Профессиональная компетентность учителя в условиях системной модернизации образования

 
 

Добролюбова Людмила Львовна,

учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» г. Новосибирска,

Почетный работник сферы образования Российской Федерации

 

Профессиональная компетентность учителя в условиях системной модернизации образования

Как никто не может дать другому того,
чего не имеет сам, так не может развивать,
воспитывать и образовывать других тот,
кто сам не является развитым, воспитанным и образованным.
А. Дистервег

Современный период характеризуется значительными изменениями в системе российского образования. Не утихают споры и дискуссии вокруг нового «Закона об образовании в РФ» (2013 г.) – основополагающего нормативно-правового акта в сфере образования. Повсеместно осуществляется переход на новые образовательные стандарты (ФГОС), определяющие новые приоритеты в работе педагогического сообщества; активно обсуждается Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной  истории…

Успех модернизации российского образования полностью зависит от того, кто и как будет реализовывать на практике идеи, обозначенные в вышеуказанных документах, порой вызывающих самые разнообразные точки зрения. Итак, реализация данных проектов полностью ложится на плечи педагога.

Каким должен быть педагог? В последнее время этому вопросу посвящено немало исследований. Точкой соприкосновения множества мнений является профессиональная компетентность учителя. Новые ценности и цели образования требуют от нас не только глубокого знания предмета, знания лучших традиций российского образования, но и путей качественного обновления его содержания – поиска и отбора тех средств обучения и воспитания, которые дадут возможность по-новому проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в рамках перехода на ФГОС (стандарт второго поколения).

Традиционная (знаниевая) образовательная парадигма больше не удовлетворяет требованиям, предъявляемым обществом к современному образованию, т.к. не формирует самостоятельности мышления. В связи с ускорением темпов развития производства, изменением ситуации на рынке труда, всепоглощающей информатизацией общество нуждается в воспитании думающего, самостоятельного, креативного поколения, умеющего «учиться», владеть способами работы с информацией, применять знания на практике, т.е. уметь использовать их в жизненных ситуациях. В современном мире не актуальна формула "чем больше знаешь, тем больше можешь", потому что сами по себе знания могут оставаться невостребованными. Эта идея только на первый взгляд кажется новой, ведь еще Аристотель говорил о том, что «ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле».

Согласно последним нормативным документам одним из приоритетных направлений деятельности педагогов является формирование ключевых образовательных компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.

Итак, компетентностный подход в образовании означает для педагогов и обучаемых постепенную переориентацию доминирующей традиционной (знаниевой) парадигмы с преимущественной трансляции и освоения знаний, умений, навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, направленных на формирование личности, способной адаптироваться в условиях социально-политического, рыночно-экономического, информационно-коммуникационного насыщенного пространства.

Иначе говоря, школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е. развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетентности, уровень сформированности которых, прежде всего, зависит и от компетентности учителя. Именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии обучающихся. Согласимся с мнением Д.Б. Эльконина, «цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».

«Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений», – говорил Р. Декарт. В условиях системной модернизации образования важно определиться с содержанием понятия «профессиональная компетентность», а для этого необходимо выявить, что означают понятия «компетенция», «компетентность», которые не имеют единого толкования, и профессионализм.

Согласимся с мнением A.B. Хуторского, который разделяет понятия "компетентность" и "компетенция" следующим образом: "Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. ... Для разделения общего и индивидуального будем отличать синонимически используемые часто понятия "компетенция" и «компетентности». …Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности но отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности».[1]

А.В. Хуторской говорит о необходимости разделения данных понятий, подразумевая под компетенцией заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (характеристику).

Также для нас важно осознание понятия «профессионализм», содержание которого, на мой взгляд, основательно раскрывается в Словаре по профориентации и психологической поддержке. Итак, профессионализм – это «высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности. Профессионализм дает возможность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выполнения рабочих заданий. Профессионализм специалиста проявляется в систематическом повышении квалификации, творческой активности, способности продуктивно удовлетворять возрастающие требования общественного производства и культуры».[2] Понятие педагогического профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека, а также определённый набор психологических качеств (характер, темперамент, тип нервной системы).

«Профессиональная компетентность» – это понятие, вокруг которого ведётся немало дискуссий. Начало им положено в 90-е годы XX века исследователями, занимающимися проблемами педагогической деятельности. Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Заслуживает внимания мнение М.А. Чошанова: «если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством»[3].

Итак, профессиональная компетентность педагога – это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Профессиональная компетентность представляет собой сложное и многогранное явление, определяется не только профессиональными базовыми знаниями и умениями педагога, но и ценностными ориентациями мотивами его деятельности, пониманием им себя и окружающего мира, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его общей культурой, и способностью к развитию своего творческого потенциала. Компетентность учителя – это слияние  профессионализма (уровень специальной, методической, психолого-педагогической подготовки), творчества и искусства (актёрство и ораторство). Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся. Девиз которого – «Вдохновение! Инициатива! Творчество! Результат! Успех!»

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» впервые вводит такое понятие, как правовой статус педагогических работников, под которым понимается совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности. Новый закон способствует повышению статуса педагога. Закон гарантирует право учителей и преподавателей на повышение квалификации и профессиональную переподготовку, прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории, а также детально прописывает меры социальной поддержки. Вопрос в том, насколько это возможно реализовать на практике, и что для этого необходимо.

