Волонтёрское движение обучающихся в системе средств развития воспитательного потенциала здоровьесберегающей образовательной среды
Человек рождается с большими задатками, как физическими, так психическими и интеллектуальными. Но кто вырастет из младенца? Гармоничная, здоровая личность или слабый беспомощный человек?
Государственный и социальный заказ ориентирует сегодня образовательные учреждения на развитие личности как субъекта. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, прямо сказано, что он направлен на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья. Одна из задач образования состоит в создании здоровьесберегающей образовательной среды, способствующей обретению школьниками личностных смыслов, ценностей и целей своего развития. Реальными результатами образования в современных условиях становятся:
– освоение обучающимися социального опыта, формирование социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
– формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья как одной из ценностных составляющих личности;
– самореализация обучающихся, формирование у них лидерских качеств;
– опыт в социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ.
Культуру здоровья в образовательных учреждениях можно формировать по-разному. Во-первых, в рамках политехнического образования на уроках биологии, химии, физики и др. Во-вторых, через внеклассные мероприятия. В-третьих, реализовывая программы факультативных занятий и элективных курсов на разных уровнях образования.
В Информационно-экономическом лицее (ИЭЛ) города Новосибирска создана здоровьесберегающая образовательная среда, включающая следующие структурно-содержательные компоненты: медико-оздоровительный центр «Гармония», который осуществляет оказание лечебной и профилактической помощи; социально-психологическая служба; школьный совет «Здоровая школа»; центр самоуправления лицеистов «Лидер» и др. (рис.1).
В штате лицея числится врач-педиатр, 2 медицинские сестры. В медико-оздоровительном центре «Гармония» работают педиатрический, процедурный, стоматологический кабинеты. А для общего оздоровления и повышения тонуса здесь открыты спелеокабинет, физиокабинет, массажный кабинет и даже фитобар. Физкультурный комплекс объединяет два спортивных зала, тренажерный зал, спортивную площадку, бассейн, сауну. Главные принципы центра «Гармония» – индивидуальный подход к каждому ученику и акцент на профилактические мероприятия.
Рис. 1. Здоровьесберегающая образвательная среда ИЭЛ
Кроме солидной материальной базы педагогами и медицинскими работниками лицея собрана коллекция оздоровительных методик. Была апробирована автоматизированная система мониторинга здоровьесберегающей деятельности, разработанная сотрудниками кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности НГПУ. С 2001 года реализуется программа факультативных занятий «Культура здоровья» и с 2005 года программа творческого объединения «Школа ЗОЖ». Обучающиеся получают знания о здоровье и здоровом образе жизни.
В современных психолого-педагогических исследованиях здоровьесберегающее образование рассматривается не только как система получения знаний, но и как система воспитания активной жизненной позиции у подрастающего поколения, создание условий для реализации творческого потенциала детей в сфере здроровьеформирования, развития их нравственной и социокультурной системы ценностей, готовности вести здоровый образ жизни и помогать это делать другим. Таким образом, комплексный подход к формированию здоровьесберегающей среды предполагает развитие субъектной позиции обучающихся и их родителей. Именно волонтерское движение способствует превращению объединения людей разного возраста (педагогов, обучающихся, родителей) в уникальное социокультурное явление, где формируются и развиваются образцы социальной зрелости. В практике Информационно-экономического лицея именно волонтёрская деятельность выступает универсальным средством мобилизации воспитательного потенциала здоровьесберегающей среды лицея.
Сплоченность детей на фоне общего интереса, их потребность в знаниях, совместная деятельность на благо других, является той благотворной почвой, которая позволяет приобрести позитивный опыт социального взросления, осуществить научно-теоретическую подготовку обучающихся по проблемам сохранения и укрепления здоровья, активизировать их творческий потенциал, самостоятельную деятельность в социуме (рис. 2).
Рис. 2. Ступени развития культуры здоровья обучающихся
Ребята проходят три ступени, которые позволяют им развить как собственную культуру здоровья, так и повлиять на своих сверстников. На первой ступени обучающиеся получают начальную теоретическую подготовку по здоровому образу жизни, а также учатся анализировать состояние своего здоровья. Занятия проводятся как в традиционной форме, так и в виде семинаров, игр. На второй ступени школьники пополняют багаж теоретических знаний и ведут микроисследования по вопросам здоровья, приобщаются к волонтерству. На третьей ступени лицеисты занимаются научно-практическими исследованиями и волонтерской деятельностью.
В современных исследованиях отмечается особая роль волонтерского движения как уникальной системы активизации общественных инициатив детей и молодёжи, связывая с ним перспективы развития гражданского общества (Т.Г. Деревяпша, Н.С. Морова, А.В. Моров, JI.E. Никитина, С.В. Тетерский и др.).
Волонтерское движение мы рассматриваем как добровольную форму объединения детей и подростков для активизации их социальной инициативы, достижения общественно значимых целей, совместного решения социально и личностно значимых проблем, способствующую личностному росту его участников и обогащению опыта социальной активности.
Исследователь Е. С. Азарова отмечает, что участие в добровольческой деятельности приводит к возникновению различных психологических эффектов: позитивное изменение модели коммуникативного поведения, развитие творческого потенциала личности, формирование активной гражданской позиции, направленности на изменение и преобразование окружающей действительности [1]. Е. Богданова также указывает на значимость волонтерской деятельности подрастающего поколения с педагогической и социальной позиций [2].
