«Оценивать достижения учащихся будут каждый год, не дожидаясь ОГЭ и ЕГЭ»

 
 

Кузменкина Людмила Анатольевна,

редактор МКУДПО ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

 

«Оценивать достижения учащихся будут каждый год, не дожидаясь ОГЭ и ЕГЭ»

Наш собеседник – начальник отдела оценки качества образования Новосибирского института мониторинга и развития образования Полянская Светлана Юрьевна.

 

Умение сравнивать и анализировать

– 22 сентября в Новосибирской области впервые была проведена оценка сформированности универсальных учебных действий, в которой приняли участие более семи тысяч пятиклассников. Расскажите об этом подробнее. Как и что оценивали? Какие результаты?

– Оценка сформированности универсальных учебных действий пятиклассников, только что закончивших начальную школу по новым ФГОС, была нужна для того, чтобы основная школа смогла увидеть, какими знаниями, умениями, навыками они обладают на входе в среднее звено.

Вообще, отслеживать динамику – это прерогатива школы, но учитывая, что есть проблема в инструментарии, Институт мониторинга и развития образования выполняет такую работу в поддержку образовательных учреждений.

Напомню, участие школ в тестировании было добровольным. Мы работали только с теми, кто подал заявку. В результате наши сотрудники обработали результаты и выдали их лично каждой школе.

По новым ФГОС существует три критерия отслеживания результатов: предметный, метапредметный и личностный. Предметный был всегда и существует до сих пор. А вот в метапредметный как раз входят универсальные учебные действия, которые подразделяются на регулятивные, коммуникативные, познавательные и оценивать их не так-то просто.

Это была диагностическая, метапредметная работа, где рассматривалось умение ребенка сравнивать и анализировать. В работах были специфические задания, в которых на предметном содержании нужно было оценить умения детей, проверить, как полученные предметные знания можно применять в конкретной ситуации. Хотя в одной работе невозможно было оценить все умения. В основу были выбраны умение извлекать информацию из текста и умение сравнивать и сопоставлять.

Результат фиксируется в общем. Сегодня не оценивается, что дети справились или не справились с работой. Показывается лишь общий уровень выполнения работы, выраженный в процентном отношении. Его можно сравнить только со средними результатами по области, по муниципалитету, по школе.

Динамика успешности

– Что изменилось в системе оценивания в связи с введением ФГОС? Как оцениваются личностные результаты? Какую роль в оценивании играет портфолио?

– Про метапредметные результаты мы уже поговорили. А вот личностные – на уровне региона проверить невозможно. Это находится в компетенции школьных психологов. Это очень тонкая тема, с ней нужно работать осторожно. Сюда входят и наблюдения, и анкетирования. Сказать, что на сегодняшний день есть инструментарий, чтобы отслеживать личностные результаты, невозможно. За это пока не возьмется никто.

Что изменилось в системе оценивания в связи с введением ФГОС? В целом, кроме функции оценивания, должна включиться функция формирования. Есть понятие формирующее оценивание. За это нельзя ставить оценку, формирующее оценивание должно помочь ребенку увидеть, где он прав, а где неправ. Это очень сложно сделать на большом потоке, поэтому такую работу выполняет школа. Мы, как организация, которая оценивает внешне, не можем за это браться.

Очень важна отслеженная динамика. Нужно создать успешность, чтобы с каждым разом ребенок сделал чуть лучше. Если кривая пошла в другую сторону, нужно принимать корректирующие меры.

С апреля 2013 года проходит мониторинг качества начального, основного и общего образования: 4-й, 6-й, 8-й и 10-й классы. Для мониторинга определены предметы: русский язык и математика. Наш Институт проводит мониторинг в рамках поддержки школы через стандартизированную процедуру оценивания. Мы предлагаем образовательным учреждениям участвовать в мониторинге раз в два года, но очень многие школы принимают участие в нем каждый год. В данном мониторинге участвуют, начиная с 4 класса, одни и те же дети в течение четырех лет.

Учитель ведет внутреннее оценивание, а мы предлагаем результат внешнего оценивания, которое является одним из новых направлений во ФГОС. В идеале должно быть как внутреннее, так и внешнее оценивание, чтобы соотносить объективность полученных результатов. Школам важно посмотреть на себя со стороны, в сравнении с другими.

По итогам мониторинга наш Институт выпускает сборники, где представлена обобщенная информация по разным направлениям. Мы изучаем, какие факторы могут влиять на результаты обучающихся, на предметное содержание. Это интересно как для руководителей муниципалитета, так и для учителей. Они могут проанализировать, какие в целом проблемы есть в изучении предметов «русский язык» и «математика».

