Герьянская Нина Олеговна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры охраны здоровья и ОБЖ НИПКиПРО

 
Здравствуйте, дорогие мои коллеги, уважаемые читатели электронной газеты «Интерактивное образование»!

В связи внедрением в сентябре 2015 года Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, призванного подготовить выпускников школ в соответствии с задачами экономического и социокультурного развития страны, в Новосибирске 26-27 ноября 2014 года состоялась первая Всероссийская научно-практическая конференция по теме «Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни: новый уровень решений».

Организаторы конференции «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (кафедра охраны здоровья и ОБЖ) и «Институт содержания и методов обучения» Российской академии образования (Москва) обозначили цель конференции как анализ имеющихся практик в области экологического образования, здоровьесберегающей деятельности, реализации программ по основам безопасности жизнедеятельности, выявление и обсуждение принципиально новых психолого-педагогических подходов, моделей, технологий, содержания, форм и методов реализации образования в области экологической культуры здорового и безопасного образа жизни в связи с внедрением ФГОС общего образования.

В работе Конференции приняли участие более 200 человек из 8 регионов России, в том числе известные ученые: Дзятковская Елена Николаевна, доктор биологических наук, профессор, член-корр. РАЕН, главный научный сотрудник ФГНУ ИСМО РАО, ФБНУ НЦ ПЗС и РЧ СО РАМН, и Склянова Нина Александровна, доктор медицинских наук, профессор, Отличник здравоохранения, почетный работник общего образования РФ, директор «Городского центра образования и здоровья «Магистр».

Я хочу представить вашему вниманию несколько статей участников конференции, выражающих основные направления содержания образовательной области экологической культуры здорового и безопасного образа жизни, а также материалы педагогов и психологов, рассматривающие другие, не менее актуальные вопросы сохранения и развития здоровья детей в образовательном процессе.

Здоровье как образовательный продукт. Учебная культура обучающегося

Дзятковская Елена Николаевна

Психологические, медицинские, экологические исследования психического развития и здоровья ребенка в системе «человек – учебная информационная среда» поставили проблему соответствия содержания и методов обучения собственной природе физиологического, психического и социального развития детей школьного возраста. Известно, что в методологическом плане образовательная среда может рассматриваться как фактор, оказывающий определенное влияние на обучение и развитие учащихся; как совокупность возможностей для обучения учащихся, проявления и развития их способностей и личностного потенциала; как средство обучения и развития (работы В.И. Панова, В.В. Рубцова, В.А. Ясвина).

Культура здоровья школьников

Склянова Нина Александровна, Лейтан Елена Брониславовна

Мы убеждены, что каждый человек является инициатором собственного поведения в отношении культуры здоровья, и эти процессы носят глубоко субъективный характер. Следует помнить, что культура здоровья является неотъемлемой частью общей культуры человечества.
Наша концепция основана на формировании основ здорового образа жизни и понимания культуры сохранения здоровья человека путем ведения активного образа жизни и получения от нее позитивных эмоций.

Сократовская беседа как метод развития экологического мышления учащихся

Грицман Лариса Геннадьевна

В Концепции устойчивого развития показано, что главную роль в разрешении наметившегося глобального социоприродного конфликта могут сыграть согласованные действия по переходу человечества к устойчивому развитию: когда сбалансированно учитываются социальные и экономические интересы и экологические возможности природы по их удовлетворению. Данным документом страны мирового сообщества обозначили понимание фундаментального значения учета экологических императивов для выживания человека на Земле. Это выдвинуло на первый план проблему формирования экологической культуры как имманентного вектора всей культуры цивилизации ХХI века во всем многообразии ее элементов и пластов.

Особенности становления самосознания старших подростков, употребляющих наркотические и психоактивные вещества, в сравнении с подростками-делинквентами

Куницкий Игорь Владиславович

Самосознание – не сумма частных характеристик, а целостный образ, единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе. Как и всякая установка, она включает в себя когнитивный элемент (представление о своих качествах и сущности), эмоционально-аффективный элемент (самоотношение, самолюбие) и оценочно-волевой (определенная самооценка). Самосознание – следствие длительного развития индивида, превращения его в самостоятельного субъекта деятельности, устанавливающего определенные взаимоотношения с обществом и природой. Становление самоопределения напрямую связана с формированием самосознания в подростковом возрасте.

