Атконова Александра Николаевна,

заместитель директора по УВР 
МБОУ «Лицей Информационных Технологий» г. Новосибирска

 

 
Эффективность инновационных процессов в Лицее в рамках реализации Городской инновационной площадки

В мае 2013 года МБОУ «Лицей Информационных Технологий» присвоен статус Городской инновационной площадки «Создание модели открытой цифровой школы как эффективное условие повышения качества образования». Начало реализации ГИП совпало с реализацией I этапа Программы развития «Создание модели открытой цифровой школы» в рамках реализации проекта «Наша новая школа» как эффективное условие повышения качества образования».

I этап реализации Программы был рассчитан на 2012-2014 гг. (организационно-мобилизационный) и включал в себя:

· диагностику имеющейся материально-технической базы;

· мониторинг проблем;

· поиск условий для реализации и начало выполнения Программы.

В данный момент Лицей находится в процессе реализации II этапа – он рассчитан на 2014-2015 гг. (экспертно-поисковый) и включает в себя:

· апробацию новшеств и преобразований;

· внедрение их в текущую работу Лицея.

Основная задача Программы Лицея – повышение качества образования через развитие информационной культуры и активное использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.

Поэтому первоочередной в работе коллектива Лицея является задача построения Техносферы образовательного учреждения. Техносфера Лицея – это совокупность содержания образования (контента), ресурсов, технологий, нормативов, а также связанные с ней коммуникации и общественные отношения. Современное видение Техносферы опирается на использование новейших разработок в области педагогики, которые поддержаны современными средствами ИКТ.

Именно над этой проблемой работает педагогический коллектив в настоящее время. Что же уже сделано?

Лицей является площадкой:

– для проведения районных и городских олимпиад, конференций по информатике и ИКТ;

– заседаний РМО;

– семинаров различных уровней;

– проведения ОГЭ в 9-х классах;

– для реализации регионального проекта «Моя школа – весь мир» в двух направлениях: «Создание условий для реализации ФГОС НОО» и «Сетевая дистанционная школа»;

– для реализации регионального проекта «Специализированные классы»;

– для реализации ГПП «Современная техносфера Лицея как эффективное средство повышения качества образования»;

– для участия в проведении городских мероприятий по распространению инновационного опыта работы (ГИП «Открытая цифровая школа»);

– по сотрудничеству с Открытым Молодёжным Университетом г.Томска (лицеисты 5-10 классов обучаются по инновационной Комплексной образовательной программе «Школьный университет», которая предусматривает получение сертификатов лицеистами по направлениям: Flash – программирование и анимация, компьютерная графика, web-дизайн, юный художник, в мире Flash);

– по внедрению ФГОС ООО в пилотном режиме в образовательный процесс (5, 6, 7 классы);

– площадкой по проведению тренировочных ЕГЭ по информатике и ИКТ и английскому языку.

В целях совершенствования инновационной деятельности и в рамках реализации Программы развития Лицея участники образовательного процесса МБОУ ЛИТ работают в следующих направлениях:

электронный мониторинг качества обученности;

мониторинговая деятельно психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС НОО и ООО (в 1-7 классах) и специализированных (математических классов (7М, 8М, 9М, 10М);

подготовка педагогических проектов к методическому фестивалю Лицея;

работа с одарёнными детьми в рамках «Клуба замечательных лицеистов», НОУ, подпрограммы «Наша надежда»;

реализация программы «Здоровье и образование в условиях Лицея»;

обучение лицеистов работе в различных операционных системах (Windows, MacOS, Linux);

участие в вебинарах, видеоконференциях.

Осуществлялось внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс. Созданы условия, позволяющие на основе использования новой техники обеспечить творческую деятельность, развитие креативного мышления, умения нестандартно мыслить, прививать системную проектную культуру.

Педагогические и руководящие работники Лицея принимают активное участие в городских, областных, всероссийских мероприятиях по обмену опытом и повышению профессионализма.

Только за 2013/2014 учебный год:

Проведены на базе МБОУ ЛИТ: региональный семинар-практикум «Урочная и внеурочная деятельность в ИКТ – насыщенной среде»н районный семинар «Клуб замечательных лицеистов» как форма работы НОУ МБОУ ЛИТ»;

Участвовали в районных семинарах заместителей директоров по УВР «Управление образовательным процессом в условиях реализации ФГОС ООО» и «Презентация опыта работы по реализации регионального проекта в спецклассах»;

Выступали с докладами накруглых столах на Всероссийской НПК в НИПКиПРО;

Проводили открытые уроки и внеурочные мероприятия для района, города и области на базе МБОУ ЛИТ;

Опубликованы статьи в газете «Новая Сибирь»,в журнале «Лицеист»,в сборнике материалов VI городской НПК «Информатизация муниципальной системы образования в контексте требований ФГОС».

