Развитие федякинского движения в Новосибирске: реалии военного времени

 
 

Никитенко Наталья Николаевна,

главный архивист отдела учета, сохранности и научно-справочного аппарата

Муниципального казенного учреждения города Новосибирска «Новосибирский городской архив»

 

Развитие федякинского движения в Новосибирске: реалии военного времени

Военное положение, обусловленное началом стремительных военных действий на западе страны, было связано со значительными потерями как среди мобилизованных на фронт, так и среди мирных граждан, но и с непростыми условиями жизни советского народа, когда тысячи детей и подростков остались без попечения родителей.

К середине 1942 года в письмах солдат с фронта все чаще можно встретить: «Я много думаю о своих ребятах. Как там они живут? Здоровы ли? Учатся ли? Есть ли за ними надзор? Скорее напишите мне…» [1. С. 1]. Принимая во внимание обеспокоенность бойцов Красной Армии за родных, а также возросшее число безнадзорных детей, коллектив учителей Федякинской школы Рыбновского района Рязанской области выступил с инициативой создать для детей фронтовиков фонд материальной помощи, из средств которого осуществлялась выплата денежных пособий семьям фронтовиков и закупка продуктов для организации бесплатного горячего питания для детей при школах. Инициаторы предлагали общественности принять активное участие в оказании помощи таким семьям, в том числе: подготовке уроков под личным присмотром учителей, организации досуга при школах, отправке писем односельчанам на фронт.

29 сентября 1942 года в газете «Правда» были опубликованы «Письма на фронт – односельчанам от учителей Федякинской школы»:

«…Федор Михайлович Фомин! С первого сентября все твои трое детей начинают учебу. Боря и Аня – в третьем классе, меньшого мы принимаем в первый класс. Ребята здоровы. Колхоз помогает твоей жене, отпускает из классы взаимопомощи средства на обувь и одежду для ребят.

Будь спокоен за своего сына, Степан Михайлович Лопухов! Школа знает, что у мальчика слабые глаза, и внимательно следит за ним. Как и в прошлом году, мы посадим его на первую парту, вовремя поможем ему, если что-нибудь не поймет…» [1. С. 1].

 «Письма на фронт..» получили широкий общественный отклик во многих городах и селах Советского Союза: Алма-Ате, Свердловске[1], Павлове Посаде, Березниках, Молотовской области[2], Балтачевском районе Башкирии и т.д.

30 сентября 1942 года в газете «Советская Сибирь» вышла статья «Детям фронтовиков – наши заботы и любовь!», в которой новосибирцы отзывались об инициативе федякинцев как о «настоящем патриотическом деле», ведь «чем спокойнее боец за своих детей, а дети – самое дорогое, родное для него, – тем успешнее будет драться он с немецко-фашистскими мерзавцами» [1. С. 1].

В начале октября 1942 года появились первые принятые официальные документы, касающиеся развернувшегося в стране движения федякинцев. Так, заведующей ГорОНО Даниловой был принят план обследования состояния федякинского движения по школам города, который включал в себя следующие вопросы[3]:

– формы пропаганды федякинского движения (школьный совет/родительские собрания/стенные газеты и т.д.);

– план мероприятий по внедрению движения федякинцев в школах и его оценка;

– анализ проводимой классными руководителями воспитательной работы в отношении детей фронтовиков;

– формы привлечения детей к помощи детям фронтовиков;

– участие родителей, шефствующих, а также партийных и общественных организаций в деятельности движения;

– формы надзора за учебной и внеклассной деятельностью детей фронтовиков.

Анализ актов проверки состояния федякинского движения по школам Новосибирска (составлялись в ходе обследования), проводимых в октябре-ноябре 1942 года, показал, что основными пропагандистами движения в школах стали педагогические советы, комсомольские и пионерские организации, ученические комитеты.

Классным руководителям было поручено провести учет детей фронтовиков в каждом классе и определить общее количество детей в школе, нуждающихся в помощи педколлектива и одноклассников. Согласно актам проверки в школе № 41 Кагановичского района обучались 713 детей фронтовиков[4], в школе № 55 Заельцовского района – 428 человек[5], школе № 28 Дзержинского района – 310 человек[6], школе № 6 Ипподромского района – 288 человек[7].

В планы работы классных руководителей вводился раздел «Работа с детьми фронтовиков», который включал изучение бытовых условий семьи ученика, необходимость и характер оказания материальной помощи, привлечение родителей одноклассников шефствующих предприятий, организацию систематической переписки с родителями-фронтовиками. План работы также включал участие руководителей предприятий, с которых были мобилизованы на фронт родители школьников.

Таким образом, каждый представитель педагогического состава школы имел сведения о количестве детей фронтовиков в классе и объемах оказания необходимой материальной помощи.

