Формирование мотивации обучения у студентов

 
 

Корчевская Зульфира Габдрауфовна,

преподаватель ГБПОУ НСО «Новосибирский колледж электроники и вычислительной техники»

 

Формирование мотивации обучения у студентов

Общий смысл формирования мотивации состоит в том, что преподавателю желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному и ответственному. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в учебном заведении, группе; участие учащегося в коллективных формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества преподавателя и учащегося; привлечение преподавателем студентов к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение преподавателем поощрения и порицания. Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения студента учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность.

Перед тем как начинать развивать и формировать мотивацию учения, нужно изучить ее. У каждого студента есть как некоторый наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, так и перспективы, резервы ее развития.

Выявление реального уровня и возможных перспектив мотивации, зоны ее ближайшего развития у каждого студента и группы в целом является изучением мотивации. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. В реальной работе преподавателя изучение и формирование мотивации неразрывно связаны. Формирование мотивов учения – это создание в учебном заведении условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их студентом.

Личность учащегося неповторима. У одного – невысокий уровень мотивации и хорошие умственные способности; у другого – средние способности, но велики побудительные силы поиска решений. Иногда студент обладает хорошими способностями, глубокими знаниями, а результат его творческой самостоятельной деятельности весьма средний. Успех или неудачу личности в учебной деятельности невозможно объяснить какими-либо отдельными ее качествами. Напротив, только анализируя эти качества в тесной взаимосвязи, можно понять истинные причины успехов или неудач конкретного студента.

Рассмотрим методику, позволяющую выявить доминирующий мотив учения. На занятии студентам предлагается самостоятельно выполнить на выбор задания, различающиеся по таким критериям:

– сложность и характер деятельности (творческой или репродуктивной);

– практическая или теоретическая направленность познавательной деятельности;

– характер выполнения заданий (индивидуальное или групповое).

Одновременно каждый студент получает листок, в котором обозначены позиции, отражающие причину его выбора того или иного задания.

Желание себя испытать.

Лучше узнать свои возможности в данном предмете.

Интерес к предмету.

Желание как можно больше узнать из данной области науки.

Полезно, пригодится в будущей работе.

Этот предмет и знания по нему необходимы для дальнейшего образования.

Уверенность в успехе по данному предмету.

Легко учиться.

Желание преодолеть трудности.

Интересно общаться с товарищами на уроках по данному предмету.

Желание иметь авторитет среди товарищей, так как этот предмет престижен в данном учебном коллективе.

Нравится учиться.

Желание быть знающим и образованным человеком, интересным для друзей.

Желание быть готовым к самостоятельной жизни.

Желание быть духовно богатым, культурным и полезным для общества.

Результаты обследования преподаватель заносит в таблицу и выделяет доминирующий мотив по оценке самого учащегося. Все мотивы можно распределить по основным направлениям:

1. Самоопределения.

2. Познавательные.

3. Узкопрактические.

4. Саморазвития.

5. Общение с преподавателем.

6. Общение со сверстниками.

7. Самоутверждение.

Формировать и развивать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося (это могло бы привести к манипулированию другим человеком), а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого учащегося.

Количество просмотров: 12786  

Добавить комментарий

Target Image
1. От задачи – к здоровому образу жизни!
2. Применение здоровьесберегающих нетрадиционных технологий в коррекционной педагогике
3. Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры
4. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках письма и чтения в специальной (коррекционной) школе
5. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка при обучении детей с ОВЗ
6. Возможности использования приемов здоровьесберегающих технологий на индивидуальных уроках по развитию слухового восприятия и формированию произношения у обучающихся с нарушениями слуха
7. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыкально-ритмических занятий для обучающихся с нарушениями слуха
8. Healthy-Quiz: применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка
9. Популяризация здорового образа жизни через внеклассную работу по предмету
10. Развитие речи младших школьников как средство формирования коммуникативных УУД
11. Здоровьесберегающие технологии в работе муниципальной библиотеки для читателей с нарушением зрения
12. Проект «Инновационные технологии в области здоровьесбережения участников образовательного процесса»
13. Особенности тестирования обучающихся в условиях ГДЗ на примере тестирования по английскому языку
14. Использование игры как одного из приемов обучения иностранному языку в условиях ФГОС (на примере учебно-методического комплекта Spotlight по английскому языку)
15. Популяризация географических знаний и повышение уровня географической культуры школьников
16. Формирование мотивации обучения у студентов
17. Упражнения для развития орфографической зоркости
18. Алгоритм разработки рабочей программы курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы