Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики: опыт, практика и методика проведения

 
 

Перков Виталий Андреевич,

руководитель музея МОУ СОШ № 121 Советского района г. Новосибирска

 

Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики: опыт, практика и методика проведения

В последние годы в музееведении и образовании активно ставятся проблемы достаточно нового для России понятия – «музейная педагогика» – отрасли музееведения и проблемы внедрения ее положений в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. Музейная педагогика как отрасль музееведения, по мнению большинства авторов, находится на стыке музееведения, педагогики и психологии. Предметом изучения этой научной дисциплины является исследование закономерностей, принципов, методов работы музея со своей аудиторией. Известный русский просветитель и музейный деятель начала XX века М.В. Новорусский называл музей «могучим образовательным орудием» и подчеркивал его огромное общекультурное значение: «Музей является живым и деятельным учреждением, которое занимает почетное, но совершенно самостоятельное место среди других педагогических учреждений. Оно работает над неодушевленными предметами, но работает так, чтобы оживить каждый такой предмет, заставить его говорить и сделать значимым для каждого зрителя. Во всякий такой предмет вкладывается идея или комплекс идей, а сам музей делается богатейшим проводником их, который действует конкретно и образами совершенно в том же направлении, в каком библиотека действует путем печатного слова. Работая над созданием музеев, мы не только даем конкретное воплощение современной науке, не только увеличиваем культурные ценности, но создаем для будущих поколений твердый и широкий базис для прогресса, который всегда нуждается в накоплениях и овеществленном труде прежних поколений». [1]

Значимость рассматриваемой проблемы приобретает остроту еще и потому, что в принятом в декабре 2013 года «Профессиональном стандарте педагога» прямо указывается: «Педагог должен: <…> 2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. 3. Владеть методами музейной педагогики (подч. нами), используя их для расширения кругозора учащихся…».[2] И если понятие «музейная педагогика» утвердилось в нашей стране в 1980-90-е годы, то понятие одной из форм проведения различного вида музейных занятий – «музейных уроков», появилось совсем недавно. Большинство авторов монографий, учебных пособий, статей рассматривают только такие виды музейных занятий как экскурсии, ролевые игры, лекции и т.п. Но, в частности,  экскурсия – это не одно и то же, что музейный урок. Среди музейных мероприятий, имеющих образовательную и просветительскую направленность, наиболее популярными в настоящее время можно назвать именно музейные уроки. Они призваны закрепить и углубить знания учащихся по отдельным темам, причем музейный предмет выступает здесь не только как иллюстрация, но и как источник для изучения.

Понятие «экскурсия», – как указывает в учебном пособии Б.А. Столяров[3], – вошло в обиход в XIX в. и закрепилось в нем в тесной связи с образованием. Ее образовательный потенциал довольно давно известен педагогам, опирающимся на принцип наглядности в обучении. Не случайно экскурсия как форма учебно-воспитательного процесса была закреплена еще в «Школьном уставе», принятом в России в 1804 г. В этом документе указывалось на необходимость прогулок на природу, в мастерские и т.п., и с тех пор она активно использовалась в отечественной школе как одна из самых демократичных форм обучения, помогающих обретению новых знаний и впечатлений.

В корне отличающимся от школьных занятий и от экскурсий является музейный урок, являющийся ярким примером «красочной» иллюстрации исторических событий. На таких уроках детям не бывает скучно, так как, сам по себе музейный урок отличается от традиционного. Учащиеся не сидят за партами, а познают музейный предмет, играя, соревнуясь друг с другом в сообразительности и находчивости: отгадывают загадки, расшифровывают ребусы, отправляются вместе с работниками музея и педагогом в путешествия во времени, они сами становятся, в зависимости от класса и формы музейного урока, героями невыдуманных рассказов о войне, о юных защитниках Отечества, о детях блокадного Ленинграда. Как это было, в частности, на музейных уроках, посвященных 70-летию полного освобождения г. Ленинграда от блокады. Доступное и интересное объяснение явлений, кажущихся скучными на первый взгляд, вызывает неподдельный интерес у слушателей, что способствует быстрому и качественному восприятию учебного материала. Эксклюзивным является то, что на каждом таком уроке у детей есть возможность познакомиться с экспонатами, хранящимися в фондах музея и узнать их историю. Музейный урок от других форм работы музея с учащимися, такими как экскурсия, ролевые игры, беседа у экспоната и т.п., отличается методикой проведения. Это сравнительно новая форма музейной педагогики. Урок в музее организуется с целью приобретения дополнительных знаний по определенной учебной программе, например, урок музыки, истории, литературы, а зачастую интегрированный музейный урок, например, истории и музыки, музыки и литературы. Наши музейные уроки «привязываются» к учебной программе того или иного школьного предмета. При этом музейный предмет выступает не как иллюстрация к приобретенным знаниям, а как непосредственный источник знаний. Таким образом, неординарность учебного процесса (музейная среда) стимулирует не только познавательные интересы учащихся, но и способствует всестороннему их развитию, а наличие незнакомых предметов, а, зачастую, знакомых, но рассматриваемых совершенно с другой стороны, в другой исторической обстановке и ситуации, вызывает чувство удивления, побуждает к самостоятельным поискам информации.

