Колышкина Татьяна Игоревна,

заместитель директора

МАУДО ДЮЦ «На Комсомольской» г. Калининграда

 
Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Поздравляю всех с началом уже так стремительно набравшего обороты учебного года, с профессиональным и таким любимым праздником – Днем Учителя!

Толерантность – термин, давно вошедший в педагогический лексикон и с легкостью употребляемый нами не всегда уместно. Позволю себе небольшой информационный экскурс.

Толерантность происходит от латинского слова tolerantia, которое буквально означает терпение, выносливость. В трактовках современных энциклопедий определяется как терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. В 1995 ЮНЕСКО была озвучена и утверждена Декларация принципов толерантности. Согласно ей, определение толерантности есть терпение и способность без агрессии, философски принимать поведение, мысли, способы самовыражения, образ жизни других людей. В 1997 Генеральной Ассамблеей ООН было предложено ввести международный день терпимости, как напоминание о возможной угрозе человечеству в случае несоблюдения толерантных отношений. Всемирный день толерантности отмечается 16 ноября.

Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально, ее необходимо формировать и воспитывать. И здесь на многие вопросы нет однозначных ответов. Система социальных норм и запретов формируется в каждом обществе с учетом национальных, религиозных, мировоззренческих и других особенностей. То, что в одном социуме возможно принять, то в другом является нарушением морали, а может быть и закона. А, следовательно, есть ли общие подходы к той самой толерантности в разных государствах или социальных группах?

ЮНЕСКО оперирует такими понятиями, как «универсальные права и свободы человека», «замена культуры войны культурой мира», «отказ от догматизма, от абсолютизации истины», «уважение прав человека не означает терпимого отношения к социальной несправедливости». Мы же часто, говоря о толерантности, ограничиваемся терпимостью к представителям другой национальности или религиозных убеждений.

Толерантность в первую очередь – проблема социальная и мировоззренческая, пока в нашем обществе она не сформирована у большинства его членов, не сформирована часто и у педагогов, поэтому начинать нам, уважаемые коллеги, нужно прежде всего с себя. Не воспринимать себя как «истину в конечной инстанции», давать возможность нашим ученикам открыто и аргументированно высказывать свое мнение, учить на своем примере уважению к чужому мнению, к чужой вере, к чужому образу жизни. Об этом сегодня пишут и наши коллеги.

Читайте с удовольствием!

Патриотическое воспитание как средство формирования толерантности

Вальщикова Марина Владленовна

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины1.

Формирование толерантности посредством использования технологии развития критического мышления учащихся на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств

Сараева Светлана Валерьевна

Современная обстановка в мире такова, что, к сожалению, мы видим обострение конфликтов на религиозной, национальной, политической почве. Экономический кризис, социальное неравенство, непредсказуемость завтрашнего дня – все это вызывает проявление агрессии у людей. Дети, которые по природе своей копируют поведение взрослых, в значительной степени переносят в свою среду и дух враждебности к чувствам других людей. Проблема культуры общения детей в школе стояла и стоит достаточно остро. Не всегда дети способны выслушать и воспринять отличную от их точку зрения.

«Плечом к плечу идем мы в творчество»

Чернова Светлана Васильевна

Студия «Next-дизайн» плодотворно работает в Доме детского творчества им. А. И. Ефремова более 15 лет и славится тем, что всегда была многонациональной и сплоченной: русские, татары, немцы, азербайджане, армяне, грузины, украинцы, белорусы занимались дизайном плечом к плечу, впоследствии поступая в профильные ВУЗы и ССУЗы и укрепляя свои дружеские и профессиональные отношения.

Если мы вместе…

Шевцова Нина Михайловна

Дети – стратегический ресурс любого общества. Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется личность ребёнка. В общественном воспитании к ребёнку предъявляются нормы общественной жизни, которые он может получить в детском сообществе. И если в дошкольном возрасте взрослые не заложат в ребёнке тех нравственных ценностей, которые формируют «здоровое» (в нравственном смысле) общество, в подростковом возрасте общество ощутит «провал» этих ценностей. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь.

Духовно-нравственное развитие обучающихся общеобразовательной школы в рамках кружка «Славянское разноцветье»

Рагимова Валентина Васильевна

Народная культура – основа национальной культуры. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Мир народной культуры очень яркий и выразительный, он воплощен в играх, песнях, сказках, загадках, домашней утвари. Ребенок постоянно сталкивается со славянскими традициями в повседневной жизни благодаря народной кухне и медицине. К глубокому сожалению, многие народные традиции в настоящее время утеряны и подменяются несвойственными моделями поведения.

Реализация непрерывного образования и преемственности в Центре дополнительного образования детей «Лад»

Хаценюк Тамара Андреевна

Проблема непрерывности и преемственности всегда была и остается одной из самых насущных и важных в образовании. Понятие преемственности как философская категория означает связь между различными уровнями развития при переходе к новому состоянию.

К юбилею школьного театра «Берендей»

Бугровская Ирина Ивановна

Двадцать лет назад школьный театр «Берендей» поставил свой первый спектакль. За годы плодотворной работы руководителем театра был накоплен неоценимый опыт в области творческого развития детей. Наша статья посвящена особенностям работы театральных студий «Берендей» и «Золушка» в гимназии № 15 «Содружество» Дзержинского района.