Уроки Памяти: из опыта проведения театрализованных уроков, посвященных Дню Победы

 
 

Иванова Людмила Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» г. Новосибирска

 

Уроки Памяти: из опыта проведения театрализованных уроков, посвященных Дню Победы

Уроки Памяти – одна из страниц истории нашей гимназии, страниц, достойных сохранения. Память не позволяет людям забывать минувшее, соединяет прошлое и настоящее, защищает душу человека от запустения. Мы бережно храним фотографии первых выпускников, фотографии и письма тех, кто не вернулся с полей сражений, с благодарностью вспоминаем их имена. Многое в их короткой жизни, к сожалению, связано с приставкой НЕДО: недолюбили, недопели, недочитали. В их честь 22 июня 2016 года, в день скорби для всей России, на территории гимназии был открыт мемориал КНИГА ПАМЯТИ. Образ раскрытой книги несет в себе множество смыслов. Это и источник знаний, и хранилище нашей памяти, а в данном контексте – это и символ оборванной юности… Вот почему в нашей гимназии и по сей день не прерывается традиция празднования Дня Победы, заложенная ещё учителями-фронтовиками, среди которых был Эдуард Александрович Быков – ученик А. С. Макаренко, человек большой душевной щедрости, обаяния и личного мужества, руководивший школой в 1960-1985 годах.

Осталась верна делу своего учителя и бывшая выпускница нашей школы, а ныне её директор Светлана Анатольевна Денисова. Хочется верить, что такая традиция не прервется, ибо сама история нашей школы неразрывно связана с историей нашей страны времён Великой Отечественной войны. В 1941, 42, 43 годах из маленьких калиток родных домов мимо притихшей школы уходили на фронт её выпускники. Многим из них не суждено было вернуться. Пал смертью храбрых в боях под Сталинградом первый директор нашей школы Мошкин Иван Петрович. Затем в школе был расположен госпиталь № 2494, в котором работали медицинскими сестрами многие школьницы, выпускницы и учителя.

ДНЕВНИК ПАМЯТИ… Такое название дал нашим постановкам о Великой Отечественной войне в 2011 году ученик 11а класса Артёмов Миша – один из первых участников клуба «Россияне», потому что тема памяти – основа всех наших спектаклей, посвящённых Дню Победы. В основу каждого сценария положены письма военных лет, воспоминания очевидцев, архивные документы музея нашей школы, музеев Ленинграда и Севастополя, Новосибирского авиационного производственного объединения им. В. П. Чкалова», фронтовая кинохроника, песни военной поры, материалы художественной литературы, фрагменты художественных фильмов, хореографические композиции. Работа большая и кропотливая. На наши театрализованные выступления приходят ученики 5-11-х классов, учителя, родители, бабушки и дедушки, выпускники. Никто не уходит равнодушным. Одной из сцен нашего Урока Памяти я хочу поделиться со своими коллегами.

Севастополь останется русским

На экране видеофильм «Вечный огонь». На Посту № 1 учащиеся гимназии № 13.

Ведущий: Давным-давно была война,

Давным-давно прошла она.

Для тех, кто жив, она была когда-то,

Но помним мы, как в пламя шли

И как страну свою спасли

Солдаты, солдаты, солдаты…

Юноши и девушки в одеждах 41 года выходят на сцену

1. Здравствуйте!

2. Вы узнаете нас?

3. Да, это мы, ваши сверстники.

4. Мы пришли к вам из войны, чтобы рассказать о своем времени

5. и о вас,

6. потому, что мы были такими же, как вы сегодня…

7. Нас было много:

8. совсем мальчишек

9. и постарше…

10. Нас называли сестренками,

11. невестами…

12. Мы были разными – отчаянными

13. и застенчивыми,

14. веселыми

15. и грустными.

16. Но мы были очень похожи на вас, сегодняшних,

потому что все мы дети России, как и вы…

На фоне довоенных кадров звучит песня в исполнении Иосифа Кобзона – «Довоенный вальс».

Двое идут по пирсу, муз. Севастопольский вальс. Разговаривают, танцуют.

А это наш уникальный памятник русской воинской славы – Панорама «Обороны Севастополя…».

