«Главная цель всех инноваций – это улучшение качества образования»
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека. Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». В последнее время много говорится об инновациях в образовании. Хотя в российской образовательной системе речь об этом шла еще в 80-е годы XX века.
В литературе по педагогике говорится: «Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося».
Чтобы лучше познакомиться с инновациями в образовательном пространстве г. Новосибирска, мы обратились к директору одной из старейших школ нашего города – МАОУ Гимназия № 10 – Бирюкову Сергею Николаевичу, педагогу высшей квалификационной категории, «Заслуженному учителю России», лауреату премии «Лучший учитель» в рамках нацпроекта «Образование». Выбор был не случайным. Гимназия № 10 уже не единожды подтвердила статус инновационного образовательного учреждения, предоставляющего высокое качество образовательных услуг. Так, по итогам независимой общественно-профессиональной оценки качества инновационной деятельности образовательных учреждений Российской Федерации гимназии № 10 присвоен общественно-профессиональный статус «Школа – лаборатория инноваций».
– Сергей Николаевич, что такое инновационное образование? Какие основные инновации можно назвать в современной педагогике?
– Инновации – это улучшение чего-то уже существующего. Мы не ставим образование с ног на голову, а ищем те пути, которые позволят улучшить процесс образования и, прежде всего, его качество. Обратимся к примеру «десятки».
Гимназия № 10 традиционно была сплавом традиций и инноваций. За 103 года существования нашего учебного заведения мы накопили большой пласт традиций. Но это вовсе не значит, что школа живет только традициями, их свято соблюдает и ничего нового у нас не появляется. Мы постоянно смотрим, а что нового появилось у других, чтобы определить свое место на этом пути. Здесь можно говорить о трех направлениях: это учебный процесс, инновации во внеурочное время и инновации в управлении.
Инновации на уроках – это, прежде всего, новые информационно-коммуникативные технологии. Некоторые думают, что это только смарт-доски и компьютеры. Но это лишь один из элементов или даже средство, потому что сами по себе они ничего не решают. Можно их установить и стирать с них пыль. Если в классе появилась смарт-доска, а улучшения качества образования не произошло, тогда зачем ее надо было покупать, тратя такие деньги! Главная цель всех инноваций – это улучшение качества образования.
Есть инновации, связанные с индивидуализацией обучения. В любой школе учатся дети, которые находятся на индивидуальном обучении. Это побудило нас искать новые пути, чтобы оптимизировать нагрузку учителей, повысить качество индивидуального образования и все это – используя возможности современных технологий, современных технических средств. Понятно, что они никогда полностью не заменят учителя, но там где это возможно, без ущерба для качества обучения, мы их применяем.
Есть одаренные дети, которые поехали обучаться в США, Великобританию, но они хотят параллельно получать наше российское образование. У них есть возможность это сделать благодаря новым информационно-коммуникационным технологиям. Это единичные случаи, но такой опыт в гимназии имеется.
Следующее звено – учителя. Благодаря Городскому центру информатизации «Эгида» они прошли обучение и сами создают дистанционные курсы. Уже есть курсы по физике, биологии, математике и даже новый дистанционный курс по географии Новосибирской области, который скоро будет представлен на Сибирской ярмарке. Это способствует оптимизации затрат учителя и позволяет организовать дистанционное обучение. Если это целый курс, то такое обучение можно делать в системе. Например, по биологии учащиеся выполняют задание, там же учитель его проверяет. Процесс идет не только на уроке.
К инновациям относится и ведение электронного журнала, с которым мы работаем уже три года. В этом году мы полностью отказались от бумажных журналов, есть только электронный. Гимназия уже накопила определенный опыт, и психологически учителя, в большинстве своем, были готовы перейти на электронный журнал. Работа в таком журнале ведется очень большая: создаются группы, которые позволяют индивидуализировать учебный процесс, выполняются групповые, индивидуальные задания. Здесь же педагоги занимаются с одаренными детьми по подготовке к олимпиадам, к научно-практическим конференциям.
