Проектная деятельность на занятиях предмета «Технология»

 
 

Куклина Зоя Валентиновна,

учитель технологии

высшей квалификационной категории

МКОУ Венгеровская СОШ № 2

 

Проектная деятельность на занятиях предмета «Технология»

Современная школа немыслима без современных, эффективных технологий, которые способствовали бы самообразованию, саморазвитию и воспитанию творческой личности обучающегося. Ученик смог бы самостоятельно решать разнообразные социальные и профессиональные проблемы, адекватно воспринимать окружающий мир. Проектная деятельность на уроках технологии в полной мере отвечает этим требованиям.

Знакомство с опытом коллег показало, что проектная технология, как никакая другая, способна развивать творческие способности обучающихся, научить видеть проблемы и решать их.

Метод проектов занимает особое место в обучении школьников. На занятиях технологии данный метод ориентирует не на получение новых знаний, а на применение их на практике. Например, при построении чертежей сложно обойтись без знаний математики, ИЗО. При изучении материаловедения мы используем знания по физике, химии. Сложно представить изучение раздела «Обработка пищевых продуктов» без знаний биологии. Включение школьников в проектную деятельность даёт возможность осваивать новые способы деятельности человека в социокультурной среде.

Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до её воплощения в жизнь не под контролем, а в сотрудничестве и при консультации учителя. При этом важно, чтобы тема проекта отвечала возможностям и склонностям школьника, а полученный результат оказался практически востребованным.

Для этого учащиеся исследуют и выявляют потребности общества, школы, семьи в той или иной продукции или услугах. Нет смысла создавать то, в чем нет необходимости.

В организации проектной деятельности очень важен первый этап – выбор темы будущей работы. Мой опыт показал, что выбор темы можно осуществлять двумя способами:

– Тему проекта обучающийся выбирает самостоятельно.

– Учитель ненавязчиво подводит к теме, которая будет интересна и полезна.

Например. По разделу «Художественные ремёсла» учащиеся 5-6 классов выбирают индивидуальные или парные проекты. Проект «Вязание прихватки» в 5 классе обучающиеся выполняют в паре. Обучающиеся совместно, обсудив рисунок, изготавливают элементы прихватки и соединяют в единое готовое изделие. У обучающихся развиваются коммуникативные навыки. В 6 классе проект «Вязание мягкой игрушки крючком» выполняют индивидуально.

В процессе самостоятельного творческого исследования перед обучающимися нередко открываются новые направления. Выполнив один проект, рождается новый проект с более глубокими исследованиями. На протяжении нескольких лет одна из моих учениц выполняла проекты. Это пошив изделий, изготовление панно в технике лоскутного шитья «Печворк», и её заинтересовало, что из себя представляет игла. Так зародился проект «Это волшебная игла». Работая над этим проектом, она провела исследование, узнав историю появления игл, виды, в каких сферах жизни используется. Например: в 5 классе по разделу «Кулинария» дети учатся готовить различные блюда для завтрака, это работа коллективная, соответственно, проекты будет групповые. Выбирается капитан, который распределяет обязанности своей группы, кто каким разделом будет заниматься, кто за что отвечает и параллельно ведётся фотоотчёт работы.

При выполнении группового проекта формируются универсальные учебные действия, такие как чувство ответственности за принятые решения, способность работать в группе, умения анализировать свою деятельность и полученные результаты, умение правильно оценивать процесс своей деятельности, способность применять на практике полученные знания. Всё это составные части системы работы школы по формированию не только УУД, но и технологической культуры и проектного мышления.

Деятельность учителя при проектном обучении осуществляется по трём основным направлениям:

– формирование банка учебно-познавательных задач;

– создание условий для осуществления и разработки творческого проекта учащимися;

– вооружение учащихся необходимыми знаниями и умениями для осуществления проектной деятельности.

Какие проблемы заслуживают особого внимания для того, чтобы обучающиеся успешно выполнили проект? Это изучение школьников, выявление психофизиологических особенностей, интересов, склонностей каждого из них. Без этого невозможен личностно-ориентированный, индивидуальный подход при организации проектной деятельности и успешного развития творческой личности. В течение выполнения проектов изучаю, наблюдаю, контактирую и взаимодействую с ними на каждом этапе.