– Зайдём?

– Конечно!

СЦЕНА 2. «МУЗЕЙ «ПАНОРАМА СЕВАСТОПОЛЯ»

Вожатая: 27 марта 1854 года Англия и Франция объявили войну России. Так началась Крымская война. Главным ее событием стала оборона Севастополя, продолжавшаяся 349 дней. 89 боевых кораблей, 300 транспортных судов, 62 тыс. солдат атаковали город. Но не так просто оказалось взять Севастополь.

Художник изобразил на этих полотнах около 4 000 фигур! Среди них адмирал П. Нахимов, хирург Н. Пирогов, первая русская сестра милосердия Даша Севастопольская, отважный разведчик Петр Кошка и еще и многие сотни безымянных солдат и моряков. На осажденной земле героями были все. И это дало основание великому русскому писателю Льву Толстому, тоже участнику этой войны, сказать: «Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, – это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа...»

Вспоминая защитников Севастополя, Константин Фролов-Крымский писал:

Клинком английским и штыком французским

Наш дух не одолеешь никогда!

Покуда Севастополь будет русским –

Россия не изведает стыда!

Он: Завтра я покажу тебе свой Севастополь!

Она: А сегодня мне так хочется танцевать!

Он: Бежим!

СЦЕНА 3. Звучит музыка (Рио-Рита) Танцуют пары. Танец прерывается взрывами…

СЕВАСТОПОЛЬ. Массовка выстраивается по краям сцены.

Война пришла в Севастополь 22 июня в 3 часа 15 минут. Еще не прозвучал ни один залп на западной границе, еще не погиб ни один солдат, а Священный город уже встретил врага, и первые жертвы на алтаре Великой Отечественной были его…

Из приказа ставки Вермахта от 21 августа 1941 года: «Главнейшей задачей до наступления зимы является не взятие Москвы, а захват Крыма, промышленных и угольных районов и лишение русских возможности получать нефть с Кавказа».

Генерал Эрих фон Манштейн, командующий 11-й немецкой армией, наступавшей на город, отдал приказ: «Севастополь – крепость слабая. Взять маршем, коротким ударом».

Понимая особое стратегическое назначение Севастополя, гитлеровцы придумали ему новое название – Готенбург, то есть «Город готов». Заселяться он должен был только чистокровными немцами. Жители же Крыма и Севастополя подлежали поголовному истреблению. В этом райском уголке Гимлер мечтал создать государство ГЭТТЕН ТАУ, государство СС.

30 октября… На наручных часах командира батареи лейтенанта Ивана Заики было 16 часов 35 минут, когда он скомандовал:

– «Пеленг 42»… Дистанция 35 кабельтовых… По вражеским танкам… Залп!

Так началась Вторая оборона Севастополя.

Уже в ноябре 1941 года появился приказ Гитлера: «моряков в плен не брать, расстреливать на месте».

В Инкерманских штольнях организован подземный город. Там оборудованы мастерские, госпиталь, детский сад, школа, общежитие. Дети во всем помогали взрослым. «Севастопольские мальчишки – особая порода, в убежища не идут. Их приходилось вылавливать на улицах, стаскивать с крыш домов, снимать с грузовиков, уходящих на фронт».

27 июля 1942 года в Севастопольский порт зашел последний военный корабль «Ташкент», доставивший краснофлотцев, которые с риском для жизни спасали уцелевшие и полусгоревшие картины «Панорамы обороны Севастополя в 19 веке», чтобы сохранить их для потомков.

В сторону Севастополя сплошное зарево днем и ночью. Пушки гремят не переставая. В небе самолеты. А по дороге непрерывно машины от Севастополя идут. В них раненые и мертвые вповалку. Кровь на дорогу стекала прямо ручьями…». Над степью стоял смрад разлагающихся от жара тел. Всюду царила смерть.

Легендарная 30-я батарея стреляла по врагу непрерывно, пока не закончились боевые снаряды, а сама «тридцатка» не была окружена. Тогда батарейщики повели огонь стальными учебными болванками. Если такая болванка попадала в танк, то его разносило в куски. Когда же закончились и болванки, артиллеристы опускали стволы к земле и закидывали в стволы камни. Когда же не стало и камней, а враг подошел вплотную, батарея вела огонь пороховыми зарядами. Огонь, вырывавшийся из стволов, сжигал землю и людей на целый километр. Но затем закончился и порох.

Тогда батарейцы и морские пехотинцы заперлись в своей подземной крепости. Ворваться вовнутрь немцы не смогли. Они лили в вентиляционные шахты горящий бензин и пустили газы. От этого спасения уже не было. В подземных помещениях и коридорах погибали защитники батареи. Однако наверх не вышел ни один!

За 250 дней обороны Севастополя в 1941-1942 годах на каждый квадратный метр земли было сброшено более тонны металла в виде бомб и снарядов. Взять «слабую крепость» с ходу не удалось.

От красивого приморского города остались только камни, но уцелело одно дерево…

По белым, а теперь залитыми кровью камням Севастополя они отходили к последнему причалу Херсонеса, 35 батарее Севастополя.

Массовка перестраивается в шеренги, ПОЮТ:

Пахнет дымом от павших знамен,

Мало проку от битвы жестокой.

Сдан последний вчера бастион,

И вступают враги в Севастополь.

И израненный молвит солдат,

Спотыкаясь на каменном спуске:

– Этот город вернется назад –

Севастополь останется русским!

Они уходили. В этом не было оскорбления их гордости, чести оружия, потому что свой долг они выполнили до конца.

Батарея № 35 с 30 июня 1942 года стала последним узлом сопротивления на подступах к Херсонесскому полуострову.

Основная часть 35-й батареи – два исполинских железобетонных массива с орудийными башнями, которые могли поворачиваться на 360 градусов. Батарея строилась для защиты города с моря, но вскоре ей пришлось стать центром обороны с суши. Здесь героически сражались последние защитники Севастополя в июне-июле 1942 года. Здесь же развернулись самые трагичные события для Приморской армии. Разыгрывается сценка.

– Старшина 2 статьи.

– Я.

– Вот что, Маша, придет катер, погрузишь раненых и больше сюда не вернешься.

– Это почему?

– Не сегодня-завтра бой здесь будет страшный. А ты девчонка совсем, тебе жить надо.

– Я на фронте. Что всем морякам, то и мне.

– Не спорь!.. Положение наше слишком серьёзное.

На берегу у Херсонесского мыса остались притиснуты к морю десятки тысяч бойцов и командиров, без боеприпасов, медикаментов, продовольствия и воды.

1: Земля! Земля! Земля! Земля! Земля не слышит! нас не слышит земля…

Все, наша батарея немцам надоела.

Город был обречен: немецкое наступление на Кавказ и Волгу развивалось настолько успешно, что на оборону города у Ставки не было ни сил, ни ресурсов. К тому моменту на каждого севастопольского бойца приходилось два вражеских, на каждое орудие – два орудия противника, против одного танка – четыре фашистских, а против самолета – десять. И с каждым новым днем это преимущество росло.

35 батарея стреляла по вражеским позициям снарядами. Потом ядрами. Потом картечью. Боезапас иссяк.

Запись в журнале: 28 ИЮНЯ 1942. 371 ДЕНЬ ВОЙНЫ. В течение дня противник произвёл 765 налетов самолетов. Сброшено до 3400 бомб… все изрыто воронками. НАША ЗЕНИТНАЯ БАТАРЕЯ УЖЕ БЕЗМОЛВСТВУЕТ. Снарядов нет, дошло до рукопашной, до штыков, камней. Странно, никто не кричал «Ура!» – дрались молча, с остервенением, до конца.

Земля была покрыта телами убитых и ранеными, вся поверхность изъедена воронками.

08-12.07.42

Краснофлотец С. И. Филиппенко, радист штаба ПВО:

Нет воды, продовольствия, медицины, боеприпасов, нет командиров, а оставлять последний севастопольский клочок земли мы все равно не собирались.

06.07.42

Лейтенант Б. А. Кубарский: Уваркин дал сухарь, я его жадно сгрыз и захотел пить, спустился к воде, отодвинул трупы и напился.