Инновации происходят и за пределами уроков. У нас на протяжении нескольких лет работает школьный медиацентр. Когда-то все начиналось со школьного телевидения. Нас приглашали освещать Дельфийские игры. Мы представляли свой опыт и на Сибирской ярмарке, и в «Юниоре». Это уже состоявшаяся часть жизни «десятки». Телекомпания TV-ten (ТВ 10) создана самими учащимися. Гимназисты разработали ее логотип, оформили студию и сами ведут телеэфир. Школьная телекомпания имеет несколько подразделений – редакций программ. Редакция программы «Новости» самая большая. В ней ребята осваивают азы телевизионной профессии: журналиста, оператора, ведущего и монтажера. Школьный выпуск новостей выходит раз в две недели. Он не только чисто информационный, есть и тематические выпуски.
У юных телевизионщиков есть свои собственные проекты. Такие как «Утренний Валя» (ответ «Вечернему Урганту»), «Жизнь среди подростков» (ток-шоу о проблемах современной молодежи), «Жизненная необходимость» (передача о безопасности), «Музыкальные страницы» (программа, посвященная музыке).
Создано в гимназии и школьное радио. Это проект, направленный на выявление коммуникативно-одаренных детей и раскрытие их возможностей в информационном пространстве гимназии. Школьное радио выходит в эфир каждый день на двух больших переменах. Также по вторникам, четвергам и в праздники в эфир выходит утреннее шоу. Цель всех передач – создать отличное настроение и положительный эмоциональный фон нашей аудитории. Для этого радиоведущие, учащиеся гимназии, включают хорошую музыку, передают поздравления, отмечают заслуги учителей и учащихся в эфире.
Тематические программы, такие как «Саунд-трек» (передача о самых известных саундтреках к фильмам) и «Музыкальная Вселенная» (передача о самых известных кавер-версиях песен) расширяют кругозор аудитории.
Два года издается журнал «Т.Е.N.», который выходит ежемесячно. Его название – это аббревиатура слов Talents. Entertainments. News. (Таланты. Развлечения. Новости). У «десятки» когда-то уже был свой журнал, потом работа затихла. По инициативе самих детей мы решили возобновить это издание. Попечительский совет пошел на встречу, они оплачивают печать этого журнала, для детей он бесплатен. Ребята работают под руководством взрослых. На весь год заранее расписан перечень тем, которым будут посвящены номера. Иногда бывает так: мы знаем человека как выдающегося спортсмена и вдруг видим его замечательные стихи на страницах журнала. Это раскрывает ребенка с абсолютно другой стороны. Те ребята, которые участвуют в работе журнала, не обязательно отличники, у них есть возможность показать другие хорошие качества, а, может быть, получить и профессиональную ориентацию.
На портале гимназии № 10 начал работу электронный литературный журнал. Ребята могут опубликовать здесь художественную прозу, стихотворения, эссе, литературно-критические и публицистические материалы, воспоминания и др.
В дополнительном образовании инновации связаны не только с информационно-коммуникационными технологиями. В нашей гимназии появился инженерный класс. Здесь инновации – это внеурочная деятельность. Ребята изучают сегодня новые предметы: черчение, технический перевод с английского языка, робототехнику. В начальных классах инновации связаны с внедрением ФГОС. Это изучение робототехники, участие в постановках английского театра, который в «десятке» был всегда.
Инновации в управлении тоже связаны с новыми технологиями. Это, прежде всего, электронный журнал. Если там все заполнено как надо, то и отчетов сдавать не нужно, журнал сам сформирует отчет. У нас создана и работает внутренняя электронная почта, чтобы обеспечить электронный документооборот в гимназии. Это значительно сокращает время на совещания, согласования и т.д. Для нас это важно, даже с экономической точки зрения. Все планирование ведется в Интернете. У нас есть административный сайт, на котором любой из заместителей директора может поместить свою информацию, например, оценочные листы.
