Добролюбова Людмила Львовна,

учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» г. Новосибирска,

Почетный работник сферы образования Российской Федерации

 
Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Мы живем в сложный для нашего государства период, и только тогда мы будем уверенными за будущее нашей страны, нашего государства, когда подрастающее поколение будет искренне гордиться своей принадлежностью к российскому народу, будет искренне любить свою Родину.

Сегодня тема нашего номера посвящена формированию российской (гражданской) идентичности. Уверена в том, что каждый из нас, представителей педагогической общественности, на уроках и во внеурочное время отдает много сил и энергии для того, чтобы воспитать истинного патриота, гражданина своего Отечества.

Рада представить на страницах нашей рубрики опыт коллег, работающих в данном направлении, ключевыми позициями которого являются:

– воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;

– формирование гуманистических и демократических ценностей развития личности;

– формирование нравственной и правовой культуры обучающихся, их активной жизненной позиции, способности к самореализации и позитивной социализации.

Воспитание настоящего гражданина России, человека «с большой буквы» – залог процветания нашего государства в настоящем и будущем! А для каждого из нас важно, чтобы наши дети, внуки и правнуки жили в истинно демократическом правовом государстве и были уверены в своем будущем!

С наступающим Новым годом, дорогие коллеги!

Пусть все мечты и желания сбудутся!

Счастья и здоровья вам, в Новом 2023 году!

Это актуально

Формирование патриотизма через организацию исследовательской деятельности в условиях современной цифровой образовательной среды

Шилкова Марина Сергеевна

История нашей страны показывает, что без патриотизма невозможно создать сильное государство, сложно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание рассматривается как фактор объединения общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

В ритме традиций

Патриотическое воспитание школьников по материалам личных архивов и устной истории. Несколько слов о выборе темы исследования

Яхно Юлия Борисовна

Патриотическое воспитание школьников приобретает в современных условиях особую значимость. Уроки истории, внеурочная деятельность по предмету позволяют учителю активно подключиться к выполнению этой задачи. Не вызывает сомнений воспитательный потенциал исторических страниц, рассказывающих о деятельности Александра Невского, Дмитрия Донского, М. И. Кутузова, Г. К. Жукова, Юрия Гагарина.

Формирование гражданской идентичности во внеурочной деятельности

Наговицына Анна Александровна

Для нашей страны жизненно важна консолидация граждан, осознающих свою причастность к общей истории, ответственность за будущее России. Сегодня одно из ведущих направлений в развитии системы образования и воспитания – это формирование гражданской идентичности, которая выступает залогом будущего нашей страны.

Методические материалы

Развитие духовности и повышение нравственного потенциала семьи на примере методической разработки родительского собрания «Семейные ценности – залог успешного воспитания»

Соколова Татьяна Анатольевна

В последнее время мы все чаще слышим о безнравственности, безответственности и безразличии в современном обществе, о случаях вопиющей жестокости и насилия, в частности, среди подрастающего поколения. Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания молодежи актуальна как никогда [6].

Осознанное чтение как условие развития творческого потенциала ученика (из опыта анализа рассказа А. П. Чехова «Дом с мезонином»)

Иванова Людмила Сергеевна

Осознанное чтение – одно из условий развития творческого потенциала ученика. Читать текст, «как он написан», трудно. Это требует и затрат времени, и напряженной интеллектуальной работы, а потому не всегда наши ученики готовы предпочесть краткое изложение сюжетной линии текста глубокому анализу. Не каждый из них готов согласиться с убеждением Пушкина, что «следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная».

Развитие основ финансовой грамотности у детей начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности

Кравец Татьяна Николаевна, Гороховик Елена Валентиновна

В России вопрос повышения уровня финансовой грамотности стал актуальным. Если с детьми заниматься хотя бы 20-30 минут в неделю, то ребенок уже через несколько месяцев сможет составлять финансовый план с помощью взрослых, а потом и сам освоит основные банковские продукты узнает про банковские карты, инвестиционные инструменты и др.

Вместе с психологом

Развитие эмоционального интеллекта у детей

Беляева Алина Александровна

Эмоциональный интеллект – сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.

Подростковая депрессия: советы родителям, как избежать беды

Соколова Татьяна Анатольевна

Самый трудный и сложный из всех периодов взросления – подростковый возраст. В это время происходит интенсивное развитие, закладывается фундамент будущей жизни в обществе.

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития, плюс проходящая в его организме гормональная буря делает психику еще более ранимой и хрупкой, чем раньше.

Классный час

Растите детей патриотами

Кравец Татьяна Николаевна

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

Мастер-класс

Уроки Памяти: из опыта проведения театрализованных уроков, посвященных Дню Победы

Иванова Людмила Сергеевна

Уроки Памяти – одна из страниц истории нашей гимназии, страниц, достойных сохранения. Память не позволяет людям забывать минувшее, соединяет прошлое и настоящее, защищает душу человека от запустения. Мы бережно храним фотографии первых выпускников, фотографии и письма тех, кто не вернулся с полей сражений, с благодарностью вспоминаем их имена. Многое в их короткой жизни, к сожалению, связано с приставкой НЕДО: недолюбили, недопели, недочитали. В их честь 22 июня 2016 года, в день скорби для всей России, на территории гимназии был открыт мемориал КНИГА ПАМЯТИ.

Проектная деятельность как способ формирования патриотического воспитания младших школьников

Кравец Татьяна Николаевна

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач образовательных организаций, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима – во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план.