Таким образом, музейный урок предусматривает прежде всего использование музейного предмета.

В нашем образовательном учреждении музейные уроки проводятся уже более десяти лет. Причем, они проводятся не только с учащимися начальных классов, но и со средним и старшим звеньями школы. Эти музейные уроки проходят в интегрированном виде. Такие интегрированные уроки проходили и проходят по литературе: «Музы не молчали: женские образы в истории и литературе о Великой Отечественной войне»; по музыке: «История песен Великой Отечественной воны»; «Песни войны и победы», «Мы запомним суровую осень», по ОБЖ и праву: «История государственных символов России. Ордена за заслуги перед Отечеством», по отечественной истории: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (к 200-летию Бородинского сражения) и др. В подготовке данных уроков мы придерживаемся школьного расписания. Вся работа проходит в несколько этапов: 1-й этап проводится учителем-предметником или учителем начальных классов. С учащимися предполагается освоение теоретического материала и терминологии. Объявляется тема такого урока и дата его проведения. Учащимся дается домашнее задание: подготовить свой материал, выучить стихи, найти какие-либо примеры, биографии героев и т.п.

2-й этап проводится непосредственно в музее руководителем музея совместно с учителем-предметником, учителем начальных классов, если нужно, то привлекаются члены Совета музея, старшеклассники, которые также получают задания (подготовить электронные презентации, рассказ о том или ином историческом событии). Зачастую приглашаются и ветерана войны и труда, военной службы.

3-й этап предполагает самостоятельную творческую работу по предложенным темам. Например, написание сочинений. Так в частности в прошлом учебном году проводились музейные уроки с учащимися начальных классов, посвященные 70-летию Сталинградской битвы. Учащимся заранее были даны задания: выучить предложенные им стихи о Сталинградской битве, выяснить у своих родителей кто из их предков, близких родственников воевал, какие имел награды, где воевал. Затем уже в школьном музее дети слушали рассказы о Сталинградской битве по теме «Дети Сталинграда», причем все учащиеся имели с собой блокноты для записи. Они записывали интересные факты, свои впечатления. В ходе музейного урока прозвучали стихи фронтовых поэтов о Сталинградской битве в исполнении самих участников урока. Они смотрели видеозаписи, слушали музыкальные произведения о войне, осматривали подготовленную экспозицию. В заключение урока учащимся выдали элементы формы одежды: пилотки, шлемофоны, фуражки. Они прошли в интерьер фронтовой землянки под фонограмму звуков боя, ознакомились с фронтовым бытом, предметами обихода и военного снаряжения, касками, коптилкой, сделанной из гильзы снаряда, фронтовыми картами, послушали патефон с пластинками песен Великой Отечественной войны. Осмотрели звуковую диораму «Ночной бой на Курской дуге». Затем участники встречи сфотографировались в головных уборах периода войны. Учащимся 4-х классов было дано домашнее задание – написать сочинение «Мои впечатления о музее «Землянка» с рассказом о подвигах воинов-сибиряков, ребята 1-3-х классов сделали рисунки на тему «Наши защитники Отечества». По этим  сочинениям и рисункам объявлен школьный конкурс. К 23 февраля подводились итоги. Сочинения и рисунки размещены в музее, а лучшие авторы – награждены. Примерно также проходят музейные уроки и по музыке. Учитель музыки дает учащимся задание – подготовить по одной истории фронтовых песен. Затем на уроке звучат рассказы о песнях и их авторах. Учащиеся слушают эти песни со старых пластинок, а затем переходят в саму «землянку», где разучивается, например, песня А. Суркова и К. Листова «В землянке», либо И. Дунаевского и поэта-фронтовика М. Лисянского «Моя Москва». Так в начале февраля 2013 года музейные уроки по музыке проходили с приглашением научного сотрудника СО РАН А.И. Лаврентьева, который в увлекательной форме выступил с электронной презентацией на тему: «Песни войны и Победы».

