Вот уже и новый учебный год в полном разгаре! Мы от всей души поздравляем Вас с Днем Дошкольного работника и Днем Учителя! Пусть ваши цели будут высокими, а путь к ним будет открыт для вас! И мы очень надеемся, что вы не забудете поделиться своими достижениями со всем педагогическим сообществом на страницах нашей газеты…
А сегодня мы предлагаем вам поговорить о толерантности.
Что же обозначает это не совсем понятное для многих, непривычное понятие – толерантность?
Для того чтобы его понять, предлагаем совершить небольшой лингвистический экскурс:
– tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
– tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
– tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;
– kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
– tasamul’ (арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
Ученые утверждают, что описать ксенофобию, этнофобию, нацизм – проще, чем понятие толерантности. С «толерантностью» так же, как и со «счастьем»: что это такое, каждый понимает по-своему.
16 ноября 1995 года ООН приняла «Декларацию принципов терпимости» – основополагающий международный документ, в котором провозглашались принципы человеческого единения и пути их реализации. Именно в Декларации раскрыта сущность ключевого понятия человеческих взаимоотношений – толерантности. Однако В. В. Путин подчеркивает, что «взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России – подлинным богатством страны». Поэтому мы с уверенностью можем сказать, что вся наша история, в том числе – история образования, основана на традициях и принципах толерантности.
В русском языке существуют два слова со сходным значением – толерантность и терпимость – «способность, умение терпеть чужое мнение, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, быть выдержанным и выносливым». Говоря проще – это умение жить с другими, преодолевая те противоречия, которые между мною и этими «другими» существуют. Нормальные человеческие отношения.
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей. И сегодня на страницах «Интерактивного образования» наши авторы, наряду с традиционно актуальными вопросами дошкольного образования, поднимают проблемы воспитания патриотизма (Сенькова Ю. В. «Воспитаем патриотов!») и толерантности у детей дошкольного возраста (Шураева Е. В. «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста и формирование опыта социального взаимодействия между детьми», Белякина И. А. «Значимость толерантности для воспитанников ДОУ»).
Надеемся, что данный материал будет интересен для Вас!