Как сделать речь детей образной и выразительной

 
 

Зыкова Маргарита Николаевна,

воспитатель группы компенсирующей направленности

МКДОУ «Детский сад № 5 комбинированного вида «Звёздочка» г. Новосибирска

 

Как сделать речь детей образной и выразительной

Образная, богатая описаниями речь детей старшего дошкольного возраста – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Наши дети мало проводят времени в обществе родителей (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или у папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. В повседневной речи используется минимальный словарный запас, такой, чтобы тебя понимали окружающие. Речь наша предметна и унифицирована. Поэтому, если вы хотите развивать связанную речь у ребенка, раскрасить ее образными словосочетаниями и выражениями, прежде всего, вы сами должны говорить, используя все многообразие русского языка. Необходимо следить за своей речью.

Замечательным примером образности языка является язык русских народных сказок. Сказка оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей, и чем чаще они их слышат, тем в большей степени впитывают гармонию слова. Дети, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинают задумываться над прямым и переносным значением. Сказка способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей детей. В мир сказок ребенок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны и доступны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно.

Что мы делаем в детском саду, чтобы сформировать образную речь детей? В первую очередь, большое внимание уделяется чтению различных по жанровой структуре произведений: это считалки, загадки, скороговорки, сказки и рассказы, стихи. Кроме того, занимаемся составлением творческих рассказов, рассказов по картине, по серии картин, создаем проблемные ситуации, предлагаем различные творческие задания.

Что можно сделать дома. Если раньше вы читали ребенку минут тридцать, а потом захлопывали книгу, то теперь необходимо перестроить процесс чтения. Пятнадцать минут – читаете, пятнадцать минут говорите о прочитанном. Уровень обсуждения зависит от интеллектуального развития ребенка. Если он мал, то и вопросы самые простые: «О чем рассказывается в сказке? Что сделал зайка? Куда побежал медвежонок?» Ребенку постарше и вопросы более взрослые: «Правильно ли поступил мальчик? А как ты думаешь, что могло произойти дальше? А что бы ты предпринял на месте героя?». Попросите ребенка пересказать текст своими словами, затем задание можно усложнить: попросите описать персонаж, обстановку, время года, о котором говорится в сказке, используя те же слова и образы, которые употреблялись в тексте.

Старайтесь не только направлять беседу, задавая вопросы, а стройте диалог с ребенком. Высказывайте свое мнение, иногда сознательно «неправильное», чтобы ребенок мог заметить ошибку, неверную мысль и вас поправить. Побуждайте ребенка высказывать свое мнение и отношение к героям сказки. По ходу чтения обращайте внимание на то, что вам понравилось или удивило. Это может быть красивый сравнительный оборот, яркое красочное описание природы или замка, или смелый поступок героя. «Я бы, наверное, испугалась, а ты бы смог перейти через большую реку?». Чтение – это диалог между книгой и ребенком, это повод поговорить, обсудить, поразмышлять.

Детские книги хорошо оформлены, и любая иллюстрация также является поводом поговорить. «Ты так себе представлял главного героя? А какой момент сказки иллюстрирован? А какие события произошли дальше?» По одной иллюстрации можно проиллюстрировать прочитанный текст самому.

Существует множество игр для расширения словарного запаса ребенка. Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик и обратно, в очереди, на прогулке.

Поводырь. Взрослый закрывает глаза, и ребенок ему описывает, что их окружает.

Опиши машину, игрушку. Ребенку предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов.

Добавь словечко. Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.

Что это может быть? Взрослый называет прилагательное, а ребенок к нему – существительные. Например, «черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, портфель, краски. Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, большой, красно-синий, новый…

Стань писателем. Предлагается 5-7 слов, и из них нужно составить рассказ. Если ребенку сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить использовать картинки.

Найди повтор. Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а ребенок пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью», «Маша одевала одежду на куклу», «Мама купила покупки».

Игра в антонимы. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее – холодное, зима – лето, большой – маленький, пушистый – гладкий».

Игра в синонимы. Например, синоним к слову «палка» – трость, крюка, посох.

Что увидел? Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется?

Важно понять, что только правильная разговорная речь, богатая образными выражениями, гарантирует не только успехи в школе, но и является залогом коммуникабельности, общительности, умения найти общий язык с людьми, органично вписываться в коллектив. Так давайте же поможем нашим детям в этом.

Количество просмотров: 13215  

Добавить комментарий

1. Организация патриотического воспитания детей раннего возраста в условиях образовательного учреждения ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
2. Воспитываем дошкольника на примерах героической летописи страны ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
3. Проект «Зеленые чудеса нашего окна»: формируем экологическую культуру у дошкольников ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
4. Формирование сплоченного коллектива сверстников в группе детского сада ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
5. Формирование основ патриотического воспитания дошкольников через различные виды деятельности ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
6. Сохраним историческую память: непокоренный Ленинград ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
7. Формирование навыков безопасного поведения дошкольников в дорожно-транспортной среде через игровую деятельность ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
8. Проект «И помнит мир спасенный!» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. Интеграция патриотического воспитания и медиативных практик в работе с детьми старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
10. Патриотическое воспитание дошкольников через детскую литературу ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
11. Этическая беседа как метод формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
12. Патриотическое воспитание в ДОО через разные виды деятельности ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
13. Формирование активной гражданской позиции у детей дошкольного возраста посредством участия в социально-значимой деятельности ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
14. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в образовательных учреждениях ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
15. Развитие дивергентного мышления у воспитанников детского сада ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025

Страницы