В настоящее время Лицей готовит 4 практических семинара: один – районного и три – городского уровней.

В 2014 году в Лицее, помимо уже существующих 8М и 9М, набраны 7М и 10М специализированные (математические) классы. По договору о сотрудничестве с НГТУ, преподавателями университета проводятся спецкурсы по математике, физике, информатике и ИКТ. Несмотря на короткий период наличия специализированных классов в МБОУ ЛИТ, мы уже можем говорить о результативности деятельности учащихся 8 и 9 специализированных классов. В наличии победители и призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике, литературе, русскому языку, химии, физике, биологии, экологии; команда-победитель Первого городского фестиваля интеллектуальных игр «Интеллектуальный марафон»; лауреат Всероссийского конкурса эссе по английскому языку; дипломант II степени VII региональной открытой устной олимпиады по математике; победитель математической олимпиады им. Леонарда Эйлера; победитель Всесибирской открытой олимпиады школьников по математике; призер личной олимпиады XLI Уральского турнира юных математиков; дипломант IX Открытой региональной межпредметной олимпиады «Золотая середина» в номинации «Программирование на языке Паскаль».

В мае 2014 года в рамках регионального этапа Федерального проекта «Дети учат взрослых», проводимого ГУО совместно с компанией МТС, ученики 7М и 8М подготовили и провели открытый урок для родителей и сотрудников Лицея по теме: «Возможности применения планшетных ПК», на основе которого был снят видеоролик и размещён на странице компании МТС на сайте Vkontakte.ru. По результатам участия в проекте получены ценные призы и благодарственные письма.

Одним из актуальных направлений для Лицея является дистанционное обучение. Четвёртый год ведётся работа по реализации регионального проекта «Моя школа – весь мир» в направлении «Сетевая дистанционная школа», в котором приняли участие 241 учащийся и 9 педагогов МБОУ ЛИТ.

Проект предполагает следующие направления работы:

- обучение учащихся в РСДО (математика, ОРКСЭ, геометрия, краеведение);

- обучение школьников по направлению «Бизнес-Информатика».

Впервые в текущем учебном году принимают участие в проекте учащиеся начальной школы МБОУ ЛИТ.

Целью проекта «Сетевая дистанционная школа» является формирование системы дистанционного образования учащихся с использованием информационных образовательных технологий. Мы считаем, что данная цель в рамках нашего образовательного учреждения достигнута, так как многие учителя и администрация Лицея увидели, каким образом можно организовать дистанционное обучение, для каких категорий учащихся сделать это целесообразно (учащиеся, находящиеся на надомном обучении; учащиеся, часто болеющие, организация дополнительных занятий с одаренными детьми и т.д.).

Работая в автономной группе, мы решали следующие задачи:

развитие способностей к самостоятельной познавательной деятельности;

освоение основных этапов познавательной деятельности на учебном содержании мультимедийных и полиграфических средств обучения, ресурсов Интернет;

предоставление учащимся учебной информации (электронные учебники и учебные пособия, мультимедиа курсы, звуковые и видеофайлы, Интернет-ресурсы, печатные издания и др.) и обеспечение способов ее доставки (по сети или на локальных носителях).

В 2014 г. наши учащиеся активно принимали участие в конкурсах в рамках «Телешколы».

Было проведено анкетирование среди учащихся и их родителей, в результате которого выяснилось, что и дети, и родители положительно отзываются о проекте.

В 2014/2015 учебном году многие проблемы, возникшие в течение первого года реализации проекта, были учтены:

· решены проблемы со скоростью доступа к сети Интернет в здании Лицея;

· допоставлена недостающая техника, с помощью которой появилась возможность организовать на базе Лицея 2 мобильных мультимедийных класса, что способствовало активизации работы в проекте, повышению уровня компьютерной грамотности и компетентности педагогов;

· учтена перегрузка учащихся, участвующих в проекте, с сентября 2013 года один обучающийся (основной и средний уровень образования) зачислялся только в одну автономную группу.

Большая работа в Лицее ведётся и по реализации регионального проекта «Моя школа – весь мир» по направлению «Создание условий для реализации ФГОС НОО». Основной целью апробационной деятельности являлось создание информационно-образовательной среды начальной школы. Для достижения этой цели решались следующие задачи:

– оснащение Лицея сетевыми средствами коммуникации;

– создание службы технической поддержки проекта;

– повышение квалификации участников проекта;

– введение техники в эксплуатацию и дальнейшее сопровождение в образовательном процессе.В апробации принимают участие 79 обучающихся на 1 уровне образования. На данный момент в Лицее уже имеются результаты апробации: разработаны методические материалы, рекомендации, дополнительные материалы к занятиям по теме площадки; благодаря материально-техническому оснащению открылись большие возможности при подготовке к уроку, внеурочным занятиям, а это благотворно влияет на совершенствование учебно-воспитательного процесса; в классах создана комфортная развивающая образовательная среда, у ребят повышенная мотивация к учебной деятельности.

Активно используются информационно-коммуникационные технологии и во внеурочной деятельности. На сегодняшний день в Лицее создана благоприятная среда для непрерывного изучения «Робототехники» на всех уровнях образования. Учащиеся начальной школы (1-4 классы) занимаются в кружке «Техническое моделирование». Специально для занятий в этом кружке были приобретены конструкторы LEGOWeDo, электронный конструктор «Знаток». С большим интересом учащиеся приобщаются к процессу создания настоящих роботов и даже учатся «оживлять» их с помощью компьютерных программ. Учащиеся 6 классов посещают кружок «Роботы» (в 2014/2015 учебном году для работы кружка приобретены современные базовые наборы LEGO MindstormsEducation EV3). Робототехникой с элементами изучения физики занимаются учащиеся 8М (специализированного класса) на факультативных занятиях. На третьем уровне образования формируются малые творческие группы увлекающихся робототехникой для участия в городских соревнованиях, где на счету лицеистов-старшеклассников есть победы. Данный вид деятельности пользуется популярностью у детей, способствуя формированию творческой личности, ориентированной на инновационные технологии и практическую деятельность в сферах общей кибернетики и роботостроении;навыков современного организационно-экономического мышления, обеспечивающих социальную адаптацию к современным рыночным отношениям.

Системное использование информационно - коммуникационных технологий – эффективное подспорье в обучении детей, находящихся на домашнем обучении, когда учитель имеет возможность закрепить полученные знания и ознакомить с дополнительным материалом, т.к. использует в своей работе технические средства обучения и электронные образовательные ресурсы.

Применение ИКТ повышает интерес к предмету, позволяет скорректировать процесс обучения, сделать его более интересным, интенсивным, отвечающим требованиям современной педагогики и динамики жизни, а также способствует повышению интереса к предмету, за максимально короткий срок позволяет дать больший объем информации в доступном для учащихся режиме.

В декабре 2013 г. в целях развития информационных ресурсов Лицея произошла полная смена платформы сайта. Непрерывно ведется работа по наполнению сайта Лицея. Дидактические свойства сайта позволяют реализовать электронное представление учебно-методической информации, информационный обмен между участниками образовательного процесса (учебная, методическая, научно-образовательная и функционально-производственная информация). Создан банк ЭОР, используемых методическими объединениями и кафедрами в урочной и внеурочной деятельности, собранная информация размещена на сайте Лицея.

Для успешного совершенствования инновационных процессов в рамках ГИП и реализации Программы развития во все учебные кабинеты проведена локальная сеть МБОУ ЛИТ, все кабинеты имеют выход в интернет со скоростью доступа от 2 до 10 Мб/c. Компьютерной техникой оснащены все рабочие места учителей-предметников и классных руководителей.

Всего на текущий учебный год в Лицее имеется 306 компьютеров и ноутбуков. На июнь 2014 года 100% кабинетов оснащены мультимедиатехникой в полном объеме.

В 2013 году создан кабинет Технологии, оснащённый современным оборудованием. К проведению ОГЭ по информатике в мае 2014 года запущен новый, оснащенный современной техникой кабинет информатики и ИКТ.

Для автоматизации расчётов за школьное питание и перехода на безналичный расчёт в Лицее в тестовом режиме введена система автоматизации школьных столовых – «Электронная столовая», которая позволяет родителям контролировать процесс питания своего ребёнка, по средствам уведомлений через sms или электронную почту. Каждому ученику выдается пластиковая карта, которая представляет собой не только электронный пропуск СКУД на проходной, но и электронный кошелек. С помощью карты ученик расплачивается за питание в школьной столовой. Такая система безналичного расчета имеет свои выгоды не только для родителей, но и для учебного заведения.

Всё вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что за период реализации ГИП в МБОУ ЛИТ организовано функционирование Лицея как единого информационного пространства; обеспечены информационной, методической, технической и психолого-педагогической поддержкой все инновационные процессы в Лицее: реализация в пилотном режиме ФГОС НОО и ООО, региональных проектов («Специализированные классы», «Сетевая дистанционная школа», «Создание условий для реализации ФГОС НОО»); предоставлены в различных формах (семинары, открытые уроки, публикации, выступления на НПК городского и Всероссийского уровней) творческие отчёты по экспериментальной и инновационной деятельности.