Поздравляю всех с началом уже так стремительно набравшего обороты учебного года, с профессиональным и таким любимым праздником – Днем Учителя!
Толерантность – термин, давно вошедший в педагогический лексикон и с легкостью употребляемый нами не всегда уместно. Позволю себе небольшой информационный экскурс.
Толерантность происходит от латинского слова tolerantia, которое буквально означает терпение, выносливость. В трактовках современных энциклопедий определяется как терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. В 1995 ЮНЕСКО была озвучена и утверждена Декларация принципов толерантности. Согласно ей, определение толерантности есть терпение и способность без агрессии, философски принимать поведение, мысли, способы самовыражения, образ жизни других людей. В 1997 Генеральной Ассамблеей ООН было предложено ввести международный день терпимости, как напоминание о возможной угрозе человечеству в случае несоблюдения толерантных отношений. Всемирный день толерантности отмечается 16 ноября.
Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально, ее необходимо формировать и воспитывать. И здесь на многие вопросы нет однозначных ответов. Система социальных норм и запретов формируется в каждом обществе с учетом национальных, религиозных, мировоззренческих и других особенностей. То, что в одном социуме возможно принять, то в другом является нарушением морали, а может быть и закона. А, следовательно, есть ли общие подходы к той самой толерантности в разных государствах или социальных группах?
ЮНЕСКО оперирует такими понятиями, как «универсальные права и свободы человека», «замена культуры войны культурой мира», «отказ от догматизма, от абсолютизации истины», «уважение прав человека не означает терпимого отношения к социальной несправедливости». Мы же часто, говоря о толерантности, ограничиваемся терпимостью к представителям другой национальности или религиозных убеждений.
Толерантность в первую очередь – проблема социальная и мировоззренческая, пока в нашем обществе она не сформирована у большинства его членов, не сформирована часто и у педагогов, поэтому начинать нам, уважаемые коллеги, нужно прежде всего с себя. Не воспринимать себя как «истину в конечной инстанции», давать возможность нашим ученикам открыто и аргументированно высказывать свое мнение, учить на своем примере уважению к чужому мнению, к чужой вере, к чужому образу жизни. Об этом сегодня пишут и наши коллеги.
Читайте с удовольствием!