Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста и формирование опыта социального взаимодействия между детьми

 
 

Шураева Елена Владимировна,

старший воспитатель

МБДОУ д/с № 163 г. Новосибирска

 

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста и формирование опыта социального взаимодействия между детьми

Согласие между людьми, разными народами –

это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества.

С. Лихачев

Дошкольное детство – один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.

Сейчас много детей, имеющих высокую чувствительность, слабость нервной системы, высокую эмоциональную лабильность, высокий уровень непроизвольного внимания и памяти. Поэтому работу следует строить с учётом этих особенностей и использовать специально организованное пространство с многообразием материалов, активизирующих ощущения, восприятие и вызывающих положительные эмоциональные реакции.

Перед собой я поставила цель: создать условия по оптимизации процесса формирования опыта социального взаимодействия между детьми.

Задачи:

– изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по теме исследовательской проблемы;

– выявить уровень благополучия взаимоотношений в группе детского сада;

– содействовать повышению психологической компетентности педагогов и родителей в вопросах обучения и воспитания культуры общения дошкольников;

– определить способы, средства и формы, способствующие формированию опыта социального взаимодействия между детьми

В МКДОУ д/с № 432 большое внимание уделяется развитию эмоциональной сферы детей, воспитанию уважительного и доброжелательного отношения к сверстникам, формированию чувства взаимного уважения. И важным этапом этой большой работы стало проведение «Недели толерантности» под названием «Мы разные, но мы дружные», что позволило нам составить план мероприятий таким образом, чтобы отразить взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов – родителей – детей.

«Неделя толерантности», проведенная в нашем детском саду, позволила решить следующие задачи:

– Популяризация знаний о толерантности, профилактика насилия в детской среде.

– Воспитание терпимости и доброжелательности в детском коллективе.

– Развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности к национальности и культуре.

– Повысить психологическую компетентность педагогов и родителей ДОУ, а также способствовать созданию доверительных и открытых взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.

При планировании недели мы придерживались следующих принципов:

– неделя должна иметь основную идею, быть целостной и законченной;

– каждый последующий день должен плавно вытекать из предыдущего;

– необходимо использовать разнообразные виды мероприятий, которые бы делали каждый день неповторимым и запоминающимся.

 

При выстраивании работы с детьми мы стремились, чтобы каждое мероприятие вызывало у ребенка положительные эмоции, заинтересовывало и настраивало его на дальнейшую работу в группе или дома. Все встречи с детьми проходили в игровой форме с использованием творческих заданий.

Неделя психологии

У нас в саду прошла

И много позитивного

Всем нам принесла!

СОДЕРЖАНИЕ НЕДЕЛИ ПСИХОЛОГИИ

1 день – игра-тренинг «Путешествие в Страну Дружбы».

В холле детского сада вывешивался плакат, на котором каждый желающий мог отметить свое настроение, выбрав смайлик. Данная форма работы носит диагностический характер. Цель данной акции – оценить уровень комфорта пребывания в ДОУ всех участников. Дети старших групп отправились в «Путешествие в Страну Дружбы», где учились договариваться и приходить на помощь в трудную минуту.

Эта акция позволила почувствовать всех единым целым, ее целью было сформировать у взрослых и детей стремление совершать добрые поступки, пробуждать добрые чувства, желание изменить мир к лучшему, воспитывать у детей чувство доброты.

Воспитателями старших и подготовительных групп с детьми была проведена беседа-рассуждение «Что такое радость?». Высказывания детей о том, что такое радость, были оформлены в виде красочных стендов, рисунков. Цель этой акции оптимизировать настроение взрослых и детей, расширять их представления о заявленной эмоции. Многие родители приняли активное участие в выполнении семейных творческих работ: «Мой портрет в лучах солнца», «Радость – это..», «Познакомьтесь – это я!».

  

В этот день воспитателями, родителями и детьми оформлены лестничные пролеты в виде плакатов о дружбе и добре, на которых написаны пожелания миру, стране, детскому саду, всем людям. В нашем саду есть группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Детям с ОВЗ порой трудно выражать свои чувства и эмоции. В связи с неразвитой коммуникативной сферой им сложно строить общение со сверстниками в детском саду и близкими взрослыми. После беседы детям предлагается сделать конвертики, на лицевой стороне которых ребята рисовали свой автопортрет, воспитатели помогали прикрепить конверты к шкафчикам. В конверты ребята кладут друг другу записки, забавные открыточки, конфетки, игрушки, рисунки. Это делается, когда хочется друг другу что-то сказать, поддержать, обрадовать. К игре привлекаются родители и воспитатели.2 день – акция «Река мира и добра».

   

3 день – концерт для мам и бабушек «Мамы всякие нужны, мамы разные важны!»

В этот день все дети дарят подарки мамам. В старших и подготовительных группах проходит акция «Письмо маме», целью которой было укрепить детско-родительские отношения, формировать ценностное отношение к близким людям. Акция «Письмо маме» становится замечательной возможностью для маленького ребенка сказать добрые слова, выразить свои чувства самому близкому человеку и увидеть ответную реакцию любви к себе.

 

4 день – тема дня «Моя семья».

В этот день после бесед и игр с детьми в старших и подготовительных группах воспитатели провели выставку рисунков детей на тему «Моя семья», дети приносили семейные фотографии для большого настенного ковра, проходило обсуждение фотовыставки «Моя семья». Дети по очереди рассказывали о своей семье по фотографиям. Проводилась домашняя работа с родителями: надо было нарисовать рисунок «Моя родословная». С детьми младших групп составлялся «Наш семейный альбом» с целью формирования первоначального представления о семье и своем месте в ней, дома с родителями рисовался рисунок «Моя родословная».

   

5 день – фотовыставка «Мы такие разные – и в этом наше богатство».

Для детей в этот день проходила игра-квест «Мы разные, но мы дружные». Проходя по маршруту, дети и родители, играя в игры, знакомились с традициями разных народов. Воспитателями и родителями оформлена фотовыставка «Мы такие разные…»

 

Результатом такой работы является:

– стабильность общего эмоционального состояния детей, что повышает результативность всей коррекционной работы;

– повышение уровня групповой сплоченности, изменения во взаимоотношениях между участниками;

– активное вовлечение родителей в процесс образования и воспитания их детей;

– установление партнёрских отношений между родителями и педагогами;

– создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместной деятельности ребёнка со взрослым, другими детьми, атмосферы радости и добра, создание чувства группового единства.

Полученные результаты могут служить основанием для дальнейшей разработки эффективных приемов и способов формирования культуры толерантности, желания понять себя и окружающих людей, а также конструктивных способов взаимодействия друг с другом.

Количество просмотров: 12577  

Добавить комментарий

Target Image
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы