Система работы классного руководителя по формированию гражданско-патриотической позиции у будущих педагогов

 
 

Зуева Ольга Евгеньевна,

преподаватель высшей квалификационной категории

ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А.С.Макаренко»

 
 
 

Боженко Ирина Николаевна,

преподаватель высшей квалификационной категории

ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А. С. Макаренко»

 

Система работы классного руководителя по формированию гражданско-патриотической позиции у будущих педагогов

Одним из важнейших принципов работы педагогов любого учебного заведения должен стать принцип ориентации студентов на Отечество как на ценность. Поэтому основная задача классных руководителей в колледже – воспитать у студентов не просто любовь к Родине, а показать значимость важнейших ценностей – семьи, родителей, дома, города, в котором живешь, тем более, учитывая нашу педагогическую специфику специальностей.

К сожалению, иногда в сознании и поведении молодых формируются стандарты и идеалы потребителя. Но патриотизм – чувство не врожденное, оно воспитывается и приобретается в процессе многогранной жизнедеятельности человека. Гражданственность и патриотизм не столько воспитываются (хотя и это важно), сколько формируются той культурной средой, в которой происходит социализация начинающего педагога.

Общеизвестная формула: «Патриотами не рождаются – патриотами становятся» имеет важное значение на начальном этапе формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов колледжа. Патриотами становятся под влиянием тех факторов, тех условий, в которых живут.

В 2017 году было проведено анкетирование со студентами НПК№ 1 им А. С. Макаренко. Студентам было задано несколько вопросов с ответами по выбору:

– Чувствуете ли Вы, что ваша жизнь, интересы защищены государством? "НЕТ" ответили 64%.

– Считаете ли Вы, что у граждан РФ имеются конституционные обязанности? "ДА" считают 75%.

– Считаете ли Вы, что нужно воспитывать патриотические чувства граждан, детей в школе? "ДА" ответили 91%.

– Собираетесь ли Вы уехать за границу? "ДА" ответили 10%.

Эти тенденции в настроении студентов требуют активизации деятельности по социализации, воспитанию гражданских качеств, прежде всего, через образовательный процесс.

Проведенная беседа показывает, что студенты в большинстве своем патриотичны. В ответах утверждается гордость за политические символы России, гордость за российских людей, добивающихся высоких достижений как в спорте, так и в других сферах человеческой деятельности. Студенты также гордятся успехами новосибирских спортсменов, деятелей науки и искусства.

Важным элементом является организация практической деятельности с опорой на гуманистические и профессиональные ценности и активный выход за пределы колледжа ведут к повышению уровня социальной активности студентов в условиях современного общества.

В ходе работы выделены следующие компоненты патриотического воспитания:

I. Мотивационно-установочный – подготовка будущих учителей начальных классов и воспитателей к патриотическому воспитанию обучащихся на основе социально-педагогической и профессионально-личностный мотивации, раскрытия им значимости этой подготовки в профессиональном становлении (беседы, классные часы, индивидуальные беседы).

II. Профессионально-образовательный – познавательный – приобретение будущими учителями необходимых знаний о фольклоре (на предмете «Детская литература», в ходе подготовки к практике, обсуждение видеороликов);

III. Теоретико-практический – «создание» будущими учителями педагогической и методической «продукции» по патриотическому воспитанию младших школьников, выходы в школы, организация классных часов.

IV. Педагогическая практика: организация и проведение практики студентов в школе – по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов

V. Ориентир студентов на самообразование и профессиональное самосовершенствование.

Ежегодно проводится мероприятие патриотической направленности. День белых журавлей

Цель: воспитание патриотических чувств у студентов.

Задачи:

– формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству;

– формирование опыта нравственного поведения личности;

– эмоциональное стимулирование патриотических чувств студентов через приобщение к воинским традициям.

Оборудование: презентация, иллюстрации, фотографии.

Ход классного часа

Чтец: Сегодня День Белых журавлей,

Заплачет тихо старая осина,

Восстанут тени с окровавленных полей

И наконец-то мама встретит сына.

