Захарченко Елена Петровна,

старший воспитатель

высшей квалификационной категории

МКДОУ детского сада № 481 г. Новосибирска

 
Здравствуйте, дорогие наши читатели!

Вот уже и новый учебный год в полном разгаре! Мы от всей души поздравляем Вас с Днем Дошкольного работника и Днем Учителя! Пусть ваши цели будут высокими, а путь к ним будет открыт для вас! И мы очень надеемся, что вы не забудете поделиться своими достижениями со всем педагогическим сообществом на страницах нашей газеты…

А сегодня мы предлагаем вам поговорить о толерантности.

Что же обозначает это не совсем понятное для многих, непривычное понятие – толерантность?

Для того чтобы его понять, предлагаем совершить небольшой лингвистический экскурс:

– tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

– tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

– tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;

– kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

– tasamul’ (арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Ученые утверждают, что описать ксенофобию, этнофобию, нацизм – проще, чем понятие толерантности. С «толерантностью» так же, как и со «счастьем»: что это такое, каждый понимает по-своему.

16 ноября 1995 года ООН приняла «Декларацию принципов терпимости» – основополагающий международный документ, в котором провозглашались принципы человеческого единения и пути их реализации. Именно в Декларации раскрыта сущность ключевого понятия человеческих взаимоотношений – толерантности. Однако В. В. Путин подчеркивает, что «взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России – подлинным богатством страны». Поэтому мы с уверенностью можем сказать, что вся наша история, в том числе – история образования, основана на традициях и принципах толерантности.

В русском языке существуют два слова со сходным значением – толерантность и терпимость – «способность, умение терпеть чужое мнение, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, быть выдержанным и выносливым». Говоря проще – это умение жить с другими, преодолевая те противоречия, которые между мною и этими «другими» существуют. Нормальные человеческие отношения.

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей. И сегодня на страницах «Интерактивного образования» наши авторы, наряду с традиционно актуальными вопросами дошкольного образования, поднимают проблемы воспитания патриотизма (Сенькова Ю. В. «Воспитаем патриотов!») и толерантности у детей дошкольного возраста (Шураева Е. В. «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста и формирование опыта социального взаимодействия между детьми», Белякина И. А. «Значимость толерантности для воспитанников ДОУ»).

Надеемся, что данный материал будет интересен для Вас!

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста и формирование опыта социального взаимодействия между детьми

Шураева Елена Владимировна

Дошкольное детство – один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.

Значимость толерантности для воспитанников ДОУ

Белякина Иулия Андреевна

Дошкольный возраст – это значимый период формирования основ личности. Именно в этом временном отрезке детям прививаются гражданственно-патриотические, морально-эстетические качества, а также формируется представление о самом себе и об обществе, в котором находятся, через любовь к природным и культурным ценностям своего родного края происходит воспитание патриотизма.

Воспитаем патриотов!

Сенькова Юлия Викторовна

Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.

Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма работы с дошкольниками по развитию коммуникативных способностей

Князева Елена Валерьевна

На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования обогащен различными видами мероприятий интегрированного характера. Они позволяют преследовать различные цели воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Основной формой работы с детьми-дошкольниками и ведущим видом деятельности является игра.

Роль загадок в работе с детьми логопедической группы

Фидык Ольга Владимировна

Большую ценность для умственного и речевого развития представляют загадки. Они не только уточняют, расширяют представления детей о каком-то предмете или явлении, но и развивают наблюдательность, учат думать, отвлеченно мыслить, подмечать характерные признаки предметов, т. е. способствуют речевому и умственному развитию.

Как сделать речь детей образной и выразительной

Зыкова Маргарита Николаевна

Образная, богатая описаниями речь детей старшего дошкольного возраста – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

«Хлебная неделя»: взаимодействие с родителями в условиях проектной деятельности

Красотина Татьяна Анатольевна

Дошкольное детство – яркий период в жизни человека, в котором начинается процесс социализации, период, когда происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, время, когда закладывается фундамент межличностных отношений.

От норм ГТО – к олимпийским победам!

Казанцева Анна Викторовна, Шильникова Олеся Владиславовна

Во всем мире спорт играет важную роль в жизни человека. Для кого-то спорт – это средство существования, а кто-то предпочитает просто заниматься каким-либо видом спорта или общефизической подготовкой. И каждый из них вносит свой вклад в развитие спорта на нашей планете.