Условия управления качеством экологического образования детей дошкольного возраста МКДОУ д/с № 432

 
 

Терентьева Татьяна Петровна,

заведующий МКДОУ д/с № 432 г. Новосибирска

 

Условия управления качеством экологического образования детей дошкольного возраста МКДОУ д/с № 432

Одной из существенных тенденций, характеризующих начало ХХI века, является переосмысление ценностей образования, которые общество напрямую связывает с качеством образовательных услуг.

Одной из главных задач государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Изучая литературные источники, можно обнаружить различные трактовки понятия «качество образования». Так, В. М. Полонский качество образования истолковывает как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями воспитания и обучения. С точки зрения Н. Н. Шиловой, качество образования определяется как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. О.А. Сафонова считает, что качество образования – это объект мониторинга в дошкольном учреждении, представляет в виде четырех блоков: качество образовательного процесса (элементами которого являются содержание, организация, дети, педагоги, взаимодействие педагогов и детей); качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия, необходимые для образовательного процесса); качество управления; качество результатов работы образовательной системы в дошкольном учреждении.

По словам В. И. Слободчикова, качество дошкольного образования – это качество жизни ребёнка. И.А. Рыбалова считает, что качество дошкольного образования в учреждении – это управляемый процесс, это результат деятельности всего педагогического коллектива.

Мы под качеством дошкольного образования понимаем организацию педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

В 2017 году, объявленным президентом Годом экологии, приоритетным направлением деятельности ДОУ является повышение качества экологического образования дошкольников.

На самом деле, решение глобальных экологических проблем, существующих в современном мире, невозможно без качественного изменения системы экологического образования. Одной из существенных тенденций, характеризующих начало ХХI века, является переосмысление ценностей образования, которые общество напрямую связывает с качеством образовательных услуг.

На необходимость повышения качества экологического образования обращали внимание такие ученые, как Н. Ф. Винокурова, Н. Н. Моисеев, Г.А. Ягодин и др. По их мнению, современные образовательные учреждения всех ступеней и уровней должны стать главным источником и организующим звеном экологического образования, формирования экологичной личности, способной ценить и преумножать богатства родной природы.

Под качеством экологического образования детей дошкольного возраста нами понимается определенный уровень освоения ребенком содержания экологического образования (теоретические знания, умения, навыки, способы принятия решений, нравственные нормы, ценности, необходимые для практической реализации экологически целесообразной деятельности), которого он достигает на различных этапах образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями и целями экологического образования.

Одной из направлений управленческой деятельности детского сада № 432 является повышение качества экологического образования детей дошкольного возраста.

Качество экологического образования напрямую зависит от:

-организации эколого-развивающей среды;

-развитии экологической культуры и эколого-педагогической компетенции воспитателей;

-контроля за реализацией эколого-педагогических технологий в работе с детьми.

Рассматривая работы таких специалистов, как Т.И. Шамовой, Т.М. Довыденко, Г.Н. Шибанова были выделены четыре уровня управления качеством экологического образования дошкольников.

Первый – теоретический уровень управления качеством экологического образования дошкольников. На этом уровне повышение качества рассматривается как система и ценностное явление, где в качестве основных компонентов данного процесса выступают педагоги, родители и дети. На данном уровне процесс управления качеством экологического образования дошкольников рассматриваем как трехступенчатую систему:

1) управление образовательным процессом со стороны воспитателя (организация непосредственной работы с детьми);

2) организация работы с педагогическим коллективом (со всеми педагогами ДОО);

3) административное управление со стороны руководителя ДОО.

Рассматривая управленческую роль педагогов ДОО выделяем основные компоненты их деятельности:

-планирование работы по экологическому воспитанию детей,

-планирование работы с родителями,

-организация работы по отслеживанию качества образовательной деятельности.

Основной целью планирования образовательного процесса является обеспечение системы в работе по повышению качества экологического образования дошкольников.

Основой планирования работы по повышению качества экологического образования воспитанников ДОО является основная образовательная программа, реализуемая в детском саду, в которую включены ряд задач и определено содержание работы по повышению качества экологического образования детей дошкольного возраста.

За организацию работы по данному направлению отвечает старший воспитатель, который оказывает методическую помощь педагогам в вопросах организации работы по экологическому образованию детей. Важным аспектом деятельности старшего воспитателя является интеграция усилий всех специалистов ДОО (педагога-психолога, музыкального руководителя, руководителя по физической культуре) в целях успешной организации работы по повышению качества экологического образования дошкольников.

Основной функцией руководителя ДОО является контроль над реализацией целей, задач, как с детьми, так и с педагогами и родителями. Значимым в деятельности руководителя является создание материальных условий для оптимальной организации развивающей предметно-пространственной среды.

Кроме этого важным направлением деятельности заведующего по управлению качеством экологического образования воспитанников является сетевое взаимодействие с другими учреждениями и организациями, которые занимаются решением проблем экологического просвещения населения.

Второй уровень управления качества экологического образования дошкольников – уровень образовательного процесса.

Образовательный процесс в ДОО включает:

-основную общеобразовательную программу, по которой работает ДОО;

-годовое и комплексно-тематическое планирование работы по повышению качества экологического образования дошкольников.

Третий уровень управления качеством экологического образования детей – уровень создания проектов по экологическому образованию дошкольников.

На данном уровне также используются несколько видов планирования:

-программа развития ДОО,

-годовой план ДОО,

-тематические планы,

-индивидуальные планы специалистов и администрации,

-календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.

Четвертый уровень – реализация экологического образования дошкольников.