Прежде всего, осознание каждым педагогом необходимости повышения квалификации не для «галочки». Бытует мнение, что квалификации «специалиста» достаточно для продуктивной педагогической деятельности. Действительно, получая высшее образование, мы получаем возможность работать по специальности. Но нельзя забывать, что мы живем в динамично меняющемся мире. Стремительно развивающийся век информационных технологий не дает возможности стоять на месте. Ученик XXI века имеет возможность получать знания не только на уроках, в его арсенале масса источников, прежде всего Интернет. Современный учитель не должен бояться незнания, страшнее отсутствие стремления к знаниям, ведь « учитель – это человек, который учится всю жизнь,  только в этом случае он обретает право учить (Лизинский В. М.).

Есть несколько способов повышения профессиональной компетентности педагога:

- курсы повышения квалификации, в т.ч. дистанционные;

- аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию;

- самообразование, основными характеристиками которого являются:  свобода выбора круга интересующих проблем и построение  собственной образовательной траектории в соответствии со своими возможностями и способностями, самостоятельная работа с источниками информации и самостоятельная организация процесса самообучения.

- исследовательская и экспериментальная деятельность;

- инновационная деятельность;

- активное участие в работе районных методических объединений, педсоветов, семинаров, вебинаров, конференций, мастер-классов;

- использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий, в т.ч. интерактивных;

- участие в различных конкурсах;

- обобщение и распространение опыта, создание собственных публикаций.

Главный залог успеха заключается в осознании самим педагогом необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

Согласимся с мнением М. Монтеня, «надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало». Поэтому необходимо стремиться к профессиональному самосовершенствованию, овладению технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, направленными на достижение планируемых результатов. Вопрос в том, как сочетать требования к ОГЭ и ЕГЭ с личностным ростом обучающихся? Думаю, ответ найдет только педагог, обладающий высоким уровнем профессиональной компетентности. К сожалению, противостоять переменам трудно. «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен», гласит древнейшая китайская мудрость, но может быть в том и стимул к дальнейшей работе, инновациям, личностному росту, самоусовершенствованию? Не надо бояться учиться вместе с учеником!

На учителя истории в данный период возлагается особая ответственность. Наряду с переходом на ФГОС, мы находимся в условиях принятия Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, что кардинально увеличивает ответственность за качество преподавания предмета, результат, и, соответственно, увеличивает необходимость формирования комплекса профессиональной компетентности учителя истории, включающего информационную, методологическую, исследовательскую, коммуникативную и нормативно-правовую компетентность. Разговор об этом еще предстоит…

Современная система российского профессионального образования ориентирована на результаты, эффективность и качество. Какие бы в ней не происходили изменения, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую личность педагога.

Итак, вновь обратимся к философам древности, чьи мысли не потеряли актуальности и в XXI веке: «Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны» (Эсхил).

ЛИТЕРАТУРА

1. Баршадская Е.Г. Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях системной модернизации образования [Электронный ресурс]. URL:  http://баршадская.рф/rabota/50-povyshenie-professionalnoy-kompetentnosti-pedagogov-v-usloviyah-sistemnoy-modernizacii-obrazovaniya.html

2. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход.// Сибирь. Философия. Образование. – 2005. – №8.

3. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.

4. Кузьмина  Е.И.  Психология  свободы:  теория  и  практика.  СПб.:  Питер,  2007. 

5. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессиональности учителя // Педагогика, 1995.

6. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский  центр «Академия», 2005.

7. Приданникова О.Г. Развитие профессиональной компетентности учителя [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/623399/

8. Руднева Т.И. Формирование профессиональной компетентности студентов – будущих юристов: моногр..– Самара: Самар. ун-т, 2011

9. Словарь по профориентации и психологической поддержке [Электронный ресурс].URL http://career_counseling_support.academic.ru

10. Тонконогая Е.П. Культура педагогического исследования.– М., 1993.

11. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003.

12. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты //Интернет-журнал "Эйдос". – 2002. – 23 апреля. [Электронный ресурс]. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

13. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". -2005. -12 декабря. [Электронный ресурс]. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm. 6.

14. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. – М.: Народное образование, 1996.



[1] Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003.

[2] Словарь  по профориентации и психологической поддержке [Электронный ресурс].URL http://career_counseling_support.academic.ru

[3] Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. – М.: Народное образование, 1996

 

Количество просмотров: 15432  

Добавить комментарий

Target Image
1. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Организация внеклассного мероприятия «И победили человек и город!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Классный час «Жизнь в блокадном Ленинграде» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Воспитание патриотических чувств: из опыта работы по теме «Блокада Ленинграда» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Классный час «Ленинград – Новосибирск: 900 дней братства» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Результаты работы лагеря «Бригантина» при МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Счастливое детство, или История о том, как формируется сплочённый коллектив ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Классные семейные традиции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Всё невозможное – возможно! ВЫПУСК №106, апрель 2023
20. Сказочный фонтан в мифическом парке ВЫПУСК №106, апрель 2023

Страницы