В Проекте Федерального закона о добровольчестве (волонтерстве) в статье 5 указаны основные формы и виды добровольческой (волонтерской) деятельности:
1. Добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться в форме:
а) индивидуальной добровольческой (волонтерской) деятельности;
б) добровольческой (волонтерской) деятельности в составе незарегистрированного объединения или группы;
в) добровольческой (волонтерской) деятельности через добровольческую (волонтерскую) организацию.
2. Основными видами добровольческой (волонтерской) деятельности являются:
а) оказание помощи лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных и других катастроф, в результате социальных конфликтов, несчастных случаев, жертвам преступлений, беженцам и вынужденным переселенцам, а также иным категориям и группам лиц, нуждающимся в посторонней помощи и поддержке, в том числе в учреждениях сферы здравоохранения, образования и социальной защиты;
б) участие в предупреждении населения о стихийных бедствиях, экологических, техногенных и других катастрофах, в преодолении их последствий;
в) участие в защите и охране окружающей среды, благоустройстве территорий;
в) участие в создании возможностей для творческого самовыражения и раскрытия творческого потенциала каждого, сохранении культурного наследия и историко-культурной среды, памятников истории и культуры;
г) участие в развитии образования, науки, популяризации знаний, развитии инноваций;
д) участие в развитии и популяризации физической культуры, спорта и активного досуга;
е) ведение работы по пропаганде здорового образа жизни, организация и проведение профилактической работы по противодействию распространению социально значимых заболеваний;
ж) участие в организации и проведении массовых культурных, физкультурных, спортивных и других зрелищных и общественных мероприятий;
з) участие в организации и проведении иных муниципальных, региональных, межрегиональных, общественных и международных физкультурных и спортивных мероприятий и соревнований;
и) иная добровольческая (волонтерская) деятельность [3].
Волонтерская деятельность в Информационно-экономическом лицее в основном осуществляется в рамках программ по воспитательной деятельности и целевых педагогических проектов в составе незарегистрированного объединения или группы.
Реализация волонтерской деятельности по пропаганде здорового образа жизни через проекты направлена на достижение следующих результатов:
– помощь в освоении теоретических знаний;
– применение обучающимися знаний на практике;
– развитие гражданского самосознания обучающихся;
– положительное влияние на эмоциональное развитие детей;
– приобретение навыков работы в группе, сотрудничества со сверстниками, учителями и др.;
– развитие мотивации школьников к здоровому и безопасному образу жизни с целью сохранения и укрепления здоровья.
Проекты реализуются по общей схеме, представленной в таблице 1.
Таблица 1.
Управление и реализация проекта
Этапы управления |
Содержание работ |
Распределение ответственности |
|
1. Постановка целей и задач. 2. Формирование плана мероприятий. 3. Определение индикаторов и показателей результативности. |
1.Совет «Здоровая школа». 2.Руководитель проекта. 3.Ответственные исполнители. |
|
1. Назначение ответственных в рамках проекта. 2. Доведение плановых значений показателей до участников. 3.Реализация мероприятий в рамках проекта. |
1.Совет «Здоровая школа». 2.Руководитель проекта. 3.Ответственные исполнители. |
|
|
1.Совет «Здоровая школа». 2.Руководитель проекта. 3.Ответственные исполнители. |
При осуществлении волонтерской деятельности применяются следующие формы работы:
– ведение групповых занятий в малых коллективах;
– подготовка наглядных материалов для тематических акций;
– распространение наглядных материалов, социальной рекламы;
– видеозаставки в рекреации образовательной организации;
– организация дискуссий, лекций, викторин, конкурсов;
– агитвыступления, театрализованные представления.
Анализируя проектную деятельность в области здоровьесбережения, педагоги, родители и дети отмечают, что им нравится такой подход. Ребята с удовольствием принимают участие в различных мероприятиях.
Проектный подход к здоровьесозидающей и здоровьесохраняющей деятельности позволил создать новую обучающую среду, которая органично вплелась в воспитательно-образовательный процесс лицея, а также дал возможность шире реализовывать способности, потенциал детей.
Администрация и педагоги Информационно-экономического лицея всегда готовы поделиться накопленным опытом со школами, желающими внедрить у себя подобную систему охраны здоровья. Собранные материалы, обобщающие научную базу, авторские методики и собственный апробированный опыт были высоко оценены самыми разными инстанциями. Но главное не дипломы и награды, а то, ради чего мы и работаем – сохранение здоровья наших детей.
Список литературы:
1. Азарова Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: Дисс…канд. псих. наук: 19.00.01 / Е.С. Азарова. – Кемерово. – 2008. – 192 c.
2. Богданова Е.В. Волонтерская деятельность как фактор формирования положительной мотивации подростков на участие в социальной деятельности. [Электронный ресурс]: http://www.zhuldyz.kz/?type=magazine&iid=19&aid=491 (дата обращения: 21.01.2016).
3. Проект ФЗ о добровольчестве (волонтерстве). [Электронный ресурс]: https://www.oprf.ru/ru/discussions/1389/newsitem/20345?PHPSESSID=brbuppv... (дата обращения: 21.01.2016г.)
4. Сикорская Л.Е. Толерантность в представлениях молодых российских и немецких волонтеров социальной работы //Социологические исследования. N 9, 2007. С.55.
5. Шмидт Д.Д., Агеева В. Программы «Умного волонтерства» в школах США: новые перспективы для повышения эффективности образования и гражданского воспитания молодежи. //Волонтер. Всероссийский научно-практический журнал. – №1-2, 2013. – СПб: Изд-во СПбГУ сервиса и экономики, С.23-30.
Количество просмотров: 2853 |
Добавить комментарий