Волонтёрское движение обучающихся в системе средств развития воспитательного потенциала здоровьесберегающей образовательной среды

 
 

Цой Ирина Валерьевна,

кандидат педагогических наук, учитель биологии

высшей квалификационной категории,

заместитель директора по УВР

МАОУ города Новосибирска «Информационно-экономический лицей»

 

Волонтёрское движение обучающихся в системе средств развития воспитательного потенциала здоровьесберегающей образовательной среды

Человек рождается с большими задатками, как физическими, так психическими и интеллектуальными. Но кто вырастет из младенца? Гармоничная, здоровая личность или слабый беспомощный человек?

Государственный и социальный заказ ориентирует сегодня образовательные учреждения на развитие личности как субъекта. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, прямо сказано, что он направлен на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья. Одна из задач образования состоит в создании здоровьесберегающей образовательной среды, способствующей обретению школьниками личностных смыслов, ценностей и целей своего развития. Реальными результатами образования в современных условиях становятся:

– освоение обучающимися социального опыта, формирование социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;

– формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья как одной из ценностных составляющих личности;

– самореализация обучающихся, формирование у них лидерских качеств;

– опыт в социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ.

Культуру здоровья в образовательных учреждениях можно формировать по-разному. Во-первых, в рамках политехнического образования на уроках биологии, химии, физики и др. Во-вторых, через внеклассные мероприятия. В-третьих, реализовывая программы факультативных занятий и элективных курсов на разных уровнях образования.

В Информационно-экономическом лицее (ИЭЛ) города Новосибирска создана здоровьесберегающая образовательная среда, включающая следующие структурно-содержательные компоненты: медико-оздоровительный центр «Гармония», который осуществляет оказание лечебной и профилактической помощи; социально-психологическая служба; школьный совет «Здоровая школа»; центр самоуправления лицеистов «Лидер» и др. (рис.1).

В штате лицея числится врач-педиатр, 2 медицинские сестры. В медико-оздоровительном центре «Гармония» работают педиатрический, процедурный, стоматологический кабинеты. А для общего оздоровления и повышения тонуса здесь открыты спелеокабинет, физиокабинет, массажный кабинет и даже фитобар. Физкультурный комплекс объединяет два спортивных зала, тренажерный зал, спортивную площадку, бассейн, сауну. Главные принципы центра «Гармония» – индивидуальный подход к каждому ученику и акцент на профилактические мероприятия.

Рис. 1. Здоровьесберегающая образвательная среда ИЭЛ

Кроме солидной материальной базы педагогами и медицинскими работниками лицея собрана коллекция оздоровительных методик. Была апробирована автоматизированная система мониторинга здоровьесберегающей деятельности, разработанная сотрудниками кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности НГПУ. С 2001 года реализуется программа факультативных занятий «Культура здоровья» и с 2005 года программа творческого объединения «Школа ЗОЖ». Обучающиеся получают знания о здоровье и здоровом образе жизни.

В современных психолого-педагогических исследованиях здоровьесберегающее образование рассматривается не только как система получения знаний, но и как система воспитания активной жизненной позиции у подрастающего поколения, создание условий для реализации творческого потенциала детей в сфере здроровьеформирования, развития их нравственной и социокультурной системы ценностей, готовности вести здоровый образ жизни и помогать это делать другим. Таким образом, комплексный подход к формированию здоровьесберегающей среды предполагает развитие субъектной позиции обучающихся и их родителей. Именно волонтерское движение способствует превращению объединения людей разного возраста (педагогов, обучающихся, родителей) в уникальное социокультурное явление, где формируются и развиваются образцы социальной зрелости. В практике Информационно-экономического лицея именно волонтёрская деятельность выступает универсальным средством мобилизации воспитательного потенциала здоровьесберегающей среды лицея.

Сплоченность детей на фоне общего интереса, их потребность в знаниях, совместная деятельность на благо других, является той благотворной почвой, которая позволяет приобрести позитивный опыт социального взросления, осуществить научно-теоретическую подготовку обучающихся по проблемам сохранения и укрепления здоровья, активизировать их творческий потенциал, самостоятельную деятельность в социуме (рис. 2).

Рис. 2. Ступени развития культуры здоровья обучающихся

Ребята проходят три ступени, которые позволяют им развить как собственную культуру здоровья, так и повлиять на своих сверстников. На первой ступени обучающиеся получают начальную теоретическую подготовку по здоровому образу жизни, а также учатся анализировать состояние своего здоровья. Занятия проводятся как в традиционной форме, так и в виде семинаров, игр. На второй ступени школьники пополняют багаж теоретических знаний и ведут микроисследования по вопросам здоровья, приобщаются к волонтерству. На третьей ступени лицеисты занимаются научно-практическими исследованиями и волонтерской деятельностью.

