Научно-методическое сопровождение специализированных педагогических классов Новосибирской области

 
 

Кравцова Наталья Владимировна,

старший преподаватель

кафедры управления образованием

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

 

Научно-методическое сопровождение специализированных педагогических классов Новосибирской области

Министерство образования Новосибирской области, анализируя состояние дел с подготовкой педагогических кадров в регионе и рассматривая Концепцию профильных психолого-педагогических классов [1, c. 4-5], определило следующие стратегические задачи:

– создать условия для привлечения в школы новых, обладающих современным мышлением учителей, которые закрепились бы там и стали оплотом для развития образования;

– способствовать поднятию престижа профессии учителя.

Перед НИПКиПРО, который является региональным оператором проекта, встали конкретные тактические задачи:

– найти и осознать актуальную вдохновляющую идею для реализации проекта;

– сформулировать руководящие принципы сопровождения педклассов;

– разработать систему научно-методического сопровождения педклассов;

– объединить усилия участников проекта для реализации всех задач.

В чём особенность нашего проекта? Мы не первые в России, кто создаёт педагогические классы. Основная особенность нашего проекта в том, что в других регионах России педклассы зачастую создаются совместно с образовательными организациями на базе педуниверситетов. В нашем регионе в качестве эксперимента педклассы созданы на базе конкретных школ [2, с. 6].

Что нам даёт организация педклассов именно в школе? Профориентация идёт изнутри, она постоянная и многоуровневая. Её формирует всё: и педагоги школы, и конкретные учителя педкласса, и классное сообщество, и вся образовательная среда. Вот вопросы, которые встали перед каждой школой, участвующей в этом проекте.

1. Может ли деятельность педагогов нашей школы быть привлекательной для учащихся, чтобы они захотели выбрать профессию педагога?

2. Если не во всём привлекательна, то нужно ли педагогическому коллективу школы ?

3. Может ли воспитательная система школы и её образовательная среда способствовать желанию воспроизвести их в будущем в другой школе, куда придёт выпускник педвуза?

Таким образом, наличие в школе педкласса способствует развитию и совершенствованию воспитательной системы, обновлению методических подходов к преподаванию предметов и организации уроков, к формированию новой образовательной среды.

Для эффективной и полноценной деятельности педклассов сложилась структура поддержки и сопровождения.

Модель процесса поддержки и сопровождения специализированных педагогических классов Новосибирской области

– Общественные организации, вся культурная инфраструктура города и области (ресурс для расширения воспитательной среды ОО).

– Новосибирский педуниверситет (основная ресурсная площадка, лабораторная база для формирования предметных навыков, проведения олимпиад различного уровня и т.д.).

– Министерство образования Новосибирской области – координатор проекта. Определяет стратегию, координирует и объединяет усилия всех ресурсных структур (Министерство образования, НГПУ и НИПКиПРО), финансирует, обеспечивает внимание на цели проекта.

– НИПКиПРО является региональным оператором проекта, в функции которого входит научно-методическое сопровождение, составление дорожной карты, выстраивание логики методической поддержки. Основную роль, в соответствии с идеей Министерства, здесь должен сыграть человек, выполняющий функцию регионального координатора проекта.

В чём смысл деятельности регионального координатора? Он постоянно держит внимание участников на стратегических и тактических задачах, служит проводником актуальных идей и инноваций, информирует о необходимых действиях и способствует становлению процесса взаимодействия и содружества между всеми педклассами – участниками проекта.

Для нас важны принципы, которыми мы руководствуемся в процессе сопровождения педклассов, главными из которых являются принципы обновления и содружества. Они определяют особые взаимоотношения школ-участниц проекта.

В соответствии с принципом обновления в школах, где есть педклассы, идут два главных процесса. Во-первых, обновление педагогического мышления, в соответствии с которым происходит смена поведения учителей педклассов и всей школы (этому способствует использование сингапурской методики преподавания предметов, развитие критического мышления педагогов, использование новых технологий обучения). Во-вторых, создание обновлённой личностно-развивающей образовательной среды (всех её компонентов: пространственно-предметного и содержательного).