Под руководством старшего воспитателя экологическое образование дошкольников реализуют воспитатели и специалисты ДОО. Руководитель осуществляет контроль, оценку деятельности педагогов, принимает управленческие решения по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса.

Таким образом, можно отметить, что наиболее эффективным управление качеством экологического образования детей дошкольного возраста является только в том случае, если все ступени образовательной деятельности взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга.

Кроме этого, как показывает практика, совершенствование качества экологического образования дошкольников возможно благодаря комплексному использованию основных методологические подходов к оценке качества образовательного процесса ДОУ:

1. Аксиологический подход к оценке предусматривает анализ ценностей, которые являются основанием в определении структуры и содержания системы оценки качества дошкольного образования.

2. Социокультурный подход в оценке качества образования в ДОУ определяется характером взаимодействия детей со взрослыми, с другими детьми, с предметно-пространственным миром. Оценивается уровень самостоятельного поведения и его способность решать повседневные жизненные ситуации; социальная компетентность в общении с другими детьми и взрослыми.

3. Компетентностный подход в условиях реализации ФГОС выступает приоритетным в оценке качества дошкольного образования. Предполагает ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности – сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями.

Для оценки качества экологического образования детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации необходимо было провести комплексный анализ развивающей предметно-пространственной среды детского сада, образовательной деятельности, проанализировать уровень экологической культуры детей дошкольного возраста, удовлетворенность педагогов качеством экологического образования детей дошкольного возраста, удовлетворенность родителей качеством экологического образования детей.

Термин «развивающая предметная среда» был введен С.Л. Новоселовой и предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка дошкольного возраста. Одним из важнейших требований к ней является ее развивающий характер.

Экологическая культура детей дошкольного возраста определяется следующими компонентами: 1) знаниями ребенка (когнитивный компонент) – определяется полнотой, прочностью и осознанностью экологических представлений, знаний ребенка; 2) умениями и навыками (операциональный компонент) – представляется экологическими умениями, навыками, наличием опыта практической экологической деятельности; 3) личностными смыслами, ценностными отношениями (ценностно-мотивационный компонент) – характеризуется сформированностью личностно и социально значимых мотивов поведения и деятельности в природе, проявлением познавательного интереса к объектам и явлениям природы, экологическим проблемам, пониманием ценности природы, необходимости ее сохранения.

Удовлетворенность педагогов качеством экологического образования определяется положительной оценкой их деятельности руководителем ДОО и родителями: успешное усвоение образовательной программы всеми детьми; успешное экологическое развитие детей в процессе непрерывной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей; рациональное использование времени, направленного на образовательную деятельность детей и рабочего времени воспитателя; обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.

Удовлетворенность родителей качеством экологического образования определяется эффективностью развития детей: сохранностью психического и физического здоровья детей; успешностью обучения; поддержанием желания у детей учиться; развитием их способностей.

Качество экологического образования дошкольников зависит от качества управленческой деятельности.

Литература

1. Полонский В.М. Словарь терминов и понятий по законодательству РФ об образовании. М., 1995.

2. Рыбалова И. А. Квалитативный подход в подготовке руководителей дошкольных учреждений к организации мониторинга качества образования: автореферат дис., Великий Новгород, 2004.

3. Сафонова О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении: диссертация доктора педагогических наук, Нижний Новгород, 2004. – 316с.

4. Шамова Т.И. Управление качеством образования – основное направление в развитии системы: сущность, подходы, проблемы//Завуч, №7, 2002.

5. Шилова Н. Н. Управление качеством: учеб. пособие: учеб. Пособие, Тюмень: Академия, 2005.

6. Ягодин Г. А. Образование должно формировать личность. – М.: Изд-во Агентства печати «Новости», 1987.

Количество просмотров: 4150  

Добавить комментарий

1. Управление развитием кадрового потенциала в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование технологической грамотности школьника в контексте решения задач трудового воспитания ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
3. Роль руководителя в системе организации деятельности узких специалистов ВЫПУСК №105, февраль 2023
4. О менеджменте в образовании и читательской грамотности педагогических работников Выпуск №98, декабрь 2021
5. Кадровая политика МКДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
6. Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
7. Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса ВЫПУСК №94, АПРЕЛЬ 2021
8. Коучинг как способ повышения эффективности деятельности педагога ВЫПУСК №88, апрель 2020
9. Эффективные практики управления качеством образования в МБОУ гимназии № 9 Выпуск №87, февраль 2020
10. Внедрение профессионального стандарта в дошкольной образовательной организации Выпуск №86, декабрь 2019
11. Интеграция кадровых ресурсов в начальной школе Выпуск №82, апрель 2019
12. Стратегия развития кадрового потенциала дошкольной образовательной организации Выпуск №82, апрель 2019
13. Мониторинг удовлетворённости родителей качеством предоставляемых услуг организациями отдыха детей и их оздоровления Выпуск №72-73, октябрь 2017
14. Роль наставничества в дошкольном образовательном учреждении на стадии становления педагогического коллектива ВЫПУСК №75, февраль 2018
15. Механизмы повышения качества дошкольного образования ВЫПУСК №75, февраль 2018
16. Реализация воспитательной работы школы как социокультурного центра жилмассива «Березовый». Стратегические ориентиры на 2020 год ВЫПУСК №75, февраль 2018
17. Инклюзивное образование: замыслы и реальность ВЫПУСК №75, февраль 2018
18. Построение системы методической работы в школе ВЫПУСК №75, февраль 2018
19. Стратегии новой школы: первые результаты ВЫПУСК №75, февраль 2018
20. Управление качеством дошкольного образования Выпуск №72-73, октябрь 2017

Страницы