В гимназии № 10 есть инновации, не связанные с учебным процессом. С прошлого года мы перешли на систему контроля доступа в гимназию. Это турникеты и карточки, что позволяет охране качественнее выполнять свои обязанности. Школа вся оснащена системой видеонаблюдения. Иногда это помогает разрешать какие-то спорные ситуации. В столовой – электронная система расчетов. В результате, увеличилась пропускная способность школьной столовой и лучше выполняются санитарные требования.
– Как Вы думаете, ЕГЭ – это инновация?
– Это уже не инновация, поскольку экзамен перешел в штатный режим. Но, с другой стороны, ЕГЭ все время совершенствуется. В прошлом году была введена система видеонаблюдения, в этом году – экзамен будет проходить в онлайн-режиме. Это тоже инновационный момент. Кроме того, вводится говорение на английском языке, английский будет сдаваться в два этапа. Сложность не в том, что дети не будут говорить, этого мы не боимся, а как это будет осуществляться: сработает ли техника, смогут ли педагоги (это не преподаватели английского) записать, ответить на вопросы. Ребята еще будут писать сочинение – это тоже усовершенствование процедуры итоговой аттестации.
– Можно ли сказать, что инновации – это хорошо забытые традиции?
– Все развивается по кругу, циклически. Когда мы говорим об ИКТ, использовании компьютеров в учебном процессе, то нужно помнить, что первый класс программистов был создан в десятой гимназии еще в 60-е годы. То, что мы вышли на новый виток, не значит, что до этого ничего не было.
Если говорить о деятельностном подходе в рамках ФГОС, то я думаю, а что же в этом такого, что я не делал в предыдущие годы? Уже лет пятнадцать назад проводились зачеты, когда их принимали друг у друга сами дети. Вот он – деятельностный подход. Для нас многое новым не является, а является тем, что мы давно используем. Иногда появляется мысль: «Теперь вся страна будет делать так же». Есть новый взгляд, но, по сути, много из того, что преподносится новым, уже было в том или ином виде.
– «Десятка» на протяжении своих 103 лет всегда шла на шаг впереди, используя самые передовые педагогические технологии. Какие инновации были присущи только ей – то, чего не было в других школах города?
– Школа № 10 все время выходила за рамки, опережая свое время. И так продолжается до сих пор. Постоянное стремление к новому – особенность гимназии № 10.
50-60 годы – один из самых ярких периодов в истории школы, когда ее слава гремела на всю страну. В 1957 году был предпринят эксперимент: 50 школ России стали школами с производственным обучением. В Новосибирске «десятка» была единственной школой, участвующей в этом проекте: построили свои мастерские, свой гараж. Школа выпускала продукцию на миллионы рублей, получала заказы от многих предприятий города и области. На эти средства в учебном заведении делали ремонт, закупали новое оборудование, а дети путешествовали по многим городам СССР. В школе № 10 изобрели даже свой инструментальный станок, который демонстрировался в Японии и в Канаде на выставке детского технического творчества. На базе производственного обучения внутри школы давали 11 профессий: токарь, слесарь, чертежник, швея, шофер, столяр-краснодеревщик и другие. Выпускникам выдавали два документа: общий аттестат и документ о получении какой-то квалификации. Опыт «десятки» перенимали другие школы со всей страны.
Далее, в 60-м году на конкурсной основе, по просьбе Сибирского Отделения Академии наук СССР, набрали класс математиков-программистов. В то время еще не было физматшколы, а кадры были очень нужны. Ученые обратились ко всем школам города с просьбой, кто возьмет на себя ответственность набрать класс программистов с участием ученых СО РАН. Ни одна школа не согласилась, кроме «десятой». Практику дети проходили на базе Вычислительного центра, почти все они стали учеными.
А двумя годами раньше – в 1958 году, в школу пришли работать и заниматься научно-исследовательской деятельностью 11 преподавателей пединститута. Будучи доцентом, будущий профессор Шмаков отрабатывал здесь свою теорию игровой педагогики, устраивая городские игры. Здесь он организовал специализированный педагогический класс.