Принцип содружества проявляется в разных аспектах деятельности:

1) во общеобразовательной организации (мы уходим от редлагаем школе быть лучше не в сравнении с другими, а быть лучше в сравнении с самой собой в прошлом);

2) в принимаемых решений по различным вопросам (созданы группы в соцсетях для обеспечения информацией руководителей и кураторов проекта);

3) в создании и деятельности сообщества «Специализированные педагогические классы НСО» на площадке социальной сети VKонтакте (https://vk.com/pedklassnso), которое объединяет всех участников проекта и несёт определённую смысловую нагрузку: информационную, просветительскую, резюмирующую, рекламирующую и, самое главное, – объединяющую.

Деятельность сообщества педклассов становится системной благодаря наличию объединяющих моментов:

– научно-методическому сопровождению проекта кафедрой управления образованием НИПКиПРО;

– единой Дорожной карте для всех ОО;

– единым критериям мониторинга деятельности педклассов;

– годовому кругу творческих событий (от Стартовой встречи руководителей проектов в ОО «Время знакомиться!» к участию обучающихся в Профильной смене и Региональном этапе РППОШ им. К.Д. Ушинского, через Литературно-творческий конкурс сочинений «Профессия дальнего действия», научно-практическую конференцию «Макаренковские чтения» и «Ярмарку коллективных социальных проектов» до подводящего итоги ежегодного Регионального форума «Педклассы. Опыт и перспективы»).

Какова перспектива проекта? Конечно, это эксперимент. Здесь отсутствуют готовые схемы. Мы прокладываем новую дорогу. И этот процесс вселяет надежду на то, что создание педклассов на базе школ – это одно из верных направлений на пути формирования современного педагогического корпуса, на пути обновления всей системы российского образования.

Литература

1. Концепция профильных психолого-педагогических классов Министерства Просвещения РФ: https://apkpro.ru/profilnye-psikhologo-pedagogicheskie-klassy/.

2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 марта 2010 года №03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения».

Количество просмотров: 49  

Добавить комментарий

1. Традиции и инновации в кадровой политике МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Научно-методическое сопровождение специализированных педагогических классов Новосибирской области ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Управление развитием кадрового потенциала в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование технологической грамотности школьника в контексте решения задач трудового воспитания ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
5. Роль руководителя в системе организации деятельности узких специалистов ВЫПУСК №105, февраль 2023
6. О менеджменте в образовании и читательской грамотности педагогических работников Выпуск №98, декабрь 2021
7. Кадровая политика МКДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
8. Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
9. Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса ВЫПУСК №94, АПРЕЛЬ 2021
10. Коучинг как способ повышения эффективности деятельности педагога ВЫПУСК №88, апрель 2020
11. Эффективные практики управления качеством образования в МБОУ гимназии № 9 Выпуск №87, февраль 2020
12. Внедрение профессионального стандарта в дошкольной образовательной организации Выпуск №86, декабрь 2019
13. Интеграция кадровых ресурсов в начальной школе Выпуск №82, апрель 2019
14. Стратегия развития кадрового потенциала дошкольной образовательной организации Выпуск №82, апрель 2019
15. Мониторинг удовлетворённости родителей качеством предоставляемых услуг организациями отдыха детей и их оздоровления Выпуск №72-73, октябрь 2017
16. Роль наставничества в дошкольном образовательном учреждении на стадии становления педагогического коллектива ВЫПУСК №75, февраль 2018
17. Механизмы повышения качества дошкольного образования ВЫПУСК №75, февраль 2018
18. Реализация воспитательной работы школы как социокультурного центра жилмассива «Березовый». Стратегические ориентиры на 2020 год ВЫПУСК №75, февраль 2018
19. Инклюзивное образование: замыслы и реальность ВЫПУСК №75, февраль 2018
20. Построение системы методической работы в школе ВЫПУСК №75, февраль 2018

Страницы