Роль учителя биологии в формировании целевых и смысловых установок обучающихся по отношению к здоровью

Курта Оксана Викторовна

На современном этапе необходимо рассматривать образовательный процесс параллельно с оздоровительным, поскольку гармоничного развития личности без формирования духовности, нравственности и здоровья нет. В свою очередь оздоровительный процесс должен развиваться на основе биологических знаний и учитывать особенности ребенка, а также формировать у него осознанную, добровольную мотивацию к обучению и сохранению собственного организма.

Компьютерная зависимость. Как с ней бороться?

Лебедина Оксана Сергеевна

Для начала важно разобраться, есть ли у ребенка зависимость от компьютера. Мы живем в современном мире – мире техники и информации, где грань между обычным пользованием компьютером, различными гаджетами и зависимостью от них очень тонка. Изолировать ребенка от компьютера мы не можем, да, наверное, и не должны. Это часть мира, и ребенок должен тоже в ней ориентироваться.

Декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство как средство воспитания экологической культуры и коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников

Радченко Марина Павловна, Сизова Наталия Владимировна

Федеральный государственный стандарт начального общего образования ставит перед школой задачу развития ученика как целостной и гармоничной личности. При этом в последние 5 лет отмечается значительное увеличение числа детей, имеющих те или иные нарушения развития, более 50% которых связаны с общим недоразвитием речи (ОНР).

Использование технологии развития критического мышления при изучении блока «экология» на уроках английского языка в шестом классе

Шашалевич Мария Владимировна

Тема экологии и сложившаяся экологическая ситуация в России и мире не может не волновать пытливые умы современных школьников. Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования предполагает изучение и освоение блока «Экология» в контексте разных предметов. В ходе бесед, просмотров учебных фильмов, игровых и тренинговых программ учащиеся получают представление о природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья.

Развитие группового взаимодействия и коллективного сотрудничества в процессе повышения квалификации учителей

Герьянская Нина Олеговна

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295) ориентирована на повышение доступности и качества образования, подготовку квалифицированных кадров всех уровней профессионального образования, способных быстро реагировать на запросы рынка труда, повышать уровень своей квалификации в течение всей жизни, использовать свои знания, навыки и компетенции, полученные в процессе обучения.

Организация динамических пауз с младшими школьниками на занятиях в детском объединении «Вязание»

Афанасьевская Надежда Геннадьевна

Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Одним из направлений в сохранении здоровья детей на занятиях по декоративно-прикладному творчеству является организация во время занятий с младшими школьниками динамических пауз.

Методы стимуляции речевого развития неговорящих детей

Долженкова Любовь Васильевна

В настоящее время резко возросло количество детей, у которых отсутствует речь. Эти дети, как правило, имеют комплексное органическое нарушение. Их группа неоднородна. В неё входят дети с моторной и сенсорной алалией, анартрией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха. Общим для всех этих детей является отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, повышенная эмоциональная истощаемость. Эти дети обладают общей моторной неловкостью, снижением общей работоспособности, внимания, памяти, двигательной расторможенностью или заторможенностью. Всё это мешает полноценному развитию речи и взаимодействию ребёнка с окружающим миром.

Скоро в школу

Нифонтова Татьяна Валерьевна

В жизни ребёнка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и координально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг её не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьёзное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребёнка.

Клинико-психологические проявления в профессиональных болезнях

Куницкий Игорь Владиславович

По данным Всемирной организации здравоохранения, к началу XXI в. удельный вес депрессивных и тревожных расстройств составил около 40% в общей структуре психической патологии. Ежегодно в мире клинически диагностируемой депрессией болеют около 200 млн человек, и эта цифра неуклонно возрастает. Каждый восьмой человек хотя бы раз в жизни нуждается в специализированной антидепрессивной терапии.