В январе и декабре 2013 года прошли музейные уроки с учащимися 9 классов по отечественной истории на тему: «Герои Отечества», посвященные Дню Героев и 100-летнему юбилею нашего прославленного земляка, аса и первого трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина. Перед учащимися с электронной презентацией «Парень из нашего города» выступила председатель Совета музея А. Зеленкина. Учащиеся прослушали песню новосибирских авторов о А.И. Покрышкине, посмотрели фрагменты документального фильма «В небе Покрышкин», ознакомились с экспозицией о дне Героев Отечества. Подобные музейные уроки проводились и в начале учебного года. Они посвящались 200-летию Бородинского сражения. В текущем учебном году в ноябре 2013 года такие музейные уроки были проведены по Московской битве: «Шаг в бессмертие /подвиг Зои Космодемьянской/». Учащиеся получили задание: подготовить рассказ и электронную презентацию о Зое Космодемьянской, использую для этого музейный экспонат – книгу П. Лидова «Таня» 1943 года издания. Практикуются у нас и выездные музейные уроки, в частности, в музей истории СибВО, музей боевой славы военного училища в Академгородке.

Говоря о музейных уроках, посвященных 70-летию полного освобождения г. Ленинграда от блокады, можно привести такие примеры использования музейных предметов из нашей экспозиции, например, метронома. Многие учащиеся правильно отвечают на вопрос: что это за прибор? Для чего он предназначен? Но когда детям говоришь, что это символ блокадного Ленинграда, то это вызывает удивление, а в глазах детей стоит вопрос: Почему он символ? Или другой музейный экспонат – керосиновая лампа, да еще зажженная! Фронтовая коптилка, изготовленная из латунной гильзы от 76-мм. снаряда, и также зажженная. Копии блокадных хлебных карточек, фотографии детей блокадного города, кусочек «блокадного» хлеба весом в 125 граммов и здесь же встает вопрос: а как мы сейчас относимся к хлебу, к другим продуктам. При проведении музейного урока большое значение имеет феномен узнавания – подкрепление имеющихся знаний о событиях и явлениях впечатлениями о предметах, документирующих эти события и явления. Это способствует развитию навыков видения, превращению абстрактных знаний в конкретные. В качестве музейного экспоната, на наш взгляд, может выступить и старая виниловая пластинка, звукозапись, например, 7-й «Ленинградской» симфонии Д.Д. Шостаковича или документальный рассказ о 12-летней школьнице из блокадного Ленинграда Тане Савичевой, песня «Баллада о Тане Савичевой» и т.п.

В настоящее время у нас в Детском объединении «Юный следопыт» при музее «Землянка» проводится большая поисковая работа учащимися на тему: «Моя родословная». Возглавляет эту работу учитель истории и член Совета музея П.А. Шавенков. Юные исследователи выступают на музейных уроках с научными сообщениями о своих родственниках – участниках войны, с электронными презентациями о героях войны и тыла.

По завершению таких уроков учащиеся возлагают цветы или свечи к «Вечному огню» у стелы с портретами наших земляков, погибших на полях сражений, звучит музыка, объявляется минута молчания, раздаются звуки ленинградского метронома.