В современных исследованиях отмечается особая роль волонтерского движения как уникальной системы активизации общественных инициатив детей и молодёжи, связывая с ним перспективы развития гражданского общества (Т.Г. Деревяпша, Н.С. Морова, А.В. Моров, JI.E. Никитина, С.В. Тетерский и др.).

Волонтерское движение мы рассматриваем как добровольную форму объединения детей и подростков для активизации их социальной инициативы, достижения общественно значимых целей, совместного решения социально и личностно значимых проблем, способствующую личностному росту его участников и обогащению опыта социальной активности.

Исследователь Е. С. Азарова отмечает, что участие в добровольческой деятельности приводит к возникновению различных психологических эффектов: позитивное изменение модели коммуникативного поведения, развитие творческого потенциала личности, формирование активной гражданской позиции, направленности на изменение и преобразование окружающей действительности [1]. Е. Богданова также указывает на значимость волонтерской деятельности подрастающего поколения с педагогической и социальной позиций [2].

В Проекте Федерального закона о добровольчестве (волонтерстве) в статье 5 указаны основные формы и виды добровольческой (волонтерской) деятельности:

1. Добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться в форме:

а) индивидуальной добровольческой (волонтерской) деятельности;

б) добровольческой (волонтерской) деятельности в составе незарегистрированного объединения или группы;

в) добровольческой (волонтерской) деятельности через добровольческую (волонтерскую) организацию.

2. Основными видами добровольческой (волонтерской) деятельности являются:

а) оказание помощи лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных и других катастроф, в результате социальных конфликтов, несчастных случаев, жертвам преступлений, беженцам и вынужденным переселенцам, а также иным категориям и группам лиц, нуждающимся в посторонней помощи и поддержке, в том числе в учреждениях сферы здравоохранения, образования и социальной защиты;

б) участие в предупреждении населения о стихийных бедствиях, экологических, техногенных и других катастрофах, в преодолении их последствий;

в) участие в защите и охране окружающей среды, благоустройстве территорий;

в) участие в создании возможностей для творческого самовыражения и раскрытия творческого потенциала каждого, сохранении культурного наследия и историко-культурной среды, памятников истории и культуры;

г) участие в развитии образования, науки, популяризации знаний, развитии инноваций;

д) участие в развитии и популяризации физической культуры, спорта и активного досуга;

е) ведение работы по пропаганде здорового образа жизни, организация и проведение профилактической работы по противодействию распространению социально значимых заболеваний;

ж) участие в организации и проведении массовых культурных, физкультурных, спортивных и других зрелищных и общественных мероприятий;

з) участие в организации и проведении иных муниципальных, региональных, межрегиональных, общественных и международных физкультурных и спортивных мероприятий и соревнований;

и) иная добровольческая (волонтерская) деятельность [3].

Волонтерская деятельность в Информационно-экономическом лицее в основном осуществляется в рамках программ по воспитательной деятельности и целевых педагогических проектов в составе незарегистрированного объединения или группы.

Реализация волонтерской деятельности по пропаганде здорового образа жизни через проекты направлена на достижение следующих результатов:

– помощь в освоении теоретических знаний;

– применение обучающимися знаний на практике;

– развитие гражданского самосознания обучающихся;

– положительное влияние на эмоциональное развитие детей;

– приобретение навыков работы в группе, сотрудничества со сверстниками, учителями и др.;

– развитие мотивации школьников к здоровому и безопасному образу жизни с целью сохранения и укрепления здоровья.

Проекты реализуются по общей схеме, представленной в таблице 1.

Таблица 1.

Управление и реализация проекта

Этапы управления

Содержание работ

Распределение ответственности

  1. Планирование

1. Постановка целей и задач.

2. Формирование плана мероприятий.

3. Определение индикаторов и показателей результативности.

1.Совет «Здоровая школа».

2.Руководитель проекта.

3.Ответственные исполнители.

  1. Реализация проекта

1. Назначение ответственных в рамках проекта.

2. Доведение плановых значений показателей до участников.

3.Реализация мероприятий в рамках проекта.

1.Совет «Здоровая школа».

2.Руководитель проекта.

3.Ответственные исполнители.

  1. Контроль достижения результатов

 

  1. Сбор информации о фактически достигнутых результатах реализации мероприятий.
  2. Выявление отклонений результатов от плановых показателей и установление их причин.
  3. Составление плана корректирующих действий.
  4. Контроль за выполнением корректирующих действий.

