Музейная педагогика в дошкольном образовании
Музейная педагогика приобретает всё большее значение в системе дошкольного образования, став важнейшим инструментом расширения культурного кругозора и интеллектуального развития детей. Интеграция музея в образовательный процесс ДОО открывает широкие перспективы для обогащения педагогического пространства новыми формами работы, направленными на повышение интереса детей к культуре, искусству и историческому наследию. Использование возможностей музеев в работе с дошкольниками позволяет раскрыть внутренний потенциал ребёнка, сформировать эстетический вкус, повысить познавательную активность и способствовать гармоничному развитию личности.
Потенциал музейной педагогики поистине огромен и охватывает множество направлений, способствующих развитию детской личности. Возможность прямого контакта с экспонатами, тактильного изучения предметов, визуализации исторических артефактов оказывает значительное влияние на формирование познавательных процессов и расширение представлений о культурной среде. Дети получают уникальный шанс исследовать историю, природу и искусство непосредственно, воспринимая экспонаты как реальные объекты прошлого и настоящего. Особенно ценно то, что активное взаимодействие с музейными предметами создает особый образовательный климат, приближенный к естественной жизненной ситуации. Например, игра с аутентичными старинными игрушками позволяет малышам лучше осознать образ жизни предыдущих поколений, глубже проникнуться духом эпохи и ощутить разницу времен. Наблюдение за коллекционными миниатюрами животных, растений или бытовых принадлежностей привносит элемент любопытства и желания познать мир шире.
Недавно в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 439 была создана новая музейная экспозиция. Эта первая экспозиция 2025-2026 учебного года стала особенной и душевной темой, объединившей поколения вокруг игрушек прошлого. Экспозиция «Игрушки наших родителей, бабушек и дедушек» превратилась в своеобразную машину времени, наполнив сердца детей и взрослых теплом воспоминаний и оставшись в памяти надолго.
Идея выставки «Игрушки наших родителей, бабушек и дедушек» родилась из желания показать нашим малышам, во что играли их близкие много лет назад, когда не было гаджетов, ярких пластиковых игрушек и сложных интерактивных устройств. Мы предложили родителям, и конечно же, бабушкам и дедушкам поделиться самыми дорогими сердцу предметами – игрушками своего детства. И надо отметить, реакция оказалась невероятной! Семьи с большим интересом приняли предложение поучаствовать, и вскоре на витрины экспозиции легли настоящие семейные реликвии. Там поселились плюшевые медведи и зайчики с выгоревшими, но такими близкими сердцу лицами, хранящие тепло многих объятий. Оловянные солдатики, готовые отправиться в поход. Куколки в нарядных платьях ручной работы, сшитые бабушкиными руками. Железные автомобили и тракторы, успевшие принять участие в многочисленных гонках. Кубики, мозаики и конструкторы старых времён, помогающие развиваться воображению без подсказок и инструкций. Вместе с ними появилось множество других драгоценных игрушек, несущих память о детстве прошлых поколений.
Выставка оказалась не просто демонстрацией старых вещей. Для детей это было увлекательное путешествие в прошлое, возможность прикоснуться к истории детства других поколений. Они с удивлением и интересом рассматривали простые, но такие душевные игрушки, сравнивали их со своими, современными, понимая, что для веселой игры не всегда нужны батарейки или сложные технологии – порой достаточно воображения и немного фантазии. Выставка наглядно показала, что игрушки, которыми играло старшее поколение, это не просто предметы для игры. Они несут в себе историю, уют и семейные традиции. Такие игрушки помогают детям понять, откуда они родом, и почувствовать связь с прошлым. Для детей игрушки наших бабушек и дедушек – это мостик между поколениями. Они учат бережному отношению к вещам, ведь раньше не было так много новых игрушек, и каждая из них была особенно дорога. Благодаря этим игрушкам дети могут узнать о жизни в прошлом, о том, как раньше развлекались дети. Кроме того, игрушки минувших эпох зачастую изготовлены из натуральных природных материалов и обладают особой прочностью и простотой конструкции. Подобные особенности способствуют стимуляции детского воображения и креативности, позволяя ребятам самостоятельно придумывать варианты игр и сюжетные линии, развивая умение мыслить нестандартно и проявлять инициативу.