В конце урока учитель и руководитель музея поводят итоги, и как на обычном уроке выставляют оценки за выполненное домашнее задание: чтение выученных стихов, выступление со своими исследованиями, за приготовленную презентацию.  Учащиеся в обязательном порядке высказывают свое личное мнение о музейном уроке. Пишут отзывы. В качестве примера можно привести два отзыва о проведенных музейных уроках в декабре 2013 года Устного журнала «Славилась Сибирь полками» с приглашением членов клуба военно-исторической реконструкции «Наследие». Вот что написали учащиеся 11 класса: «7 декабря 2013 года в читальном зале и музее «Землянка» в нашей школе прошел музейный урок, посвященный событиям Великой Отечественной войны. Проводили его руководитель музея «Землянка» В.А. Перков и члены военно-патриотического объединения «Наследие», который возглавляет ветеран боевых действий на Кавказе, в Чечне подполковник запаса А.В. Евдокимов. Он боевой офицер награжден двумя орденами Мужества, медалью «За отвагу» и двумя медалями к ордену «За заслуги перед Отечеством» I и II степени и другими наградами.

Урок был довольно необычным, поскольку нам не только рассказали о героях-сибиряках военных лет и памятных датах, но и показали необычные экспонаты, реликвии Великой Отечественной войны: отечественное стрелковое оружие и оружие армии Вермахта. Сами рассказчики, а их было 8 человек, были одеты в военную форму Красной Армии и немецкой армии начального периода войны. Была показана амуниция, снаряжение. Был даже «сын полка» – мальчик Влад – сын одного из членов клуба. Нам показали большое количество экспонатов, подробно рассказали о большинстве из них, о тактико-технических характеристиках оружия. В конце встречи каждый из нас смог рассмотреть все вблизи, даже подержать эти реликвии в руках. Мы задали членам исторического клуба много вопросов. Два часа учебного времени пролетели незаметно. Именно тогда мы поняли, насколько эти люди увлечены своим делом. Мы с упоением слушали их подробные детальные рассказы, примеряли форму нашей Красной Армии. Мы убедились, что, несмотря на то, что многие образцы военной формы, амуниции и оружия у немецкой армии были несколько удобнее, но победила в той войне наша армия!

Нам бы очень хотелось, чтобы такие уроки-встречи проводились почаще. Всем понравилась неформальная дружеская обстановка, пробудившая в каждом из нас интерес к военной истории Отечества. Мы надеемся, что музейные уроки мужества, приуроченные к 23 февраля с участием этого клуба, все-таки состоятся еще.

От имени учащихся 11 класса МБОУ СОШ №121 «Академическая» ученицы Долматова Екатерина и Дулепова Анастасия».

Вот еще один отзыв, ученицы 7 класса Маргариты Владимировой о музейном уроке музыки «Ленинградская симфония», проведенном 27 января 2014 года: «Меня всегда интересовала история блокады г. Ленинграда и всегда было очень тяжело все это видеть и слышать: как люди самоотверженно сражаются, стараются выжить и помочь из последних сил.

Я горжусь, что в нашей стране такие герои были и есть.

Я не знаю, смогла бы так же. Но надеюсь, что, если когда-нибудь случится, мы сможем также, с такой же самоотверженностью защищать свою страну».

Таким образом, наши музейные уроки и другие мероприятия повышают интерес учащихся к героическому прошлому страны и на наш взгляд закладывают в душу наших питомцев качества гражданина-патриота.

В заключение хочется подчеркнуть, что сложность современного периода в развитии нашего общества, масштабность и острота его социальных, культурных и экономических проблем обуславливают актуальность поиска оптимальных путей подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни, повышения эффективности их социального воспитания. И в этом немаловажную роль может и должен сыграть музей образовательного учреждения, в том числе и музейные уроки как средство патриотического воспитания подрастающего поколения.

По материалам нашей деятельности по проведению музейных уроков в образовательном учреждении в феврале 2014 года издано учебно-методическое пособие «Музейные уроки в школе». Данное издание презентовалось на региональном этапе XII Международной ярмарки социально-педагогических инноваций.

Презентация

Сюжет о работе музея

 


[1] Цит. по Шляхтина Л.М.Проблемное поле музейной педагогики.- Сб. научных и научно-методических трудов. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2005.

[2] Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание.- Вестник образования России, август 15, 2013, с. 34.

[3] См.: Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие.- Высшая школа, 2004, с. 127.

 

Количество просмотров: 26625  

Комментарии

Действительно видна кропотливая работа, задействованы все направления патриотического и краеведческого направления !Спасибо за предоставленную информацию, будем равняться на вас !

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы