Если школьник с первого класса подготовлен к тому,
что он должен учиться создавать, придумывать, находить
оригинальные решения, то формирование личности будет проходить
на основе обогащения ее интеллектуального профиля. Обучая детей творческому
мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно.
Р. Дж. Стернберг, Е. Григоренко
Каждый человек – талантлив. Добьется ли он успеха – зависит от того, будет ли выявлен этот талант, помогут ли родители и общество в целом развить его и применить во взрослой жизни. От этого зависит и успех самого общества. Роль одаренности и интеллекта в современном мире постоянно возрастает. Все большую роль играет творчество. Экономика все в большей степени основывается на знаниях и способностях людей к новаторству. Современные исследования подтверждают роль интеллекта как фактора первостепенного значения, определяющего темпы экономического роста современных государств. Процесс выявления и педагогического сопровождения одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного отечественного образования. Россия не сможет быть по-настоящему конкурентоспособной страной, если она всерьёз не встанет на путь инноваций и модернизации. А для этого нужен квалифицированный, грамотный человек, умеющий выдвигать и реализовывать нестандартные идеи. И вот здесь-то без коренных изменений в системе образования не обойтись.
В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Каждому выпускнику школы предстоит определить свое место в сложном и многообразном мире, исходя из его личных возможностей, способностей и интересов.
Для нашего образовательного учреждения работа с одаренными детьми является приоритетным направлением. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности. Нашей целью является выявление, сопровождение и поддержка интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей.
Создание российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, основанной на лучшем историческом опыте и наиболее успешных современных образцах – это необходимый элемент российской политики на ближайшие годы. Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Одаренный человек словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными сферами науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Определение одарённости ребёнка – сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей, сверстников. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности.
Одаренность можно рассматривать как стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу, креативность — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. Шире — нетривиальное и остроумное решение проблемы.
Таким образом, в число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.
Для определения и уточнения целей и задач программы необходимо дать определение одаренности. Одаренные дети:
– имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие способности и проявления;
– имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
– испытывают радость от самообразования, умственного труда.
Существуют различные виды классификации одарённости, например, скрытая и ярко выраженная. Если говорить о широте проявлений в различных видах деятельности, можно выделить: общую и специальную. Психологическим ядром общей одарённости являются интеллектуальные способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.
Специальная одарённость обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.).
Различают также типы одарённости по видам деятельности:
1. В практической деятельности можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
2. В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
3. В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
4. В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.
5. В духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Исходя из типов одаренности, можно условно выделить категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны быть одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Эффективным средством развития одаренности считаю активизацию обучения через организацию исследовательской, творческой деятельности, с передачей учащимся инициативы в развитии своих познавательных способностей. Однако существующая в современном образовании классно-урочная система создает противоречие между индивидуальными образовательными способностями, потребностями ученика и усредненным подходом, осуществляемым на уроке. Способные дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития, поэтому у данной категории детей возникает проблема несоответствия способностей и образовательных запросов содержанию учебного материала и формам работы, которые предлагает учитель в рамках учебной программы, их волнуют вопросы познания окружающего мира, философского характера. Для таких детей необходима организация различных форм внеурочной деятельности.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.
Талант, одаренность, задатки, способности… Подберите нужное понятие к следующим определениям:
– анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. Они носят общий характер, то есть на их основе нельзя предсказать, какие именно способности могут сформироваться (задатки);
– индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности (способности);
– сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода (талант);
– состояние и степень выраженности способностей детей и подростков(одаренность).
Одаренность – потенциальный талант, талант – реализованная одаренность.
Качества чаще всего характеризующие одаренных детей: неровно успевающий, выбивающийся из общего темпа, странный в поведении, непонятный, занятый своими делами (индивидуалист), не умеющий общаться, конфликтный, иногда тугодум, не может понять очевидного, выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями, не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
Классификация детской одаренности: практическая, теоретическая (познавательная), художественно-эстетическая, коммуникативная, духовно-ценностная.
Проблемы одаренных детей: неприязнь к школе, игровые интересы, конформность (отрицание стандартных требований), погружение в философские проблемы, несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием, стремление к совершенству, ощущение неудовлетворенности, нереалистические цели, сверхчувствительность, потребность во внимании взрослых, нетерпимость, низкая продолжительность сна.