Придет солдат к жене, сестре, невесте

Огнем свечи возле святого хлеба,

И в этот день они побудут вместе,

Их на сегодня отпустили с неба.

1 ведущий:

Добрый день студенты, гости. Сегодня наш классный час посвящается Дню памяти, Дню Белых журавлей.

2 ведущий:

Пусть история всех нас рассудит

И оценку пусть каждому даст.

Пусть о павших никто не забудет,

Пусть хоть кто-то расскажет про нас.

Алексей Новицкий автор книги о Чеченской войне

Видео – День Белых журавлей

1 ведущий:

Тогда, до декабря 1979 года, всё было так же, как всегда. Наши мальчишки учились, работали, бегали на дискотеки, влюблялись. И вдруг… Эта страшная, чужая война… Афганская война.

2 ведущий:

Туда, как в бездну, гонят эшелоны.

Вновь погибать мужчинам на Руси.

А вслед летят родительские стоны,

Прости их господи! Помилуй и спаси!

1 ведущий:

После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Сотрудничество было очень тесным. В стране постоянно находилось большое количество советских специалистов, а многие афганцы обучались в советских вузах. В 1973 г. в Афганистане была свернута монархия. В результате переворота к власти пришел брат последнего монарха – Закир Шах Мухаммед Дауд. На отношениях с СССР смена режима никак не отразилась. 27-28 апреля 1978 г. воинские части верные прокоммунистической НДПА свергли и убили Дауда. На весь мир было объявлено, что это революция, причем социалистическая. Этот военный переворот стал ответом на убийство 17 апреля одного из лидеров НДПА Мир Акбара Хайбора и одновременно стал прологом к многолетней кровопролитной войне, продолжавшейся в Афганистане целых десять лет.

2 ведущий:

5 декабря в 15.00 в солнечный зимний день начался ввод войск. Первые погибшие появились уже через 2 часа. БМП не удержалось на дороге, и перевернулась (погибло 8 человек). В окрестностях Кабула разбился самолет (погибло 44 десантника). Так начиналось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить! Помнить, чтобы не повторить!

Чтец:

Афганистан живет в моей душе,

Мне слышатся бессонными ночами

Стихи о нем и в гневе и печали,

И выстрелы на дальнем рубеже,

Где завершится наш последний бой,

Последний враг ничком на землю ляжет

И чья-то мать слова простые скажет,

А те слова услышим мы с тобой.

Афганистан болит в моей душе.

И все, кого я встретил и не встретил,

Пусть долго будут жить на этом свете,

Как тишина на дальнем рубеже.

Видео: группа «Голубые Береты» исполняют «Память» или «Откричат журавли»

1 ведущий:

Эта длинная, жестокая война закончилась 15 февраля 1989 года, после достижения соглашения о мирном урегулировании. Наши войска были выведены из Афганистана.

2 ведущий:

15 февраля 1989 года из Афганистана полностью выведены советские войска. Выводом войск 40-й армии руководил последний командующий ограниченным контингентом генерал-лейтенант Борис Громов.

1 ведущий:

Афган – это 500 тысяч наших солдат, прошедших через пекло боев, 49985 человек из которых получили ранения, 6669 остались инвалидами, 13836 воинов погибли в боях, 312 бойцов пропали без вести, 18 были интернированы в другие страны мира. Таков итог оказания "братской интернациональной помощи" соседней стране в человеческом исчислении.

Видео воинов-афганцев «Мы уходим»

2 Ведущий:

Немало воды утекло с того времени. Потихоньку зажили раны, возмужали, стали мудрее солдаты и офицеры. Но только память о далёкой Афганской войне жива, и стереть события той войны не смогут ни годы, ни расстоянья.

1 Ведущий:

Стало доброй традицией собираться всем афганцам в этот памятный день вместе. Ведь героизм и есть добросовестное выполнение до конца и в любых условиях своего долга – человеческого, воинского.

2 Ведущий:

Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 года началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне.

Чтец:

Еще не стихла боль Афганистана.

Еще в плену томятся сыновья.

А у России вновь открылась рана.

