Использование интернет-ресурсов в деятельности педагогов дополнительного образования

 
 

Фурсова Алена Сергеевна,

магистрант Института филологии, массовой информации и психологии

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»,

направление «Медиаобразование»

 

Использование интернет-ресурсов в деятельности педагогов дополнительного образования

Сегодня уже невозможно представить образовательный процесс без использования возможностей интернет-ресурсов. Современный педагог дополнительного образования должен уметь работать с информацией, которая необходима для реализации его профессиональной деятельности, решения его профессиональных задач, обладать навыками сотрудничества с учащимися на базе информационного взаимодействия. Образовательный интернет-ресурс – это целостная, поименованная, взаимосвязанная, единая системно-организованная совокупность, которая включает в себя и общеобразовательные формализованные и профессионально значимые знания и средства организационно-методического обеспечения образовательного процесса и средства для их автоматизированного хранения, накопления и обработки. Интернет-ресурсы призваны удовлетворять потребности пользователя и в различных аспектах и сферах образовательной деятельности. Нередко определённый ресурс обладает несколькими свойствами такого сложного по составу и функционированию средства, каким является сеть Интернета, позволяющая установить между педагогами и обучающимися обратную связь при выполнении самостоятельных работ, рассылать материалы и проводить опросы. Занятия с использованием интернет-ресурсов представляют собой план новых информационных технологий с новыми педагогическими технологиями [1].

В результате разработки и апробации образовательной программы «Образовательные интернет-ресурсы» (срок реализации 1 год) педагоги научатся эффективно пользоваться информационной базой (интернет-ресурсы, аудио-видео, электронные библиотеки, краеведческий лекторий, портал, музейные сайты, образовательные приложения в смартфонах и т.д.), которая необходима для решения профессиональных задач; преподавать курс с использованием дистанционного образования (массового интерактивного участия и применение технологий электронного обучения с открытым доступом через интернет). Предлагаю рассмотреть образовательную программу для работы с педагогами дополнительного образования «Использование интернет-ресурсов». Срок реализации 1 год. Программа рассчитана для педагогов дополнительного образования.

Цель: Повысить уровень компетентности педагогов дополнительного образования через грамотное использование интернет-ресурсов для решения профессиональных задач.

Задачи:

– научить работать с сетевыми образовательными коммуникационными и мультимедийными технологиями;

– организовать самостоятельный поиск и обработку информации, необходимой для качественного выполнения профессиональных задач;

– организовать систематическую деятельность педагогов дополнительного образования по реализации медиаобразовательного потенциала в профессиональной деятельности;

– способствовать созданию методических и дидактических материалов к образовательным программам;

– создать условия для взаимодействия участников образовательного процесса, социальных партнеров учреждений.

Основные принципы:

Принцип научности и достоверности: информация, предлагаемая педагогам, должна соответствовать критериям научности, к которым, на наш взгляд, можно отнести официальность и рецензируемость источников информации, авторитетность авторов и т.п.

Принцип наглядности: один из важнейших принципов дидактики, согласно которому изучаемый материал целесообразно представлять так, чтобы выделялись наиболее существенные свойства изучаемого объекта.

Принцип систематичности и последовательности: информация, предлагаемая педагогам, должна соответствовать программе дисциплины, быть логически структурированной и целостной.

Принцип целесообразности: любое применение СМИ в учебном процессе должно иметь четко поставленную цель.

Принцип природосообразности означает соответствие степени сложности и глубины изучения теоретического материала индивидуальным особенностям педагогов.

Принцип связи теории с практикой: предлагаемая педагогам информация должна быть современна, актуальна и демонстрировать практическую значимость изучаемого теоретического материала в реальной современной жизни.

Принцип сознательности и активности: предполагает применение педагогами средств массовой информации для самостоятельного поиска и преобразования сведений при четком осознании конечных целей и задач учебной деятельности [2].

Формы работы:

– семинары (в том числе профильные, семинары-практикумы);

– индивидуальные консультации (очно-дистанционные);

– мастер-классы;

– вебинары;

– интернет-конкурсы (конкурс проектов, конкурс методических разработок);

– итоговая и промежуточная аттестация (промежуточная после изучения каждого раздела).

Учебно-тематический план состоит из следующих разделов:

Медиаобразование (развитие информационной грамотности, медиаграмотности, цифровая грамотность, формирование критического мышления и т.д.) Промежуточная аттестация – разработка урока «Медиабезопасность в сети Интернет».

Информационные, образовательные интернет-ресурсы – (сетевые издания, СМИ, телевидение, радио, тематические сайты, блоги, интернет-порталы, каталоги сайтов, просмотры совещаний в режиме видеоконференцсвязи – вебинары по своим направлениям). Промежуточная аттестация – просмотр интернет-версии ТВ и печатных СМИ в поисковых системах (Яндекс, Гугл) и т.д.

Прикладные образовательные интернет-ресурсы – (онлайн-библиотеки и базы данных, хранилища ПО с возможностью скачивания, поисковые системы, сайты федеральных органов, официальных служб и организаций, т.е. умение самостоятельно искать, отбирать и анализировать интернет-ресурсы). Промежуточная аттестация – создание каталога образовательных интернет-ресурсов, создание сайта или раздела на сайте своего образовательного учреждения.

Коммуникационные образовательные интернет-ресурсы – (социальные сети, интернет-сообщества, интернет-сайт, мессенджеры). Промежуточная аттестация – создание групп в «Одноклассниках», «ВКонтакте», интернет-сообщество по своему направлению.

Развлекательные, образовательные интернет-ресурсы – (игры, музыка, видео и т. д.). Промежуточная аттестация – разработка заочной краеведческой игры «Люблю мой край родной» и т.д.

Мобильные образовательные приложения (работа с приложениями WhatsApp, HP Reveal, Kahoot!, QR-сканер, Morse Tools, Caesar Cipher3000, История России, Энциклопедия бронетехники, сборка разборка АК-74, военная техника и т.д.). Промежуточная аттестация – применить на практике любое образовательное приложение.

Коммерческие, образовательные интернет-ресурсы (сайты с платными услугами, интернет-магазины и т.д.). Промежуточная аттестация – создание теста по своему направлению через QR-код.

Информационно-коммуникационные технологии (знания и навыки о дидактических возможностях ИКТ, умение создавать видеофильм, презентацию, интерактивною карту и т.д.). Промежуточная аттестация –создание презентации «Образовательные интернет-ресурсы» или видеоролик «Моя педагогическая деятельность», использование на занятиях мультимедийной продукции.

Инструменты дистанционного обучения (создание занятий в дополнительном образовании детей, используя инструменты дистанционного образования: особенности организации дистанционного обучения в дополнительном образовании, создание контента, применение образовательных платформ, интерактивных сервисов, использование цифровых инструментов).

Таким образом, несмотря на все проблемы, связанные с внедрением интернет-технологий в образовательный процесс, имеются такие положительные моменты, как развитие телекоммуникационной структуры России: информационное наполнение серверов, подключенных к интернету, усовершенствование поисковых систем, организация повышения квалификации педагогов в использовании интернет-технологий и освоение ими интернет-ресурсов.

Литература:

1. Усманов С.А. Анализ возможностей Интернет-ресурсов для повышения эффективности образовательного процесса // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2017. №14. С. 468-472.

2. Мерзлякова О.П., Наговицына Т.В. Применение средств массовой информации в процессе обучения школьников // Педагогическое образование в России 2014. №7. с. 78-81.

Количество просмотров: 3686  

Добавить комментарий

Target Image
1. Использование игрового метода для обучения студентов-журналистов основам медиабезопасности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Юридические аспекты деятельности школьных пресс-центров: соблюдение авторских прав и права на изображение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Особенности функционирования студенческого медиацентра в системе СПО: «ТПК-Медиа» Татарского педагогического колледжа ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Использование современных медиаформатов при изучении предмета «История»: разбор фильма ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Медиатизация истории как профессиональный и творческий путь юнкора ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. Фактор семьи и «особенное» медиаобразование ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Медиапроект «Творительный падеж» как платформа для социализации и самоопределения школьников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Создание медиапространства в сельской школе как средство становления личности обучающихся ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Медиа и образование: новый подход к домашним заданиям по русскому языку и литературе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Факультативные занятия по журналистике для обучающихся специализированного учебного заведения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Лаборатория проектных решений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Фотодайвинг»: как погрузить школьников в мир фотожурналистики ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Использование социальной сети «ВКонтакте» для создания партнерских отношений с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Наставничество как преодоление «кризиса мастерства» медиапедагога в системе дополнительного образования детей ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Дополненная реальность как аттракционный компонент мерченговой продукции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
16. Школьные медиа как инструмент гражданско-патриотического воспитания: инструкция для применения начинающему руководителю пресс-центра ВЫПУСК №106, апрель 2023
17. Социальное погружение, или Вальдорфская журналистика ВЫПУСК №105, февраль 2023
18. Опыт создания и использования анимационных короткометражных учебных фильмов при обучении шахматам детей дошкольного возраста (на примере сериала «Обезьянка Молли учится играть в шахматы») ВЫПУСК №105, февраль 2023
19. Телевидение стало ближе: создание детской телевизионной передачи «Волшебный ключик» на базе детского сада № 389 как средство развития и воспитания дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
20. Роль медиасредств в эффективном обучении шахматному искусству детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022

Страницы