Что касается портфолио, этот вопрос на федеральном уровне остается открытым. Многие вузы смотрят на результаты олимпиад, научно-практических конференций. Это индивидуальные достижения, и в то же время образовательные результаты.

«Когда мы видим итоги ОГЭ, ЕГЭ бывает уже поздно, надо получать эту информацию заранее»

– В августе 2015 года на августовской конференции глава Рособрнадзора Сергей Кравцов сообщил: «Знания школьников будут оцениваться после завершения обучения в каждом классе по единым контрольным измерительным материалам. Все результаты этих аттестаций будут заноситься в единую информационную систему и анализироваться». С какого года это будет введено? Как будет проводиться такая аттестация?

– В декабре 2015 года будет проходить апробация всероссийских проверочных работ для обучающихся 4-х классов (русский язык и математика) на основе добровольного участия регионов. А вот в апреле 2016 года для обучающихся 4-х классов по учебным предметам русский язык, математика, окружающий мир эти проверочные контрольные работы пройдут уже на основе обязательного участия субъектов РФ. Такая процедура будет проходить ежегодно.

В апреле 2016 года для 5-х классов планируется добровольное участие. Так постепенно она будет вводиться по всем классам. Когда мы видим итоги ОГЭ, ЕГЭ, бывает уже поздно, надо получать эту информацию заранее.

«Это исследовательская работа, а не оценивание и рейтингование»

– В рамках программы Национальных исследований качества образования 6 октября в Новосибирской области прошел первый день исследования качества образования в сфере информационных технологий. Как проводилось исследование? Кто принимал участие?

– Национальные исследования качества образования проходят уже в третий раз. В прошлом году это была математика в 5-х, 6-х, 7-х классах в рамках концепции математического образования. В апреле – начальная школа (русский язык, математика, окружающий мир). А сейчас – исследования качества образования в сфере информационных технологий. В октябре этого года в исследовании принимали участие обучающиеся 8-9-х классов. Организация исследования проходит на федеральном уровне. Москва запрашивает от нас данные о школах, выбирает школы, в которых она решает провести исследование, а затем высылает нам списки уже выбранных учебных заведений. Новосибирский институт мониторинга и развития образования выступает в качестве регионального координатора. Все участники исследования: ответственные организаторы в школе, организаторы в аудиториях, независимые наблюдатели (обязательно в каждом классе), технические специалисты, эксперты по проверке работ предварительно проходят дистанционное обучение. Наблюдатели были и из нашего института, и из других школ.

Все результаты исследований отправляются на проверку в Москву. Выборка школ небольшая. Первый раз у нас участвовало три школы. В этом году – 14 школ по всей Новосибирской области. В Новосибирске приняли участие четыре школы: «Новосибирская классическая гимназия» № 17, Гимназия № 14 «Университетская», МБОУ СОШ № 128 и МБОУ СОШ № 165. В 8-х классах – 522 человека, в 9-х классах – 428 человек. В целом, около тысячи детей поучаствовали в национальном исследовании.

Организация, которая проводит исследование, предоставляет результаты всем участникам с очень подробным анализом. Ни в коем случае регионы не сравнивают, школы не ругают. Это исследовательская работа, а не оценивание и рейтингование.

 

Рассказать об итоговом оценивании достижений учащихся любезно согласился начальник отдела сопровождения государственной итоговой аттестации Новосибирского института мониторинга и развития образования Кондратьев Сергей Витальевич.

Убрали «угадайку»

– Сергей Витальевич, расскажите о результатах ЕГЭ-2015. Какова общая картина? Хуже или лучше по сравнению с прошлым годом?

– Нельзя сравнивать прошлый и нынешний год по одной простой причине, потому что ежегодно вносятся изменения в контрольно-измерительные материалы и, в частности, та же математика в этом году была совершенно отлична от того, как она сдавалась в 2014 году. В этом году математику разделили на базовый и профильные уровни. И сравнивать математику этого и прошлого года, даже профильного уровня, будет не совсем корректно.

Если интересны результаты в цифрах, то у нас есть статистические и аналитический сборники, которые опубликованы на нашем сайте в разделе документы, их можно посмотреть. Там есть небольшое сравнение (сравнение относительное), из которого видно, что по некоторым предметам в Новосибирской области средний балл вырос: по русскому языку, по физике (как и в целом по России), по химии (даже выше, чем по России), по английскому языку (хотя там было новшество – ввели устную часть), по литературе. Количество стобалльников осталось практически на прежнем уровне.

