Букарева Наталья Николаевна,

начальник отдела по работе со школьными музеями
МБУДО «ГЦ «Виктория» г. Новосибирска

 
Добрый день, уважаемые коллеги!

И вновь Вы читаете новый номер газеты «Интерактивное образование», на страницах которой обсуждаете новые идеи или интересные статьи, высказываете свое мнение, поднимаете наболевшие вопросы.

В марте-апреле 2014 года на базе Городского центра развития образования прошли курсы повышения квалификации для руководителей школьных музеев «Содержание и методика краеведения в современной школе». Слушателям курсов рассказали, как грамотно подготовить мультмедийную презентацию, написать статью в газету или журнал, провести виртуальную или театрализованную экскурсию, подготовить ученика для участия в научно-практической конференции и др. Статьи Перкова В.А. и Благодаровой С.А. – это итоговые работы слушателей наших курсов. Чем музейный урок отличается от других уроков? Как его подготовить так, что бы было и интересно, и познавательно? Какие сложности возникают при общении в музее с младшими школьниками? Как подготовить экскурсовода школьного музея? На эти и другие вопросы в своих статьях попытаются ответить руководитель музея МБОУ СОШ № 121 Перков Виталий Андреевич и методист отдела по работе со школьными музеями ГЦФКиС «Виктория» Благодарова Светлана Анатольевна.

О сложной системе социально-педагогической деятельности, связанной с передачей жизненного опыта от поколения к поколению средствами музейной педагогики, наши читатели могут прочитать в статье Коллеговой Евгении Александровны, учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 56.

Об исследовательской функции музея начали говорить более 10 лет назад. Экспонаты школьных музеев дают богатый материал для подобного рода деятельности. Многие из них являются важными историческими источниками, рассказывающими об истории родного края. Изучая эти материалы, порой открываешь новые, совершенно неизвестные и ни в какой литературе не зафиксированные факты. Ивашкина Ольга Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ Гимназии № 9, предлагает вниманию читателей свой опыт в этом направлении.

Детское экскурсионное бюро – один из новых на сегодняшний день видов деятельности. Интересный опыт описывают в своей статье авторы Шаталова Наталья Петровна, Юлия Николаевна Гербер. Коллегам удалось сформировать устойчивый интерес школьников МБОУ СОШ № 3 Барабинского района к экскурсионной работе и краеведению. Учащиеся школы разработали и провели несколько экскурсий по улицам своего родного города, сумели удивить и порадовать пешими и автобусными экскурсиями жителей, гостей и местную общественность.

Всем авторам спасибо за предоставленные материалы. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество с ними. Надеюсь, что материалы заинтересуют наших читателей, и они смогут использовать этот опыт в своей работе.

Провинция туристическая: детское экскурсионное бюро

Шаталова Наталья Петровна, Гербер Юлия Николаевна

Россия… провинциальный город… школа с традициями… доверчивые учителя... любознательные дети… – вот центр всей нашей Вселенной. Именно здесь хранится самое сокровенное нашего Отечества – самобытность, история, природа. Все это богатство и есть смысл жизни, который должно впитать в себя подрастающее поколение. Осознать свое великое назначение дети могут только в процессе самопознания, саморазвития, самооценки, а рядом с ними должен быть друг и наставник – Учитель.

Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики: опыт, практика и методика проведения

Перков Виталий Андреевич

В последние годы в музееведении и образовании активно ставятся проблемы достаточно нового для России понятия – «музейная педагогика» – отрасли музееведения и проблемы внедрения ее положений в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. Музейная педагогика как отрасль музееведения, по мнению большинства авторов, находится на стыке музееведения, педагогики и психологии. Предметом изучения этой научной дисциплины является исследование закономерностей, принципов, методов работы музея со своей аудиторией.

Как воспитать экскурсовода школьного музея

Благодарова Светлана Анатольевна

В настоящее время трудно представить себе образование и культурно-досуговую деятельность человека без музейного компонента. В деятельности современной школы все чаще появляются, занимая особое место, музейно-образовательные программы, которые обеспечивают системный подход к изучению историко-культурного наследия родного края. Особенностью этих программ является то, что в их основе лежит предметно-вещественный мир культуры, историко-культурная среда, памятники материального и нематериального наследия.

Использование материалов музея образовательного учреждения в организации научно-исследовательской работы учащихся

Ивашкина Ольга Александровна

Школьный музей в условиях образовательного учреждения играет важную роль в формировании всесторонне развитой личности. Музей Гимназии № 9 является центром не только воспитательной работы, но и научно-исследовательской. Это музей истории образовательного учреждения, в котором собраны и систематизированы подлинные и вспомогательные материалы и документы по истории создания гимназии, учебной и внеурочной деятельности учащихся, об учителях, о судьбах и выборе профессий выпускниками и выдающихся людях города Новосибирска, района.

Воспитание патриотизма у учащихся через сотрудничество с районным обществом «Блокадник»

Евгения Александровна Коллегова

В задачу современного воспитания входит формирование в сознании подрастающего поколения священных для россиянина понятий, определяющих духовную жизнь нации: Родина, Отечество, семья, родной язык, родная природа, история родины и его народов, надежда на светлое будущее, духовная культура в целом.
Это сложная система социально-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, защищать ее интересы, сохранять и преумножать лучшие традиции своего народа.