Поняв, что Севастополь не сдастся, его просто стирали с лица земли – горело все, что можно, а люди сражались буквально подручными средствами…

А люди – стояли. Слабея от жажды,

От яркого солнца июльского дня.

Здесь каждый был ранен уже не однажды,

Здесь каждый испил горькой чаши до дна.

ПОЮТ:

Над кормою приспущенный флаг,

В небе мессеров хищная стая.

Вдаль уходит последний моряк,

Корабельную бухту оставив,

И твердит он, смотря на закат,

И на берег покинутый, узкий:

– Этот город вернется назад –

Севастополь останется русским!

– Этот город вернется назад –

Севастополь останется русским!

Мы очень боялись плена, а потому каждый из нас думал как можно дороже заплатить врагу за свою молодую жизнь, за погибших товарищей. Мы дрались до последнего патрона и при первой возможности думали вырваться из окружения.

Бесконечно уставшие, измученные жаждой и бессонными ночами люди ещё не знали, что впереди их ждал ад гитлеровских концлагерей, выжить в котором было суждено лишь единицам.

Колонна изможденных, черных от пота, крови и копоти людей растянулась от Севастополя до Бахчисарая. Немцы были беспощадны к советским военнопленным: давили колону танками, расстреливая и забивая до смерти тех, кто спасался бегством. Морили пленных голодом, закапывали и сжигали заживо.

Немцы откровенно веселились. Они вызывали по десять человек. Сначала коммунистов и командиров. Выводили к обрыву и превращали людей в живые мишени. Стреляли в лицо, голову. Торжество арийской расы было полным.

Сценка. Медсестра: Снимите ромбы, вас же убьют. Я заслоню.

Командир: Я останусь тем, кем был. Там, наверху, когда я крикну, беги, что есть силы от обрыва. Беги и не оглядывайся, как можно дальше.

– Что крикните?

– Неважно… Крикну и всё.

– Братцы, разве мы не русские солдаты? А ну, поднажмём!.. Одновременно все 10 схватились с немцами…

Всего за 22 месяца оккупации в Севастополе было расстреляно, сожжено, утонули в море 27 306 человек. В фашистскую Германию угнано 45 тыс. чел. Кадры видеофильма.

Все участники поют: «Севастополь останется русским!»

Литература:

1. Муромский М. М. Нас не слышит земля. 2011. Материалы музейного комплекса «35-я береговая батарея».

2. Музей героической обороны и освобождения Севастополя: путеводитель / Н. В. Шебек, Э. Н. Доронина, К. Г. Сапранкова и др. – 2-е изд., доп. – Симферополь: Таврия, 1978.

Количество просмотров: 1135  

Добавить комментарий

Target Image
1. Формирование патриотизма через организацию исследовательской деятельности в условиях современной цифровой образовательной среды
2. Патриотическое воспитание школьников по материалам личных архивов и устной истории. Несколько слов о выборе темы исследования
3. Развитие духовности и повышение нравственного потенциала семьи на примере методической разработки родительского собрания «Семейные ценности – залог успешного воспитания»
4. Развитие эмоционального интеллекта у детей
5. Подростковая депрессия: советы родителям, как избежать беды
6. Осознанное чтение как условие развития творческого потенциала ученика (из опыта анализа рассказа А. П. Чехова «Дом с мезонином»)
7. Формирование гражданской идентичности во внеурочной деятельности
8. Растите детей патриотами
9. Уроки Памяти: из опыта проведения театрализованных уроков, посвященных Дню Победы
10. Развитие основ финансовой грамотности у детей начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности
11. Проектная деятельность как способ формирования патриотического воспитания младших школьников
1. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Организация внеклассного мероприятия «И победили человек и город!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Классный час «Жизнь в блокадном Ленинграде» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Воспитание патриотических чувств: из опыта работы по теме «Блокада Ленинграда» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Классный час «Ленинград – Новосибирск: 900 дней братства» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Результаты работы лагеря «Бригантина» при МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Счастливое детство, или История о том, как формируется сплочённый коллектив ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Классные семейные традиции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Всё невозможное – возможно! ВЫПУСК №106, апрель 2023
20. Сказочный фонтан в мифическом парке ВЫПУСК №106, апрель 2023

Страницы