1.Совет «Здоровая школа».

2.Руководитель проекта.

3.Ответственные исполнители.

При осуществлении волонтерской деятельности применяются следующие формы работы:

– ведение групповых занятий в малых коллективах;

– подготовка наглядных материалов для тематических акций;

– распространение наглядных материалов, социальной рекламы;

– видеозаставки в рекреации образовательной организации;

– организация дискуссий, лекций, викторин, конкурсов;

– агитвыступления, театрализованные представления.

Анализируя проектную деятельность в области здоровьесбережения, педагоги, родители и дети отмечают, что им нравится такой подход. Ребята с удовольствием принимают участие в различных мероприятиях.

Проектный подход к здоровьесозидающей и здоровьесохраняющей деятельности позволил создать новую обучающую среду, которая органично вплелась в воспитательно-образовательный процесс лицея, а также дал возможность шире реализовывать способности, потенциал детей.

Администрация и педагоги Информационно-экономического лицея всегда готовы поделиться накопленным опытом со школами, желающими внедрить у себя подобную систему охраны здоровья. Собранные материалы, обобщающие научную базу, авторские методики и собственный апробированный опыт были высоко оценены самыми разными инстанциями. Но главное не дипломы и награды, а то, ради чего мы и работаем – сохранение здоровья наших детей.

Список литературы:

1. Азарова Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: Дисс…канд. псих. наук: 19.00.01 / Е.С. Азарова. – Кемерово. – 2008. – 192 c.

2. Богданова Е.В. Волонтерская деятельность как фактор формирования положительной мотивации подростков на участие в социальной деятельности. [Электронный ресурс]: http://www.zhuldyz.kz/?type=magazine&iid=19&aid=491 (дата обращения: 21.01.2016).

3. Проект ФЗ о добровольчестве (волонтерстве). [Электронный ресурс]: https://www.oprf.ru/ru/discussions/1389/newsitem/20345?PHPSESSID=brbuppv... (дата обращения: 21.01.2016г.)

4. Сикорская Л.Е. Толерантность в представлениях молодых российских и немецких волонтеров социальной работы //Социологические исследования. N 9, 2007. С.55.

5. Шмидт Д.Д., Агеева В. Программы «Умного волонтерства» в школах США: новые перспективы для повышения эффективности образования и гражданского воспитания молодежи. //Волонтер. Всероссийский научно-практический журнал. – №1-2, 2013. – СПб: Изд-во СПбГУ сервиса и экономики, С.23-30.

Количество просмотров: 2915  

Добавить комментарий

1. Школа ста восьми возможностей, или Российское движение школьников как система современной воспитательной деятельности ВЫПУСК №89, июнь 2020
2. «АМКИР собирает друзей»: по итогам проведения областной профильной смены Ассоциации молодежных клубов интеллектуального развития (АМКИР) Выпуск №84-85, октябрь 2019
3. Рискнуть стать добрым Выпуск №81, февраль 2019
4. Участие во всероссийских конкурсах и проектах как средство развития компетенций активистов РДШ Выпуск №80, декабрь 2018
5. Российское движение школьников – траектория наших возможностей ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
6. Волонтёрское движение обучающихся в системе средств развития воспитательного потенциала здоровьесберегающей образовательной среды ВЫПУСК №77, июнь 2018
7. Педагогика поколений – соотношение традиций и инноваций в воспитательной системе школы Выпуск №72-73, октябрь 2017
8. 10 нескучных летних дней Выпуск №72-73, октябрь 2017
9. Курс на лидерство Выпуск №72-73, октябрь 2017
10. Профориентация школьников в рамках программы летней профильной смены «Лидер нового поколения» Выпуск №72-73, октябрь 2017
11. Развитие интеллектуальной одаренности подростков в условиях областной профильной смены «Homo cogitus» Выпуск №72-73, октябрь 2017
12. Профильная смена «Лидер нового поколения»: от заезда до подведения итогов Выпуск №72-73, октябрь 2017
13. Самоуправление в школе № 102 ВЫПУСК №71, июнь 2017
14. Классный мой 10 класс! ВЫПУСК №71, июнь 2017
15. Особенности организации классного самоуправления ВЫПУСК №71, июнь 2017
16. Коучинговый подход к развитию самоуправления в инженерном классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
17. Роль классного руководителя в развитии и становлении ученического самоуправления в классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
18. Детские движения как пространство творческого развития и самореализации подрастающего поколения ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Проектная деятельность как условие творческой самореализации ВЫПУСК №69, февраль 2017
20. Исследовательская деятельность в РДМД «Поколение» ВЫПУСК №69, февраль 2017

Страницы