Нельзя сказать, как смотрится наша область по сравнению с другими субъектами федерации. Два года Рособрнадзор не дает информацию по другим субъектам, чтобы не сравнивали результаты. Потому что это не корректно. В этом году даже из оценки работы губернаторов убрали результаты ЕГЭ, и было письмо и обращение руководителя Рособрнадзора, что нельзя сравнивать и оценивать работу школ только по результатам ЕГЭ.

– Какие нововведения ждут 11-классников в этом учебном году?

– Технически, по самой процедуре проведения, никаких нововведений не предвидится.

Если говорить о КИМах (контрольно-измерительные материалы), то четко видно, что они меняются. Например, по истории убирается полностью тестовая часть, так называемая, «угадайка», и вводится эссе, как по обществознанию.

Убирается тестовая часть с выбором ответов по обществознанию, географии и информатике. Первоначально ЕГЭ делилось на три части: часть А, часть В и часть С. Часть А – это выбор ответов из четырех предложенных, В – либо группа ответов, либо сравнить и поставить в хронологическом порядке события и т.д. на размышление. Часть С – творческая часть. В этом году часть А практически из всех предметов исчезает, остается то, что раньше называлось частью В и С.

– А что будет с ГИА? Сколько предметов будут сдавать девятиклассники?

– В 9 классе при проведении ГИА происходят изменения. И в этом году они очень существенные. Выпускнику в 2016 году нужно будет сдать четыре экзамена: два обязательных (русский язык и математику) и два предмета по выбору. Но при этом, в 2016 году результаты предметов по выбору не будут учитываться при выдаче аттестата. Аттестат он получит при успешной сдаче ГИА по русскому языку и математике.

А уже с 2017 года нужно будет также сдавать четыре экзамена, но аттестат выпускник девятого класса получит при условии успешной сдачи всех четырех экзаменов.

На уровне области никакого обязательного экзамена пока не планируется.

Единственное, что сейчас в планах Минобрнауки РФ, примерно в 2018-2019 годах сделать историю обязательным предметом при сдаче ЕГЭ.

 

О проведении в Новосибирской области оценки качества образовательной деятельности образовательных организаций рассказала начальник отдела информационно-аналитической работы Новосибирского института мониторинга и развития образования Пиотух Елена Ивановна.

Всем школам и садикам дадут оценку качества деятельности

– Елена Ивановна, недавно прошло заседание Общественного совета при Министерстве образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, посвященное организации проведения независимой оценки качества деятельности образовательных учреждений. Когда и в каких учреждениях будет проводиться такая оценка? Каковы критерии?

– В 2015-2016 годах оценка качества образовательной деятельности образовательных организаций будет проводиться во всех общеобразовательных организациях и в организациях дошкольного образования.

Общие критерии независимой оценки законодательно закреплены. Это: открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность; комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; доброжелательность, вежливость, компетентность работников; удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций.

Показатели, характеризующие эти общие критерии, и их значения также нормативно закреплены и опубликованы на федеральном уровне. Все образовательные организации должны ознакомиться с этими критериями и показателями.

Общественный совет выбирает, а Министерство образования Новосибирской области утверждает организацию-оператора, которая будет осуществлять оценку образовательной деятельности. В качестве организации-оператора, по решению заседания Общественного совета, выбран Новосибирский институт мониторинга и развития образования.

Независимая оценка образовательной деятельности в 2015-2016 гг. будет проходить в два этапа. До конца 2015 года пройдет оценка информационной открытости сайтов образовательных организаций (школ и детских садов). Организация-оператор разрабатывает для проведения оценки более частные индикаторы по утвержденным показателям. Для детских садов оценка сайтов проводится впервые. Школы уже участвовали в оценке сайтов, которая проводилась РИА Новости в 2012 году.

Весной 2016 года будет проведён контент-анализ данных из отчётов о результатах самообследования, которые школы заполняют на специальном электронном сервисе на сайте нашего института. Это данные о материально-технической базе школы.

Также будет проводиться анкетирование родителей по комфортности условий, доброжелательности работников школы, удовлетворенности качеством образовательной деятельности.

По результатам проведённой работы в Общественный совет будут представлены база данных с информацией по каждой образовательной организации и топ-100 участников, попавших в список «лучших» как в целом, так и в разрезе отдельных показателей.

На следующий год такая оценка качества образовательной деятельности будет проведена в учреждениях дополнительного образования и в учреждениях, реализующих программы СПО. В 2017 году планируется включить в оценку учреждения высшего образования. А школы и садики станут участвовать ежегодно в мониторинге по критериям оценки.

Количество просмотров: 3431  

Добавить комментарий

Target Image