Во всех классах начальной школы были организованы уголки бытового обслуживания, где учителями или средними школьниками проводился санитарно-гигиенический осмотр младшеклассников и мелкий ремонт их одежды (починка школьной формы, пришивание пуговиц).

Результаты мероприятий, проводимых учителями совместно со школьниками, находили отражение в выпусках боевых листков, которые освещали деятельность каждого класса (5-10 классы) в рамках движения федякинцев, и школьной периодике. Кроме того, в стангазетах был выделен раздел «С фронта», посвященный переписке школьников с родителями-фронтовиками или бывшими учениками, теперь сражающимися в рядах Красной Армии. Помощь в написании писем оказывали классные руководители, которые информировали отцов о здоровье детей и их успехах в учебе. Так, коллективом школы № 55 Заельцовского района отправлено свыше ста писем на фронт[8], в том числе бывшему воспитаннику школы Э. Фистелю, командиру артиллерийской разведки, находящемуся на фронте[9].

В подшефных предприятиях (Сибстройпуть, Фабрика № 4, заводы № 69, № 564, Шорно-седельная фабрика, Обувная фабрика Хромзавода, артели г. Новосибирска) создавались комитеты содействия семьям фронтовиков, которые занимались распределением ордеров на бесплатную выдачу одежды и обуви, пропусков на получение горячего питания, выделение материальной помощи. Так, Сибстройпуть и Фабрика № 4, шефствующие предприятия школы № 41 Кагановичского района, выделили 97 ордеров на получение 11 сумок и 27 стежонок, 100 ежемесячных пропусков в детскую столовую, где были организованы дополнительные горячие завтраки[10]. Ко дню годовщины Октябрьской революции через шефствующее предприятие (Завод № 69) ученики школы № 55 Заельцовского района получили бесплатный завтрак (яблоко, хлеб, компот)[11].

Руководителями артелей г. Новосибирска, осуществляющих шефскую помощь школам Кагановичского района, были выделены: 25 пальто, 14 полупальто, 100 сумок, 1500 стежонок, 350 меховых пальто, 150 варежек, 30 юбок, рубашек, брюк; отреставрировано одежды – 140 экз., починено обуви – 1500 пар[12].

Школы №№ 15, 44, 55 Заельцовского района получили отходы войлока в количестве 10 тонн от Шорно-седельной фабрики, а также 300 килограммов от Обувной фабрики Хромзавода для удовлетворения нужд детей фронтовиков чулками и рукавицами, войлочными тапочками и валенками[13], в пошиве которых участвовали родители одноклассников нуждающихся.

Сотрудники Ленинградской филармонии перечислили 2000 руб. на приобретение вещей для детей фронтовиков школы № 41 Кагановичского района[14].

Отметим, что школьники наравне с учительским составом занимались сбором материальной помощи и одежды для нуждающихся сверстников, организовывали тимуровские команды, участвовали в сельскохозяйственных работах, изготавливали предметы одежды на подшефных предприятиях, брали шефство над сиротами, устраивали концерты в госпиталях и читки писем от родственников и сослуживцев, шили кисеты для раненых, изготавливали конверты и т.д.

Так, активистами 5-10 классов школы № 55 Заельцовского района организован сбор вещей, среди которых: 7 платьев, 11 рубашек, 3 брюк, 4 кофточек, 2 лыжных кофт, 2 сарафана, 4 пары чулок, 1 фуражка, 1 теплая шапка, 1 шлем, 6 пар ботинок, вещи выданы особо нуждающимся детям фронтовиков, всего 160 человек[15].

Пионеры 5 «г» класса школы № 36 им. академика Чаплыгина приобрели на собранные средства валенки для учениц Веселовой, потерявшей на войне отца и мать, Григорьевой, Бекеревой, подготовили книги и продукты питания[16].

В школе № 54 Ипподромского района организовано 5 тимуровских команд по 50 учащихся, которые организовали дежурство в рабочей комнате по подготовке младшими школьниками уроков, следят за посещаемостью своего класса, проверяют причины пропусков. К празднику 7 ноября одна из команд провела побелку в семье фронтовиков Омельченко[17].

По заданию команды комсомолец Никитин вернул с улицы ученика 54 школы, который хулиганил, прогуливал занятия, дрался дома с бабушкой, а теперь стал дисциплинированным пионером и капитаном тимуровской команды[18].

Учащиеся школы № 41 Кагановичского района направлены для работы на шефствующие предприятия: Мехпром – 40 чел., 3 пятилетка – 32 чел., артель Димитрова – 25 чел., «Работница» – 15 чел[19]. Старшеклассники школы № 55 Заельцовского района организовали бригаду из 40 человек под руководством учительницы истории тов. Я.Б. Чечель для пошивки унтов из меховых отбросов, часть из которых в качестве благодарности была направлена в школу для помощи детям фронтовиков[20].