Помимо познавательной ценности, музейная экспозиция обладает значительным воспитательным потенциалом. Многие представленные игрушки сохранились в отличном состоянии спустя десятилетия, демонстрируя качество изготовления и долговечность изделий. Возможность увидеть вещи, которыми играли наши предки, позволяет юным посетителям оценить важность бережного отношения к вещам, понимать ценность традиций и преемственности поколений. Это говорит о том, что «маленький хозяин игрушки» очень дорожил ею, относился к своему сокровищу бережно. Подобная встреча с прошлым позволила детям задуматься над тем, как они относятся к своим игрушкам: берегут ли, ценят ли или постоянно просят родителей купить все новые и новые забавы. Это наглядный урок ответственности и уважения к предметам, окружающим нас, формирующий основы правильного поведения и культуры потребления.
Посещение детьми музейной экспозиции строится по определенному плану, который составляется в соответствии с возрастом детей. Приведем пример плана посещения музейной экспозиции «Игрушки наших родителей, бабушек и дедушек» для детей 4-6 лет.
1. Мотивационный этап.
Предложить детям отгадать загадку (дети находятся в группе):
Кукла, мячик и скакалка;
Самолетик, обезьянка.
И машина, и зверюшки.
Называются… (игрушки)
Вопрос к детям: «Ребята, хотите посетить выставку игрушек и узнать что-то очень интересное?» (вместе с воспитателем дети идут к музейной экспозиции, которая находится в холле детского сада, предварительно обговорив правила поведения в музее).
2. Деятельностный этап.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть все игрушки и определиться с тем, какую игрушку каждый из детей хотел бы взять в руки и рассмотреть подробнее. Затем педагог раздает детям игрушки, просит обращаться с ними аккуратно, внимательно рассмотреть и подумать, как с этой игрушкой можно играть. В течение двух минут ребята рассматривают игрушку, пытаются с ней играть, действовать, спросить у воспитателя о том, что не понятно. Затем каждый из детей рассказывает о той игрушке, которую выбрал, показывает другим ребятам, как с ней можно играть или как работает ее механизм. В свою очередь, воспитатель рассказывает историю этой игрушки: кому она принадлежала или принадлежит, сколько ей лет, где и кто ее хранит. Ребята задают уточняющие вопросы товарищу или воспитателю.
3. Рефлексивный этап.
Воспитатель спрашивает у детей, понравилось ли им играть с игрушками бабушек и дедушек; как они относятся к своим игрушкам и будут ли они в хорошем состоянии через много лет; какая игрушка понравилась больше всего и почему; похожи ли игрушки бабушек и дедушек на игрушки детей. Можно предложить детям нарисовать свою любимую игрушку, рассказать дома родным о выставке.
Таким образом, знакомство с игрушками старших поколений служит мощным средством воспитания уважения к истории собственной семьи, развивает у детей фантазию и привязанность к традиционным ценностям. Игры с этими простыми, но наполненными смыслом вещами учат ребят радоваться простым вещам, ценить трудовые достижения предков и находить счастье в творчестве собственными руками. В современной, насыщенной информацией и технологиями реальности такое воспитание особенно актуально и полезно для гармоничного развития ребенка. Для взрослых, особенно для бабушек и дедушек, выставка стала поводом для теплой ностальгии. Они с улыбкой вспоминали свое детство, делились с внуками историями о любимых игрушках.
Подводя итог, можно с уверенностью утверждать, что внедрение музейной педагогики в систему дошкольного образования открывает большие перспективы для эффективного развития и воспитания детей. Использование ресурсов музеев позволяет разнообразить образовательный процесс, делая его интереснее и ближе ребенку. Образовательные экскурсии, игровые формы работы, встречи с искусствоведами и художниками становятся действенными инструментами передачи культурных ценностей, воспитания любви к искусству и пробуждения познавательной активности. Тем самым музейная педагогика превращается в мощный ресурс для подготовки маленьких россиян к восприятию культурного богатства родного края и страны в целом, закладывая фундамент для будущего гражданина, обладающего высоким уровнем духовного и интеллектуального развития.
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – [М.: Министерство образования и науки РФ], 2013. – 60 с.
- Коссаковская, Е. А. Игрушка в жизни ребенка М.: «Просвещение», 1980. – 60 с.
| Количество просмотров: 23 |






Добавить комментарий