Опыт показывает, что внедрение в образовательные отношения, особенно на занятиях по предмету «Технологии», метода проектов открывает значительные возможности для развития. Обучающиеся должны не только собирать и анализировать необходимую информацию, изготавливать изделия, но и уметь оценивать и публично защитить свои проекты.

Какие же достоинства несёт в себе проектная деятельность? Обучающийся видит перед собой конечный результат, это вызывает чувство собственного достоинства, гордость, что смог это сделать. В процессе создания изделия у него развиваются творческие возможности.

Каждый этап проекта отражается в личной папке, и с 5 по 9 класс у обучающихся собирается своеобразный портфолио «Мои проекты». Таким образом, начиная с 5 класса, шаг за шагом, учатся создавать своими руками материальные изделия, формируется алгоритмическое мышление. Полученные знания и умения по выполнению творческого проекта обучающиеся успешно продемонстрировали на итоговой аттестации в 9 классах по допуску к ГИА. А опыт, приобретённый по выполнению творческих проектов, поможет им в дальнейшем выбрать профессию и успешно учиться в профессиональных учебных заведениях.

Работа над проектом и сам предмет «Технология» способствуют профессиональному самоопределению, развитию коммуникативных навыков, так как именно при выполнении творческого задания учащиеся задумываются над вопросом: на что я способен, где применить свои знания, чему ещё надо научиться.

Таким образом, метод проектов можно считать системообразующим фактором образовательного процесса, придающим ему интегративный характер и практическую направленность. В школе стало традицией проводить в конце учебного года научно-практическую конференцию школьников, где обучающиеся достойно представляют свои проекты не только по предметам естествознания, но и по технологии.

Приложение. Презентация «Фенечки из нитей мулине»

Список используемой литературы:

1. Белозёрова О. Ш. Организация и реализация проектной деятельности учащихся среднего звена и старшей школы. // Научно-практический журнал. Завуч для администрации школ. – 2016. – №8. – с.89-95.

2. Гилева Е.А, Егоров Ю. С. Формируем у школьников технологическую и проектную культуру // Школа и производство. – 2001. № 4. – с. 25-28.

3. Нагель О.И. О критериях оценки проектной деятельности учащихся // Школа и производство. – 2007. – № 6. – с.12-20.

4. Теренчук Л.В. Формирование способностей социального действия в процессе выполнения проекта // Школа и производство. – 2009- № 1.- с.16-18.

5. Шустова И.Ю., Нуруллова А.Ю. Организация проектной деятельности школьников: этапы, содержание, рефлексия. // Научно-практический журнал. Завуч для администрации школ. – 2016. – №7. – с. 110-128.

Количество просмотров: 7926  

Добавить комментарий

Target Image
1. Роль патриотического воспитания в системе современного образования
2. Патриотическое воспитание в школе для обучающихся с нарушениями слуха через проведение праздника, посвященного Дню Победы
3. Патриотическое воспитание в Гимназии № 15 «Содружество» через военно-спортивный клуб
4. Проектная деятельность на занятиях предмета «Технология»
5. Традиции и современный подход воспитания патриотизма в школе
6. Быть патриотом уже за школьной партой
7. Коллективные творческие дела для развития общностей младших школьников
8. Воспитание любви к Родине и патриотизма на уроках истории
9. Интерактивные формы родительских собраний в начальной школе
10. Online-тренинг личностного роста «125 шагов к успеху» как метод развития soft skills современной молодежи
11. Организация патриотического воспитания в школе для обучающихся с нарушениями слуха через проведение акции «Ступени памяти»
12. Развитие творческого мышления учащихся общеобразовательной школы в процессе обучения станковой композиции
13. Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики
14. Универсальные игровые упражнения в методическую «копилку» учителя иностранного языка
15. Сообщество как средство создания условий для творческого взаимодействия педагога, учащихся и их родителей
16. Методические разработки уроков музыки с применением современных педагогических технологий «Образ и мысль» и «Развитие критического мышления чтением и письмом»
17. Интегрированный урок как средство повышения мотивации и результативности обучения в рамках предметов с краеведческим компонентом
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы