От профессионального взаимодействия – к педагогическому мастерству: опыт творческой группы «Музей “Дороги Победы”»

 
 

Морозова Татьяна Геннадьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 112 «Радуга» г. Новосибирска

 
 
 

Глушак Галина Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 112 «Радуга» г. Новосибирска

 
 
 

Асадова Оксана Викторовна,

старший воспитатель

первой квалификационной категории

МБДОУ д/с № 112 «Радуга» г. Новосибирска

 

От профессионального взаимодействия – к педагогическому мастерству: опыт творческой группы «Музей “Дороги Победы”»

Современные требования к качеству дошкольного образования делают особенно актуальным непрерывное повышение квалификации педагогов. Одним из наиболее эффективных ресурсов для этого становится профессиональное сообщество – среда, где воспитатели обмениваются опытом, внедряют инновации и совместно решают педагогические задачи.

В нашем дошкольном учреждении второй год действует творческая группа педагогов «Музей “Дороги Победы”», которая создавалась с несколькими целями:

  • объединение компетенций воспитателей, музыкальных руководителей, логопедов, психолога, инструктора по физической культуре и родителей;
  • создание интерактивной образовательной среды (музейная педагогика);
  • развитие soft skills педагогов (проектная работа, публичные выступления, цифровые технологии).

В нашей группе проводится следующая работа:

  • регулярные мозговые штурмы (1 раз в месяц);
  • распределение ролей (координатор, методист, дизайнер и т. д.);
  • рефлексия после каждого мероприятия.

Опишем реализованные инициативы группы.

Экскурсия «Как защищали и прятали Москву» для воспитанников старших и подготовительных к школе групп. В процессе этой экскурсии дошкольники смогли погрузиться в историю, узнав интересные факты о хитроумных способах маскировки исторического центра Москвы, а «живые макеты», сделанные руками педагогов и родителей воспитанников, показали, как менялся облик города в военные годы. В завершении экскурсии ребятам была предложена интерактивная игра, позволяющая им стать художниками-архитекторами и справиться с задачей маскировки исторических зданий столицы.

 

    

  

 

Квест «День неизвестного солдата» для воспитанников старших и подготовительных к школе групп. Это было историческое путешествие в прошлое с решением задач-головоломок и поиском артефактов, в процессе которого дети узнали о памятной дате «День неизвестного солдата», о солдатской ложке, которая была не только столовым прибором, но и служила визитной карточкой бойца, о солдатских письмах-треугольниках, о песнях Великой Отечественной войны, дети расширили свои представления о родах войск и их взаимосвязи. А по завершении путешествия, ребята сделали стенгазеты в знак памяти и уважения ко всем неизвестным солдатам, погибшим за Родину.

 

     

 

Альбом «История моей семьи в летописи военных лет». Этот альбом стал результатом совместной работы педагогов и семей воспитанников. На его страницах собраны бесценные материалы об участниках Великой Отечественной войны: личные воспоминания, фронтовые письма, архивные документы и фотографии разных лет, бережно сохраненные родственниками.

 

     

 

Всероссийские, городские и районные конкурсы чтецов «Войны священные страницы», «Строки, опаленные войной», «Мы – правнуки великой Победы!», в которых приняли участие воспитанники средних и подготовительных к школе групп. Эти проекты стали важной частью образовательной и воспитательной работы нашего учреждения, в них успешно реализовался системный подход, объединивший усилия педагогического коллектива (воспитателей, логопедов, музыкальных руководителей) и семей воспитанников. Разумеется, все стремятся к призовым местам, однако главным достижением мы считаем вовлечение всех участников образовательного процесса в важную миссию сохранения исторической памяти через художественное слово.

 

      

 

Экскурсия «Паровоз Победы. Как новосибирские железнодорожники помогали фронту» для воспитанников старших и подготовительных к школе групп, учеников начальной школы. В ходе интерактивной экскурсии с использованием специально созданных руками педагогов и родителей макетов дети познакомились с особенностями работы железнодорожного транспорта военного времени, такими понятиями, как «бронепоезд», «летучка» и «теплушка», узнали о масштабах эвакуации промышленного оборудования и музейных ценностей в Новосибирск, а также о поставках военной техники и отправки бойцов на фронт.

