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Наставничество как преодоление «кризиса мастерства» медиапедагога в системе дополнительного образования детей ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Дополненная реальность как аттракционный компонент мерченговой продукции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
13. Школьные медиа как инструмент гражданско-патриотического воспитания: инструкция для применения начинающему руководителю пресс-центра ВЫПУСК №106, апрель 2023
14. Социальное погружение, или Вальдорфская журналистика ВЫПУСК №105, февраль 2023
15. Опыт создания и использования анимационных короткометражных учебных фильмов при обучении шахматам детей дошкольного возраста (на примере сериала «Обезьянка Молли учится играть в шахматы») ВЫПУСК №105, февраль 2023
16. Телевидение стало ближе: создание детской телевизионной передачи «Волшебный ключик» на базе детского сада № 389 как средство развития и воспитания дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
17. Роль медиасредств в эффективном обучении шахматному искусству детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
18. Паблик детского центра развития как канал коммуникации с семейной целевой аудиторией и медиаобразовательная площадка ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
19. Детская киностудия как средство развития творческого потенциала дошкольников ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
20. Создание литературного сквера «Дни Сибири» как важный воспитательный итог школьного исследовательского проекта по журналистике ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022

Страницы