С названием пронзительным – Чечня.

1 Ведущий:

Власть в Чечне насильственно захватывает генерал Дудаев со своими сообщниками. С территории Чечни совершались набеги на российские регионы, захватывались заложники. В республике содержались тысячи ра­бов. Чеченские террористы организовывали взрывы в российских городах. Буденовск, Первомайск, …Это страшно! Страдает мирное население. Гибнут там и наши ребята.

2 Ведущий:

Боевики захватили заложников в Москве в театральном центре на ул. Дубровка. Здание было взято штурмом российскими силовыми структурами. Все это мы не должны забывать. Забыть все это – значит предать память о людях, погибших за свободу и счастье нашей Родины.

1 Ведущий:

Все может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Поэтому защита родной земли – обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой. Людям даются почетные звания, но самое почетное из них – защитник Родины.

Чтец:

Был мальчишка я шустрый и бойкий,

В коридоре с друзьями «бузил»,

Получал и пятерки и двойки,

Но школу свою он любил.

Не спешите, постойте, ребята!

Побеседуйте тихо со мной.

И скажите: «Какой был веселый!

И какой он еще молодой!»

Подождите Девчонки смеяться,

Посмотрите на этот портрет,

Мне исполнилось только 20,

А меня уже нет, просто нет…

Я войну эту страшную видел,

С автоматом я в бой уходил.

Чтобы вас здесь никто не обидел,

Чтобы вас здесь никто не убил!

Мне бы бегать на поле футбольном,

И подругу встречать по весне…

Я весной не вернулся из боя

Я убит на Чеченской войне.

Мать рыдает, горюет, страдая,

Над могилою ранней моей,

Да поет, по весне заливаясь,

Подпорожский шальной соловей.

Побывайте у мамы в квартире,

Навестите родную мою.

Чтобы знала она, что о сыне.

Кто-то помнит в родимом краю.

Погрустите и вы над могилой,

Принесите цветов полевых.

Чтобы пахло мне Родиной милой,

На дорогах моих неземных.

Чтец:

Не плачь, солдат. Слезу утри.

Войну ты видел изнутри.

При свете матовом ракеты

Домов разрушенных скелеты,

Боевиков чеченских группы,

Полураздавленные трупы.

Жил на сухих харчах казённых,

Видал своих друзей казнённых…

На меня глядят сердито.

Видно, кто-то не поймёт,

Что Дудай клеймо бандита

Наложил на свой народ.

То Будённовск, то Кизляр…

Вновь бандит больницу взял.

Снова слёзы, снова пули.

Сколько горя мы хлебнули!

1 Ведущий:

Никто не знает, какому еще поколению уготовала судьба учувствовать в военных событиях. Сегодня в мире неспокойная обстановка.

Чтец: Снова плачет Украина,

Снова стоны по стране,

Снова вся страна в огне.

Не ищите, кто виновен,

Постарайтесь уступать.

Пусть никто не жаждет крови,

Пусть не льется кровь опять.

Вы из сердца вражду вырываете,

Станьте лучше, добрей и мудрей,

Не стреляйте, не стреляйте,

Пожалейте матерей.

Чтец: Я про политику и думать не хочу,

А про политиков, что рассуждать, чем паче.

Но заболело, хоть молчу – кричу,

О Сирии чужой сижу и плачу.

Молюсь о ней, пусть обойдет беда.

Страшнее слова нет: война, война…

1 Ведущий:

При выполнении боевого задания в Сирийской Арабской Республике геройски погиб житель города Нарткала Урванского района Кабардино-Балкарии Аскер Бижоев. Указом президента Российской Федерации он награжден Орденом Мужества посмертно. Награда вручена его родителям», – написал господин Коков.

8 июля 2016 боевики сбили российский вертолет Ми-35М, выполнявший боевое задание вблизи Пальмиры. Командир экипажа полковник Ряфагать Хабибуллин и лейтенант Евгений Долгин погибли на месте.

15 июня погиб российский военнослужащий Андрей Тимошенков.

