Букарева Наталья Николаевна,

начальник отдела по работе со школьными музеями
МБУДО «ГЦ «Виктория» г. Новосибирска

 
Добрый день, уважаемые читатели и друзья нашей газеты!

От души хочу всех поздравить с наступающим 2016 годом! Счастья и удачи Вам в Новом году! Здоровья и терпения, и конечно, успехов во всех Ваших начинаниях!

Вот и закончился очередной календарный год. Мы все надеемся, что в прошлом году остались наши огорчения, неудачи, а в следующем нас чаще будут встречать удачи и радости. Надеюсь, что в новом году обязательно будут новые достижения и у нас и у наших учеников, маленькие и большие победы. Будем решать уже новые задачи, учиться и учить, познавать новое. И, конечно, обязательно знакомиться с новыми выпусками нашей газеты.

А знаете, как можно найти единомышленников? Как заинтересовать ребят музейной работой? Где взять новые идеи? Своими находками с нашими читателями под Новый год делится Людмила Викторовна Чадова, учитель истории и обществознания, руководитель музея А.И. Покрышкина МБОУ СОШ № 129.

Воспитать патриотов и обучить квалифицированных специалистов, которые будут развивать отечественную науку и производство, привлечь детей и подростков к занятиям научными изысканиями и творчеством… Эти важные на сегодня вопросы поднимают в своей статье руководители музея Аэрокосмического лицея имени Ю.В. Кондратюка Наталия Витальевна Сунцова и Ольга Валентиновна Ефанова.

Сегодня мало кого уже удивишь интегрированными или театрализованными уроками, проектной деятельностью. А если это совместить? И получится интегрированный театрализованный проект на базе школьного музея. И тогда «эмоционально пережитые события становятся ближе и понятнее, надолго запечатлеются в сознании, а факты героической истории своей страны, представленные в музейных предметах и театрализованной постановке, рождают чувство гордости и своей сопричастности к истории Родины», утверждает наш автор из Лицея «Созвездие» № 131 города Самары Ирина Геннадьевна Куликова.

Елена Александровна Шехавцова, учитель русского языка и литературы Лицея № 130 им. академика М.А. Лаврентьева, сетует, что «баллами ЕГЭ не измерить ни патриотизм, ни любые другие личностные качества выпускника». И в своей статье рассказывает, как в лицее пытаются решить вопросы социально-гражданского и духовного развития обучающихся.

Поисковая работа – одно из важных направлений работы музея. Ветераны, учителя, труженики тыла… Воспоминания, письма, газетные вырезки, архивы… А потом все это соединить и получится Книга Памяти. А в ней неизвестные еще страницы о Великой Отечественной, о трудовых буднях, о работе госпиталя в стенах школы. Работа кропотливая, трудная, порой бывают и неудачи. Но сколько потом благодарных откликов! Своим опытом делится Маргарита Георгиевна Стоценко, педагог-библиотекарь, руководитель музея МБОУ СОШ № 69, в статье, которую предлагает нашим читателям.

Свой опыт формирования системы мероприятий, направленных на развитие патриотизма учащихся через вовлечение их в практическую деятельность на базе одного образовательного учреждения, представляет Анна Сергеевна Котлярова, заведующая военно-спортивной школой «Союз-Новосибирск» Центра дополнительного образования «Алые паруса».

Вот такие разные и одновременно имеющие много общего материалы представлены сегодня в нашей рубрике. Надеюсь, что читателям будет интересен и полезен опыт наших педагогов. А наши авторы готовы и открыты для сотрудничества!

Музеи

Школьный музей космонавтики – центр интеллектуального развития и творчества молодежи

Сунцова Наталия Витальевна, Ефанова Ольга Валентиновна

Образование современной России провозглашается сферой производства высшей ценности и главного капитала общества – человека, причём не только как специалиста в определённой профессиональной сфере, но и как личности, человека культуры, человека духовно-нравственного, воспринимающего себя как гражданина своей страны и как гражданина мира.

Воспитание патриотизма через совместные проекты музейной и театральной педагогики

Куликова Ирина Геннадьевна

Патриотизм должен стать и становится новой национальной идеей России. Это обстоятельство диктуется временем, складывающимися на наших глазах историческими условиями. Необходимо воспитывать патриотов – тех, кто любит свою страну, гордится ею, уважает ее историю и помнит своих предков. Необходимо воспитывать категорическое неприятие фашизма и экстремизма в любых проявлениях.

Формирование патриотических чувств в музыкальном воспитании дошкольников

Михайлова Ольга Владимировна, Троценко Наталья Александровна

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка различных праздников и тематических развлечений. 

Из опыта выставочной деятельности школьного музея

Чадова Людмила Викторовна

Вот уже восемь лет в школе № 129 работает музей А.И. Покрышкина. За эти годы он стал настоящим центром патриотического воспитания. Сегодня в экспозиции представлены три раздела: «Жизнь, отданная небу», «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны» и «Профессия – Родину защищать».

Книга Памяти «Бессмертный полк 130-ки» как социально-образовательный проект

Шехавцова Елена Александровна

В Государственной программе «Развитие образования на 2013-2020 гг.» приоритетным направлением является гражданское и патриотическое воспитание. Основная цель его заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирование у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Для всех очевидно, что только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Проект «Имена, опалённые войной»

Стоценко Маргарита Георгиевна

Наша работа задумывалась, как сбор документов и воспоминаний по увековечиванию памяти учителей – участников войны, тружеников тыла и детей военных лет к 85-летнему юбилею средней школы № 69 и 105-летию микрорайона Затон. Но когда городским Домом Учителя был объявлен гуманитарно-просветительский проект «Имена, опаленные войной», мы решили стать его участниками. О каждом учителе хотели написать воспоминания учеников, коллег и родителей, собрать копии документов, фотографии и личные воспоминания. 

Профильная подготовка воспитанников патриотических клубов в летний период

Благодарова Светлана Анатольевна, Судьярова Любовь Борисовна

В последние годы одной из самых перспективных форм организации летнего отдыха детей являются профильные лагеря и смены. Предпосылкой этому послужило то, что подход к организации летнего лагеря кардинально изменился. Профильные смены выполняют очень важную миссию – летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и площадка для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.

Патриотические клубы

Организация и проведение городских соревнований как форма популяризации военно-прикладных и спортивно-технических видов спорта

Анна Сергеевна Котлярова

В условиях мегаполиса, каким является город Новосибирск, практически нет территорий, где бы не были представлены различные структуры учреждений дополнительного образования. Это различные Дома и Центры творчества, клубы по месту жительства, спортивные, художественные и музыкальные школы, станции юных натуралистов и техников и т. д. Здесь ребенок может найти применение своим силам, раскрыть свои таланты, найти круг общения по интересам и даже получить допрофессиональное образование.