Формирование гражданской идентичности во внеурочной деятельности

 
 

Наговицына Анна Александровна,

учитель истории МБОУ СОШ № 8 г. Новосибирска

 

Формирование гражданской идентичности во внеурочной деятельности

Для нашей страны жизненно важна консолидация граждан, осознающих свою причастность к общей истории, ответственность за будущее России. Сегодня одно из ведущих направлений в развитии системы образования и воспитания – это формирование гражданской идентичности, которая выступает залогом будущего нашей страны.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) предъявляются требования к «портрету выпускника школы». Обучающийся должен обладать совокупностью личностных характеристик, среди которых на первом месте выделены те, которые обеспечивают и отражают сформированность основ гражданской идентичности.[1]

Перед современным учителем стоит ответственная, очень важная задача по формированию личности будущего россиянина, отождествляющего себя с российской нацией, включенного в культурную, общественную жизнь страны, ощущающего причастность к будущему, настоящему и прошлому российского народа.

Особенностью работы учителя в контексте формирования гражданской идентичности является такое преподнесение изучаемого материала, которое не может не отразиться на отношении личности к себе, своей семье, своему городу, своей стране.

В школе процесс формирования гражданской идентичности осуществляется как во время учебной деятельности, так и через внеурочную деятельность. Огромным воспитательным потенциалом в формировании личностных результатов обладает внеурочная деятельность. В процессе внеурочной деятельности учащиеся вовлекаются в лично значимую деятельность, во внеурочных ситуациях происходит социальное, гражданское, духовно-нравственное становление, развиваются их интересы, формируются личные качества. Данная ситуация позволяет наиболее успешно создавать положительный результат по формированию гражданской идентичности.

С начала 2022 учебного года в школах появилось нововведение – цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном», цель которых пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа и важности его сохранения.

В нашей школе курс «Разговоры о важном» дополняет исторический факультатив внеурочной деятельности – «Этот день в истории Отечества». В факультативе занимаются учащиеся среднего звена. Они знакомятся с памятными, знаменательными, юбилейными датами истории страны и родного края, а затем совместно с руководителем проводят практические занятия для других учащихся. Форма данных практических занятий – квест, исторический квиз, оформление выставки, подготовка школы к празднику, создание фильмов.

С начала учебного года в рамках факультатива «Этот день в истории Отечества» учащиеся познакомились с такими памятными, юбилейными датами, как 210 лет со дня Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года, День памяти жертв фашизма, 85 лет Новосибирской области, 100 лет со дня рождения Б. А. Богаткова, 40 лет со дня образования родной школы № 8, День народного единства, День государственного герба Российской Федерации, День неизвестного солдата. В рамках данного факультатива учащиеся также провели практические занятия – мероприятия, приуроченные к памятным датам. Так, в связи с юбилейной датой – 210 лет Бородинской битвы, учащиеся провели экскурсию по сюжетной экспозиции художников-баталистов Отечественной войны 1812 года. Был оформлен стенд с репродукциями картин, по которым учащиеся рассказали о сражении, героях Отечественной войны 1812 года.

В 2022 году у нашей школы № 8 юбилей – 40 лет со дня образования. Данное событие не осталось вне поля зрения учащихся факультатива внеурочной деятельности. Совместно с руководителем были проведены интервью с педагогами-ветеранами школы, собраны воспоминания у выпускников и в итоге был создан фильм – «История школы № 8». [2]

В рамках факультатива также были проведены мероприятия, приуроченные ко Дню народного единства. Учащиеся познакомились с событиями в нашей стране, связанными с историей празднования Дня народного единства, а затем выполнили практическое задание – разработали комплекс вопросов, интерактивные задания по рубрикам: «Россия знаменательная», «Россия историческая», «Россия научная», «Россия культурная», «Россия многонациональная». Данные вопросы были положены в основу исторического квеста, который учащиеся провели с учениками 5-10 классов. Разработанные рубрики с вопросами и заданиями соответствовали названию станций, по которым проходили другие ученики, отвечая на вопросы и выполняя интерактивные задания. Так, на станции «Россия многонациональная» учащимся было предложено соотнести иллюстрации блюд, костюмов, праздников с российской народностью. Учащиеся разработали задания с применением «черного ящика». Они задавали вопрос, ответ на который (предмет) лежал в «черном ящике».

День неизвестного солдата – особая дата в нашей школе. Трепетное отношение к этой дате связано с тем, что ученики нашей школы являются участниками поисковых экспедиций по поиску и перезахоронению воинов Красной армии времен Великой Отечественной войны, организуемых новосибирским поисковым отрядом Поиск МГиВ.

В этом году в нашей школе ко Дню неизвестного солдата участники факультатива внеурочной деятельности «Этот день в истории Отечества» создали выставку «Память должна жить».

Таким образом факультатив внеурочной деятельности «Этот день в истории Отечества» позволяет вовлечь в социально-активный вид деятельности, имеющий значимый, личностный смысл. Учащиеся приобщаются к значимым историческим событиям страны, осознают свою сопричастность и ответственность перед родиной. Так, посредством внеурочной деятельности происходит формирование российской гражданской идентичности в нашей школе.

Оформление выставки ко Дню неизвестного солдата «Память должна жить»

Экскурсия по сюжетной экспозиции художников-баталистов Отечественной войны 1812 года

 

Исторический квест ко Дню народного единства

 

[1]Федеральный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс].URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (Дата обращение 3.12.2022)

[2]История школы № 8.https://disk.yandex.ru/d/lwHatOPKmCK5kQ

Количество просмотров: 1541  

Добавить комментарий

Target Image
1. Формирование патриотизма через организацию исследовательской деятельности в условиях современной цифровой образовательной среды
2. Патриотическое воспитание школьников по материалам личных архивов и устной истории. Несколько слов о выборе темы исследования
3. Развитие духовности и повышение нравственного потенциала семьи на примере методической разработки родительского собрания «Семейные ценности – залог успешного воспитания»
4. Развитие эмоционального интеллекта у детей
5. Подростковая депрессия: советы родителям, как избежать беды
6. Осознанное чтение как условие развития творческого потенциала ученика (из опыта анализа рассказа А. П. Чехова «Дом с мезонином»)
7. Формирование гражданской идентичности во внеурочной деятельности
8. Растите детей патриотами
9. Уроки Памяти: из опыта проведения театрализованных уроков, посвященных Дню Победы
10. Развитие основ финансовой грамотности у детей начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности
11. Проектная деятельность как способ формирования патриотического воспитания младших школьников
1. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Организация внеклассного мероприятия «И победили человек и город!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Классный час «Жизнь в блокадном Ленинграде» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Воспитание патриотических чувств: из опыта работы по теме «Блокада Ленинграда» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Классный час «Ленинград – Новосибирск: 900 дней братства» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Результаты работы лагеря «Бригантина» при МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Счастливое детство, или История о том, как формируется сплочённый коллектив ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Классные семейные традиции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Всё невозможное – возможно! ВЫПУСК №106, апрель 2023
20. Сказочный фонтан в мифическом парке ВЫПУСК №106, апрель 2023

Страницы