16 июня Государственная телерадиокомпания «Амур» сообщила, что в Сирии погиб российский контрактник Михаил Широкопояс.

11 мая стало известно о гибели в сирийской провинции Хомс военнослужащего Антона Ерыгина, уроженца Воронежа.

17 марта в районе населенного пункта Тадмор (Пальмира, провинция Хомс) погиб старший лейтенант сил специальных операций ВС РФ Александр Прохоренко.

3 февраля Минобороны РФ сообщило о гибели в Сирии российского военного советника, попавшего под минометный обстрел двумя днями ранее. Имя погибшего Минобороны не называло, однако в СМИ появилась информация, что им был 42-летний подполковник Иван Черемисин. Позже Владимир Путин подтвердил смерть военного, а в Кремле пояснили, что информация держалась в секрете из соображений безопасности.

24 ноября 2015 истребитель F-16 ВВС Турции сбил российский бомбардировщик Су-24М в районе сирийско-турецкой границы.

Командир бомбардировщика 45-летний подполковник Олег Пешков и штурман Константин Мурахтин катапультировались. Командир погиб от огня с земли во время приземления, штурмана эвакуировали во время спасательной операции.

В тот же день, 24 ноября, во время операции по спасению экипажа сбитого российского бомбардировщика погиб 29-летний морской пехотинец Александр Позынич. Он был убит в результате осколочного ранения в шею, находясь в уничтоженном боевиками вертолете МИ-8.

26 ноября 2015 года в СМИ появились сообщения о гибели 27-летнего российского военного Федора Журавлева, уроженца поселка Пальцо Брянской области.

Фрагмент из фильма Герои России 2.02 мин.

Продолжения видео «День белых журавлей»

1 ведущий:

Уважаемые студенты 1 курса, есть ли среди вас желающие рассказать о своих близких или знакомых, которые воевали на мир на земле в мирное и военное время.

Исполнение песни Марка Бернеса «Журавли» (исполняют студенты 13 группы)

2 ведущий:

Если бы мы посвятили каждому погибшему только в одной Великой Отечественной войне по одной минуте, вам пришлось бы молчать 38 лет. К сожалению люди погибают и сегодня. Почтим память погибших минутой молчания (Заставка – Вечный огонь. 1 минута)

1 ведущий:

Сейчас просим всех выйти во двор колледжа и всем вместе выпустить в небо наших белых журавлей, как символ нашей памяти о тех, кто погиб во время войн, в терактах, во время локальных операций.

Патриотизм – это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее – в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как цементом.

Итак, подводя итоги, хотелось бы отметить, что в решении проблем гражданско-патриотического воспитания современного поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни.

Количество просмотров: 5045  

Добавить комментарий

Target Image
1. Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе через внеурочную деятельность
2. Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся
3. Если ты хочешь перемену в будущем – стань этой переменой в настоящем
4. Воспитание добротой
5. Формирование классного коллектива через призму нравственных ценностей путем развития психологических особенностей детей
6. Система образования мегаполиса как условие развития межкультурного и межконфессионального диалога
7. Образовательное событие – Артлото «Маму поздравляем!»
8. Этнокультурная интеллектуальная игра для 4 класса «Независимый Кыргызстан»
9. Классный час «Детям о правах человека»
10. Проект «Читай везде» как способ формирования читательской компетенции и нравственных основ личности
11. Система работы классного руководителя по формированию гражданско-патриотической позиции у будущих педагогов
12. Напутствие начинающего классного руководителя своим коллегам
1. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Организация внеклассного мероприятия «И победили человек и город!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Классный час «Жизнь в блокадном Ленинграде» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Воспитание патриотических чувств: из опыта работы по теме «Блокада Ленинграда» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Классный час «Ленинград – Новосибирск: 900 дней братства» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Результаты работы лагеря «Бригантина» при МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Счастливое детство, или История о том, как формируется сплочённый коллектив ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Классные семейные традиции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Всё невозможное – возможно! ВЫПУСК №106, апрель 2023
20. Сказочный фонтан в мифическом парке ВЫПУСК №106, апрель 2023

Страницы