С 1963 по 1966 годы на базе школы был проведен эксперимент по созданию прообраза колледжа. В школе были только 9-11 классы. В 1966 году выпустили 12 классов. Среди выпускников 50 медалистов (28 – золотые).
Следующий шаг в истории школы связан с тем, что «десятка» в середине 60-х стала школой с углубленным изучением английского языка. Директором тогда был учитель английского языка Варшицкий Ефим Наумович. У него была мечта, чтобы дети хорошо знали английский язык. Этот период в жизни школы коллеги и выпускники называют «Школа Варшицкого». Ефим Наумович считал, что английский язык – это язык международного общения, и он всегда будет нужен детям.
Действительно, сейчас наши выпускники-академики пишут, что за рубежом на равных общаются с коллегами, читают лекции. Но для того времени это был новшество. Учителя вспоминают, что непросто было оборудовать кабинеты, создать первый в городе лингафонный кабинет. Целым событием для школы была покупка первого магнитофона.
Сегодня мы продолжаем эти традиции. В гимназии 25 педагогов английского языка. Английский изучается со второго класса в обязательном порядке. В первом классе – как дополнительная образовательная услуга.
Я с гордостью вспоминаю такой эпизод: несколько лет назад в Новосибирск приезжала делегация из США, американцы тогда общались с нашими учениками. Переводчик из Москвы сильно волновался: «Как же я буду успевать переводить?». В итоге он подошел ко мне и сказал: «Я так хорошо говорить по-английски не умею, как ваши дети». А посол написал отзыв: «Новосибирск стоило посещать, чтобы увидеть Академгородок и Десятую гимназию».
Еще одна традиция и одновременно инновация, которая в нашей школе была и, надеюсь, будет – это спорт. В 1948 году в школу пришел работать учителем физкультуры удивительный человек – Яков Романович Розенфельд, чемпион РСФСР по легкой атлетике. С этого времени началось активное развитие спорта в школе. Стаж работы Якова Романовича составляет 62 года. За это время подготовлено 5 мастеров международного класса, 62 мастера спорта страны. Среди них есть чемпионы Олимпийских игр, мира, Европы, СССР и России. Яков Романович – единственный учитель в области и в стране, который имеет три почетных звания: «Заслуженный учитель РСФСР», «Заслуженный тренер РСФСР» и «Народный учитель России». В школе он работал до 85 лет.
Казалось бы, высокое качество образования и спорт несовместимы. Но школа всегда придерживалась принципа: «В здоровом теле – здоровый дух». Мы не сторонники того, чтобы привилегированная группа спортсменов представляла гимназию на соревнованиях. Спорт должен быть массовым, для укрепления здоровья. Сегодня в «десятке» работают бесплатные волейбольная и баскетбольная секции, секция таэквондо, спортивные танцы, роликовые коньки. Не так давно в школе создан спортивный клуб. Упор делается не только на легкую атлетику, ребята с удовольствием проводят утром зарядку, подвижные игры на переменах. Той энергии, которая накопилась на уроках, надо дать организованный выход.
Компьютерные технологии, английский и спорт – три главных направления, в которых гимназия развивалась и развивается.
Учащиеся инженерного класса у нас изучают китайский язык. Это тоже перспективное направление. В составе делегации по обмену опытом я был в Китае, оказалось, у нас есть много точек соприкосновения, поэтому хотелось бы развиваться и в этом.
– Десятая гимназия регулярно проводит онлайн-конференции с разными учебными заведениями не только России, но и других стран. Что это дает?