Отметим, что активную помощь нуждающимся оказывали и сами дети, родители которых находились на фронте. Так, в приведенном ниже фрагменте таблицы, составленной одним из учителей школы № 55 Заельцовского района, видим развернутую харатеристику внеклассной работы детей фронтовиков по оказанию помощи нуждающимся детям[21]:

ФИО ученика/ученицы

Класс

Характеристика

М.Д. Лопушанская

4

организовала снабжение детей фронтовиков (Кичигину, Васильеву, Федичеву) овощами со школьного участка, обработанного учениками ее класса, она же организовала ежедневный надзор за успеваемостью детей-фронтовиков учащихся ее класса, помогая им готовить уроки в специально выделенной для этого комнате, снабженной необходимыми наглядными пособиями и учебниками, к слабым учащимся прикреплены отличники. Через шефствующую организацию (Завод № 69) она добилась снабжения семей детей фронтовиков известью для приведения квартир детей в надлежащий вид

А.Романенко

3

организовала из учащихся своего класса бригаду в количестве 10 человек для распиловки дров у учащихся Мистрюкова, мать которого находясь на работе не может сделать этого, бригада распилила 3 куб. дров

Назарова

1

привлекла в свой класс со школьного участка 16 человек детей фронтовиков, организовала с ними систематическую работу, и в настоящее время эти дети уже не являются отстающими в классе

Учащиеся 5-10 классов школы № 55 Заельцовского района в количестве 84 человек (все из которых дети фронтовиков) принимали участие в сельскохозяйственных работах на шефствующем предприятии (завод № 69), выращенные на участках овощи были переданы в новосибирские госпитали[22]. Ученицы школы № 4 Ипподромского района сшили кисеты для раненых и изготовили около 5000 конвертов[23].

Несмотря на большую работу, проделанную школами города по оказанию помощи семьям фронтовиков, оставалось много существенных недостатков, неучтенных в работе, в том числе: широко не привлечены фабрично-заводские местные комитеты и парткомы по месту работы родителей, часто не используются имеющиеся ресурсы на предприятиях районов города, в большинстве школ не решены задачи по установлению надзора за учебой и воспитанием детей фронтовиков и т.д.

Тем не менее, результаты актов обследования состояния федякинского движения по школам города дали объективную картину действительности военного времени, которая диктовала создание особых условий для детей, оставшихся без попечения родителей. В декабре 1943 года в Новосибирске было принято решение об открытии специальной средней школы для детей фронтовиков на 250 человек (с последующим набором 125 человек в год) с содержанием на полном пансионате. Кроме полного среднего образования школа обеспечивала специальную военную подготовку, дающую возможность учащимся по ее окончании поступить в военное училище [2. С. 216].

 

Список литературы:

1.  Детям фронтовиков – наши заботы и любовь! // Советская Сибирь. – 1942. – № 230.

2. Новосибирск. 100 лет. События. Люди. – Новосибирск, 1993. – 471 с.



[1] В наст. вр. Екатеринбург (прим. А)

[2] В наст. вр. Пермская область (прим. А)

[3] НГА (Новосибирский городской архив). Ф. 382. Оп. 1. Д. 165. Л. 7.

[4] НГА. Ф. 382. Оп. 1. Д. 165. Л. 21.

[5] Там же. Л. 40 (об.).

[6] Там же. Л. 4.

[7] Там же. Л. 45.

[8] Там же. Л. 3.

[9] Там же. Л. 4.

[10] Там же. Л. 21 (об.).

[11] Там же. Л. 13 (об.).

[12] Там же. Л. 20 (об.).

[13] Там же. Л. 37.

[14] Там же. Л. 22.

[15] Там же. Л. 13.

[16] Там же. Л. 32 (об.).

[17] Там же. Л. 44.

[18] Там же. Л. 44 (об.).

[19] Там же. Л. 22.

[20] Там же. Л. 13.

[21] Там же. ЛЛ. 11, 11 (об.).

[22] Там же. Л. 14.

[23] Там же. Л. 43 (об.).

 

Количество просмотров: 6642  

Добавить комментарий

Target Image
1. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Организация внеклассного мероприятия «И победили человек и город!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Классный час «Жизнь в блокадном Ленинграде» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Воспитание патриотических чувств: из опыта работы по теме «Блокада Ленинграда» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Классный час «Ленинград – Новосибирск: 900 дней братства» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Результаты работы лагеря «Бригантина» при МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Счастливое детство, или История о том, как формируется сплочённый коллектив ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Классные семейные традиции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Всё невозможное – возможно! ВЫПУСК №106, апрель 2023
20. Сказочный фонтан в мифическом парке ВЫПУСК №106, апрель 2023

Страницы