 

  

  

 

Выездная экскурсия на «Монумент Славы, в честь подвига сибиряков в годы Великой Отечественной войны» для воспитанников старших и подготовительных к школе групп. Это мост между поколениями. Когда дошкольники и их родители вместе стоят у вечного огня, около урн, хранящих землю с мест наиболее кровопролитных боев с участием сибиряков, происходит удивительное: взрослые, пришедшие для сопровождения, становятся такими же внимательными слушателями, как и дети. А педагоги получают бесценную возможность заложить традицию семейного посещения памятных мест, которая продолжится далеко за пределами детского сада.

 

     

 

Всероссийский конкурс просветительских и патриотических видеороликов «Победа Добра», посвященный 80-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Уникальность проекта заключалась в объединении усилий педагогов, родителей, нынешних воспитанников и школьников, выпускников нашего детского сада. В течение трех месяцев велась активная подготовка, результатом которой стал видеоматериал, включающий реконструкцию событий военного времени, обзор мемориальных объектов города, наш опыт волонтерской помощи ветеранам. Главный итог не победа в конкурсе, а то единение поколений, которое нам удалось создать.

 

        

     

 

Концерт «Память поколений» с участием воспитанников среднего и подготовительного к школе возраста, где зрителями были ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла и их семьи. Этот концерт стал больше, чем мероприятие – он превратился в живой урок истории, где память о войне естественно переплелась с любовью к Родине, а искренность артистов нашла отклик в сердцах тех, кто знает цену мирному небу.

 

     

 

Акция «Поздравим ветеранов» для воспитанников средних и подготовительных к школе групп. Время ни для кого не проходит бесследно. Наши ветераны, увы, с годами не молодеют. Многие из них уже не могут прийти на праздничные мероприятия. И тогда наши юные артисты совместно с педагогами и родителями идут домой к героям Великой Отечественной войны, чтобы поздравить их с Победой! Поздравление –  это небольшой праздничный концерт и, конечно же, открытка, сделанная своими руками.

 

     

 

Квест «Фронтовые дороги» для воспитанников старших и подготовительных к школе групп. Этот проект стал не просто игрой- приключением, а настоящим погружением в мир армейской службы! Через игру мы открыли для детей разнообразие и важность разных родов войск, ценность слаженной командной работы, основы армейской дисциплины в доступной форме. На «полях сражений» наши ребята учились быстро принимать решения, развивали физическую выносливость, тренировали смекалку в нестандартных ситуациях, осваивали навыки взаимопомощи. Каждый этап игры помогал раскрыть в детях качества настоящих защитников: отвагу, ответственность, умение работать в команде.

 

     

 

Парад Победы для воспитанников среднего и подготовительного к школе возраста. В этом году наши воспитанники дважды принимали участие в параде Победы: в нашем ДОО и на площади перед администрацией Ленинского района города Новосибирска, демонстрируя проход военной техники времен Великой Отечественной войны. Эти мероприятия объединили педагогов, детей и родителей общей идеей, стимулировали творчество, расширили знания о военной технике и символах Победы; развивали чувство коллективизма и умение работать в команде, и конечно же, способствовали сохранению исторической памяти.

 

     

 

Таким образом, став частью профессионального сообщества, педагоги смогли:

  • применить на практике современные подходы музейной педагогики;
  • овладеть эффективными методами разработки и реализации проектов;
  • расширить цифровые компетенции в образовательной сфере;
  • обрести новый импульс для профессионального роста и развития.

Такой опыт способствовал не только приобретению актуальных навыков, но и раскрытию творческого потенциала каждого участника, что в конечном итоге привело к качественным изменениям всей образовательной среды ДОО.

