Хлебникова Татьяна Михайловна,

заместитель директора по УВР «Образовательный комплекс школа-сад «Наша Школа», руководитель Регионального центра тестирования МГУ г. Новосибирска

 
К вопросу о реализации ФГОС в системе общего образования

С 2009 года образовательный процесс образовательных учреждений основного общего образования осуществляется на основе Федеральных государственных стандартов.

ФГОС ООО требует от современного учителя:

1) осуществления деятельностных и мыследеятельностных практик, являющиеся ядром современного содержания образования;

2) формирования адаптивных компетенций и компетенций преобразующего характера;

3) создания безопасной среды развития, на основе антропологического подхода (физический мир, мир сознания, духовный мир);

4) перехода от натур-материальных составляющих содержания к работе с «живым знанием»;

5) интеллектуально-духовного развития подрастающего поколения посредством образования.

Все выше названное невозможно реализовать без кардинальных изменений в практике учителя, его профессиональных качеств. Для этого необходимо рассматривать профессионализм учителя с позиций:

1) ответственности за современное образование России как ресурса безопасности страны;

2) чему обучать – содержанию, а не форме;

3) как обучать – способу деятельности по отношению определенным объектам;

4) работы с мышлением и сознанием ученика.

Поясним выделенные позиции. Существует три технологические платформы школы в современной России – информационная, школа знаний, умений (советская) и школа способностей (мыследеятельностная и деятельностная). Вместе с тем, российское педагогическое сознание в существенной степени объективно центрично, т.е. в большинстве используемых педагогических концепций основными элементами содержания являются объекты и знания о них. Следовательно, подход к реализации содержания образования как культурного пласта, осуществляемый в образовательном процессе, формальный, т.е. работа на информацию, а не на способ работы с ней.

Содержание мыследеятельностного образования позволяет выйти на новую модель образования, что несет в себе изменения в формировании учебных программ, на основе выделения единой дидактической единицы, определения целей средств, способов, механизмов, направленных на формирование метапредпредных, предметных и личностных компетенций учащихся. Поэтому необходимо осуществить: 1) переход от информационной школы к школе мыследеятельностного и деятельностного содержания, что позволит изменить уклад российских школ; и 2) выстраивание образовательного процесса на основе мыследеятельностной технологической платформы как средства разрешения внутренних и внешних противоречий в сфере образования.

Для правильного развития и становления духовной жизни ребенка необходимо научение его не внешним формам, которые никогда не приведут к правдивости и духовной глубине, т.к. формальные знания опасны тем, что при определённом количестве они начинают восприниматься как формальность, а способам работы с информацией. Поэтому выпускник школы должен быть не запрограммированным объектом насаждения информации третьего лица, а человеком, способным понимать, рассуждать, позиционировать, выражать свою точку зрения. Для этого необходимо системно соотносить процесс раскрытия человеческой ментальности с миром смысла с ориентацией на внутренний мир реальностей. Другими словами, создание для ученика социокультурной среды саморазвития, самовоспитания, самообучения человека, его работы с собственным опытом и с опытом деятельности других людей прошлого, настоящего и будущего. Современный учитель должен понимать, что знания имеют двойственное выражение: знание – это совпадающая с самим объектом изучения форма существования результата познавательной деятельности, т.е. знание – факт, знание – догма; знание – это форма существования результата познавательной деятельности, которая включает в себя не только объект изучения, но и представление о самом способе построения объекта (способ существования объекта в мысли), т.е. «живое» знание. Необходимо понять учителю, а какие знания формирует он?

Все обозначенное способен осуществить учитель, который работает в режиме мыследеятельностного и деятельностного содержания образования, имеющий мыследеятельностный и деятельностный педагогический профессионализм.

Основой мыследеятельностного и деятельностного педагогического профессионализма является компетенция – способность педагогической рефлексии, которая лежит в основе самопознания, саморегуляции и самоконтроля субъектом собственной образовательной деятельности. Поэтому одной из важнейших проблем, возникающих в процессе повышения квалификации учителя, является определение таких психолого-педагогические условий, которые позволят учителю занять позицию субъекта учения, способного самостоятельно и эффективно решить стоящие перед ним учебно-познавательные задачи.

В философии и психологии рефлексия понимается как фундаментальный механизм самоанализа, осмысления и критической оценки индивида собственных действий, а также действий других людей, заключенных в совместное решение задач.

Рефлексия – это осмысление форм и предпосылок деятельности, критический анализ знания и методов познания, процесс самопознания, раскрытия внутреннего строения и специфика духовного мира человека. Механизм рефлексии основан на так называемой «нормальной двойственности» человеческого сознания: человек является не только субъектом, производящим действие, но одновременно и субъектом, регулирующим и контролирующим действия. Соотношение «субъект-исполнитель» и «субъект-контролер» позволяет выйти индивиду из полной поглощенности непосредственно исполнительной деятельностью для выработки критического отношения.

Осваивать технологию мыследеятельностного и деятельностного педагогического профессионализма возможно в режиме сетевого взаимодействия. Практика такой работы существует в НОУ «Наша Школа», г. Новосибирск, руководитель сетевой мыследеятельностной педагогической мастерской – Николаев В.А.

 

Список литературы:

1. Николаев В. А. Трухачева А. Г. Инновационные процессы в образовании: стратегии, риски, перспективы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2011.

2. Голубцова Л.В. Новое содержание образования. – Пушкинский институт, 2001.

3. Николаев В.А., Мисюра Я.С. Концепция школьной социокультурной мыследеятельностной и деятельностной рефлексивно-коммуникативной образовательной среды. – Изд-во НИПКиПРО, 2002.

4. Николаев В.А., Николаева А.Г., Стрельникова Р.Н. Современный комплексный экзамен в школе развития способностей. – Новосибирск, 2013.