Мельникова Ольга Александровна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦДО «Лад» г. Новосибирска

 
Детская одаренность как практический педагогический феномен

Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план сегодня выходят вполне определенные требования к такой личности – творческой, активной, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально грамотной. Такие качества не образуются сами по себе, здесь нужна специально организуемая система работы с одаренными детьми.

История психологических учений об одаренности неотделима от общей истории психологии. Из истории известно, до того времени, как психология приобрела статус самостоятельной науки, психологическое знание в целом и, в частности, представления об одаренности интенсивно развивались в лоне других наук, накапливались они и в разных сферах практической человеческой деятельности.

Сегодня в нашей стране правительство проводит целенаправленную политику в области образования. Одним из главных направлений является поддержка талантливых и одаренных детей, создание условий для их обучения, развития творческих способностей, успешности, возможности ранней профессиональной ориентации. В этих целях МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Лад» проводит разнообразные мероприятия с обучающимися в разных сферах деятельности, для того, чтобы дети имели возможность продемонстрировать свои успехи, проявить свои способности и таланты.

Одаренность – есть системное, непрерывно развивающееся в течение всей жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, нестандартных результатов в одном или нескольких видах деятельности, высота получаемых результатов определяется обычно в сравнении с другими людьми, не относимыми к статусу одаренности.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда неожиданными достижениями (или имеет внутренние психофизические предпосылки, задатки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческих сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одаренности.

Можно условно выделить три категории одаренных детей:

– дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в младшем школьном возрасте);

– дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки (такие обучающиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);

– обучающиеся, не достигшие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада (возможности таких обучающихся раскрываются в старшем школьном возрасте).

Феномен творческой одаренности привлекает внимание исследователей уже не один век, но лишь в последние годы рост интереса к проблеме одаренности приобрел характер устойчивой тенденции. Обусловлено это спецификой происходящих в российском обществе перемен. Решение проблемы раннего выявления и развития одаренности связывают обычно с повышением интеллектуально-творческого потенциала страны – единственного, надежного гаранта национальной безопасности.

Изучение детской одаренности как личностно-психического феномена является центральным звеном для разрешения широкого спектра практических педагогических проблем. Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению ко всем последующим этапам жизненного пути личности. Детская одаренность часто выступает за завесой закономерностей возрастного развития, ведь каждый детский возраст имеет свои предпосылки и возможности развития способностей. Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко обнаруживает себя в виде неравномерности (рассогласованности) функций психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей у ребенка наблюдается очевидное отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии.

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза и на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка, ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности.

Значительную роль в развитии задатков и способностей ребенка играют учреждения дополнительного образования детей. Важно, чтобы именно здесь сложился психологически необходимый ребенку институт, где он мог бы разносторонне развиваться, учился бы открыто выражать свои чувства и мысли.

Разрабатывая концепцию личностно-ориентированного подхода в образовании детей, мы, в первую очередь, исходим из того, что ее реализация предполагает продуктивное развитие ребенка, повышение возможностей формирования личности, ее адаптации в современном динамичном обществе.

В нашем Центре разработана и апробирована программа по развитию детской одаренности. Целью программы является выявление одаренных детей и создание условий, способствующих их оптимальному развитию, обеспечению личностной, социальной самореализации и профессиональному самоопределению. Успешность работы с одаренными детьми в ЦВР «Лад» во многом зависит от того, какая работа проводится с категорией детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

Можно выделить цели и задачи воспитательно-образовательной работы с одаренными детьми дошкольного и младшего школьного возраста:

– Развитие общих способностей ребенка как основы всех специальных способностей, так как можно развить природные задатки способностей в определенный благоприятный возрастной период.

– Развитие интеллекта ребенка (мышления, памяти, речи и др. интеллектуальных функций).

– Выявление одаренных детей в ходе игровой и образовательной деятельности психологическими методами диагностики, путем анализа результативности умственного труда. Использование метода экспертных оценок педагогов и родителей.

– Формирование педагогической деятельности и деятельности детей как базовой способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность, распределять свое внимание и др.).

– Воспитание навыков общения, т.к. для одаренного ребенка в 6-7 лет умение учиться – это, прежде всего способность включаться и инициировать учебное сотрудничество.

– Обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей как необходимого условия для успешности любой деятельности.

Содержание работы с одаренными детьми определяется в рамках каждой из образовательных программ педагогов по направлению деятельности. В эти программы включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.

Методы и формы работы с одаренными детьми, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми обучающимися в объединении и в тоже время отличаться определенным своеобразием.

Каждое направление определяет специфику форм, методов и приемов работы. Среди форм и методов досуговой работы широкими возможностями выявления и развития одаренных детей обладают различные конкурсы, соревнования, интеллектуальные марафоны, участие в различных олимпиадах и т.д. Опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, умноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важным даже не то, что дала человеку природа, а то, что как он сумел распорядиться тем даром, которым он обладает.

 

Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие становятся одними из важнейших аспектов деятельности учреждения.

Деятельность в данном направлении включает этапы:

– аналитический – на первой ступени обучения, где при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности;

– диагностический – на этом этапе (5-9 классы) проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребенка;

– этап формирования, углубление и развитие способностей ребенка.

В системе дополнительного образования созданы благоприятные условия для развития способностей, проявления одаренности, представляющие возможности ребенку почувствовать вкус успеха. Именно такая психологическая обстановка позволяет максимально раскрыть потенциал каждого воспитанника.

В практической деятельности выделяют следующие виды одаренности: одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности – интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.). В художественно-эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность. В коммуникативной деятельности – лидерскую одаренность. В духовно-ценностной сфере деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям. Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.

 

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного дополнительного образования. Дополнительное образование является сферой, которая, в первую очередь, ориентирована на поиск, поддержку и развитие различных видов одаренности детей.