– Такие конференции мы проводили уже неоднократно. У нас есть для этого специальное оборудование, поэтому мы решили реализовывать такие возможности. Конференции посвящены новым информационно-коммуникационным технологиям, качеству образования, поскольку мы участники проекта «Внедрение модели системы управления качеством образования в образовательных учреждениях Новосибирской области». В онлайн-общении участвовали представители педагогического сообщества разных городов России, Украины, Казахстана и даже США. Большое желание поучаствовать в разговоре было у педагогов Великобритании, но они не смогли выйти на связь. Такую идею в будущем мы не оставляем. Чем лучше люди знают друг друга, тем дальше человечество находится от состояния войны.
В конце прошлого учебного года мы представили свой проект «Организация и проведение интернет-конференций как формы профессиональной коммуникации педагогов», который был утвержден. В настоящее время гимназия является региональной инновационной площадкой по этому направлению. Мы и дальше будем проводить конференции под эгидой Министерства образования Новосибирской области, Главного управления образования мэрии города Новосибирска. Недавно совместно с Главным управлением образования проведен телемост с Красноярском, состоялся заинтересованный, нужный, полезный обмен мнениями по поводу инженерного образования. Красноярцы увидели очень высокий уровень этого вида деятельности в Новосибирске.
2 апреля 2015 года МАОУ «Гимназия № 10» при поддержке Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области проведет IV Международную научно-практическую интернет-конференцию «Информационные технологии в инновационном образовании». Речь пойдет о деятельностном подходе в преподавании информатики, новых учебниках информатики, информационно-коммуникационных компетенциях современного учителя, возможностях использования информационно-коммуникационных образовательных технологий при работе с обучающимися в классах инженерно-технологического профиля и других вопросах.
А 23 апреля 2015 года на базе «десятки» состоится IV Всероссийская очно-заочная научно-практическая интернет-конференция «Слагаемые успешного внедрения системы менеджмента качества».
– Гимназии № 10 был присвоен общественно-профессиональный статус «Школа – лаборатория инноваций». Что это означает?
– Наша гимназия участвовала в проекте, инициатором которого были школы Санкт-Петербурга. В составе четырех школ Новосибирска мы стали победителями этого проекта. В прошлом году ездили в Санкт-Петербург на организационный форум, где была создана ассоциация инновационных школ России. Гимназия № 10 вместе с тремя другими школами Новосибирска вошла в оргкомитет ассоциации инновационных школ России. Мы достойно представили опыт Новосибирска, прежде всего, в работе над качеством образования.
– Достойно ли смотрится Новосибирск в плане внедрения инноваций на уровне России?
– Достойно. Когда «варишься только в собственном соку», можно немножко потеряться, будет казаться, что все замечательно, или все плохо. А когда смотришь других, то видишь, на каком этапе решения проблемы находится наша гимназия и Новосибирск в целом. В плане внедрения инноваций Новосибирск, безусловно, – один из передовых городов страны.
– Все ли инновации полезны с точки зрения директора?
– Я всегда говорю: «Отрицательный опыт – это тоже хорошо. Если мы что-то начинаем использовать, и это не пошло, то так тому и быть. Значит, это не тот путь, который нам нужен.
– Как внедряются инновации: сверху или внутри школы?
– Инновации внедряются разным путем. Сверху инновацию внедрить можно, но это долгий административный путь. У людей должна быть личная заинтересованность, вот тогда все будет идти гораздо быстрее, и результат будет лучше. Поэтому самые замечательные инновации – это инновации снизу. Сверху неплохо бы их поддержать, вовремя увидеть и направить в нужном направлении.
– Власти всегда поддерживают?
– Сложно сказать. Недавно мы получили в подарок от Главного управления образования мэрии новый компьютерный класс, стоимостью почти полмиллиона рублей. Мне было очень приятно, когда было сказано: «Передовым школам нужна передовая техника». Я считаю: «десятка» и ее вклад в инновации Новосибирска, в целом, оценены на должном уровне. Но если инновации только для гимназии № 10, какой в этом смысл? Не может быть одна школа инновационной, а все остальные – нет. В Новосибирске немало школ, успешно двигающихся по пути инноваций. Нужно подтягивать все школы в этом направлении.
Количество просмотров: 8791 |
Добавить комментарий