 

Список литературы:

  1. Агавелян М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О.  Г. Чечулина. — М.: ТЦ Сфера, 2009. —128 с.
  2. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ /Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. — 2011. — № 12.
  3. Бабунова Е. С. Психология семьи и семейного воспитания: учеб.-метод, комплекс / Е. С. Бабунова. — Магнитогорск: МаГУ, 2013.
  4. Волосникова Т.  М. «Методика организации патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста». СПб.: Детство-Пресс, 2019.
  5. Гуз А. А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. А. Гуз. — Минск: Белый Ветер, 2007.
  6. Комарова Т. С., Савенков А. А. «Национально-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Москва: Педагогический университет, 2018.
  7. Кондратьева О. Ю. «Работа с родителями по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста». Ярославль: Академия развития, 2018.
  8. Любчик С. А. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи /С. А. Любчик // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2013. — № 6.
  9. Павленко Е. Б. «Патриотизм глазами ребенка». Издательство Московского университета, 2019.

 

Количество просмотров: 186  

Добавить комментарий

1. Педагогические сообщества как ресурс повышения профессиональной компетентности воспитателя
2. Педагогические сообщества: от профессиональных сомнений к уверенности
3. Роль родителей в обучении дошкольников безопасности дорожного движения
4. ВКонтакте с семьей: виртуальная площадка как мост между специалистами ДОО и родителями
5. Выставки совместного творчества детей и родителей в ДОО
6. Логоритмика как эффективный инструмент коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
7. Приемы работы по формированию представлений о ряде у старших дошкольников с ОНР
8. Развитие речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития
9. Сотрудничество учителя-логопеда ДОУ с родителями обучающихся с ОВЗ для предупреждения дисграфии как одно из важнейших направлений формирования предпосылок к успешному обучению в школе
10. Роль сенсорной интеграции в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
11. Естественно-научное образование дошкольников в современных условиях
12. Использование инструментов ТРИЗ-технологии в реализации сетевого краеведческого проекта «Россия от края до края: Камчатка – Новосибирск-транзит – Крым»
13. Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в условиях мультикультурного общества
14. Средства музыкальной выразительности в работе над эмоционально-волевой сферой детей дошкольного возраста
15. Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников
16. Развитие связной речи детей дошкольного возраста методом наглядного моделирования
17. Читательский дневник дошкольника
18. Практики эффективного взаимодействия педагога с детьми на музыкальных занятиях в условиях инклюзивного образовательного пространства
19. Проект «Луговые травы Новосибирской области»
20. Нетрадиционные методы рисования с детьми раннего возраста

Страницы

1. От профессионального взаимодействия – к педагогическому мастерству: опыт творческой группы «Музей “Дороги Победы”» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Создание условий для адаптации в новой группе в детском саду Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Пропедевтическая работа по формированию навыков всех видов моторики у дошкольников с ТНР при дизартрии Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Международный сетевой проект «Калейдоскоп культур России» как ресурс развития профессиональных компетенций педагогов ДОО в области патриотического воспитания дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Педагогическое сообщество «Погодная лаборатория» как средство развития профессиональной компетентности педагога в детском саду Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Нетрадиционные методы рисования с детьми раннего возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Проект «Луговые травы Новосибирской области» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Практики эффективного взаимодействия педагога с детьми на музыкальных занятиях в условиях инклюзивного образовательного пространства Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Читательский дневник дошкольника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Развитие связной речи детей дошкольного возраста методом наглядного моделирования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Средства музыкальной выразительности в работе над эмоционально-волевой сферой детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в условиях мультикультурного общества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Использование инструментов ТРИЗ-технологии в реализации сетевого краеведческого проекта «Россия от края до края: Камчатка – Новосибирск-транзит – Крым» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Естественно-научное образование дошкольников в современных условиях Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Роль сенсорной интеграции в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество учителя-логопеда ДОУ с родителями обучающихся с ОВЗ для предупреждения дисграфии как одно из важнейших направлений формирования предпосылок к успешному обучению в школе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Развитие речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. Приемы работы по формированию представлений о ряде у старших дошкольников с ОНР Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
20. Логоритмика как эффективный инструмент коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025

Страницы