Исходя из всего вышесказанного, мы поставили перед собой цели:
1. Создать образовательно-воспитательную среду, обеспечивающую наиболее благоприятные условия для выявления, поддержки и сопровождения одаренных и талантливых детей.
2. Систематизировать работу с одаренными детьми, направленную на их личностное развитие и успешность.
Задачи, которые мы определили для достижения поставленной цели:
– Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы, и, как следствие этого, – создание системы управления работой с одаренными детьми.
– Создание обогащённой образовательной среды в области основного и дополнительного образования для развития одарённости.
– Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
– Поддержка одаренных учащихся и их педагогов через введение системы поощрения их достижений.
– Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.
– Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей.
– Проведение массовых мероприятий с одаренными детьми.
– Участие одаренных детей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней.
Включение в работу с одаренными обучающимися, в первую очередь, учителей, обладающих определенными качествами. Учитель должен быть: увлеченным своим делом; способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; профессионально грамотным; интеллектуальным, нравственным и эрудированным; проводником передовых педагогических технологий;психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; знатоком во всех областях человеческой жизни.
Основные принципы развития системы работы с одаренными учащимися в школе:
1. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.
2. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
3. Принцип формирования мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности.
4. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
5. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
6. Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Продуманная система организационных, педагогических и психологических условий позволяет эффективно проводить работу с одаренными детьми, тем самым развивать школьную систему выявления, поддержки и сопровождения одаренных и талантливых детей.
Формы работы с одаренными учащимися
Групповые, факультативные, элективные и индивидуальные занятия учебной деятельности;
Занятия внеурочной деятельностью по интересам;
Индивидуальные и групповые участия школьников в: интеллектуальных олимпиадах и марафонах, научно-практических конференциях (НПК), конкурсах; спортивных соревнованиях и мероприятиях; мероприятиях эстетического направления (фестивали, конкурсы, концерты).
Ожидаемые результаты
· Создание и совершенствование школьной системы работы с одаренными детьми.
· Увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми.
· Увеличение числа детей с интеллектуальной, академической и творческой одарённостью.
· Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.
Критерии оценки результатов
– выполнение плана работы с одаренными учащимися;
– повышение квалификации педагогов по различным направлениям работы с одаренными детьми;
– охват различными формами интеллектуальной и творческой деятельности учащихся 1-11 классов в ОУ, в % от общего числа учащихся;
– число медалистов в % от общего числа выпускников 11 классов;
– увеличение количества призеров конкурсов, олимпиад, соревнований и т.п. разных уровней, в % от общего числа учащихся;
– количество публикаций педагогов школы по данной проблеме;
– количество проведённых тематических мероприятий по различным направлениям работы с одаренными детьми (семинаров, конференций, круглых столов, мастер-классов и т.д.);
– результаты анкетирования педагогов, учащихся, родителей.
Для успешной реализации программы необходимо по окончанию учебного года проводить анализ школьной системы работы с одаренными учащимися по следующим параметрам:
– Деятельность педагогов школы по работе с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время.
– Выявление одаренных и талантливых учащихся школы через анкетирование классных руководителей, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования.
– Деятельность школьных методических объединений учителей по работе с одаренными детьми.
– Участие педагогов школы в мероприятиях различного уровня по работе с одаренными детьми.
На основании аналитических данных необходимо дополнять и корректировать план мероприятий работы школы с одаренными детьми:
1. Создание системы раннего выявления одаренных детей.
2. Обеспечение индивидуального сопровождения одаренных школьников.
3. Повышение уровня квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
4. Создание системы поощрения педагогов и учащихся за высокие достижения.
5. Активизация работы с родителями одаренных школьников.
Наша задача в работе с интеллектуально одаренными детьми – сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя признанным и востребованным; научить конструктивно строить отношения с ровесниками и взрослыми людьми. Для этого необходимо повышать интеллектуальную нагрузку, излагая интересные факты, используя ИКТ, продумывая персональные задания, задания на выбор, интегрированные задания, – одним словом, делать все, чтобы развивать познавательную активности этих детей. Признание таким детям необходимо для успеха. Поэтому создание ситуаций успеха – необходимое условие для развития одаренности.