Систематическое применение текстов художественной литературы на уроках истории
Сегодня повсеместно звучит теория поколений, в педагогическом сообществе обсуждают поколение Z, как учить таких детей, что делать с клиповым мышлением и рассеянным вниманием.
В настоящее время возникла проблема осмысления прочитанных текстов. Дети читают учебные тексты, но, как правило, с трудом воспринимают передаваемый этим текстом смысл. В связи с этим учащиеся с трудом формулируют развёрнутые, аргументированные устные и письменные ответы, с трудом усваивают научные понятия по школьному курсу истории, работая с текстами, неправильно выделяют смысловые фрагменты для плана, имеют трудности в формировании целостной исторической картины, исторических образов. Это приводит к сложности освоения учебных программ по истории и соответствующим результатам по ГИА.
Если вспомнить советское время, то выпускалось большое количество книг для чтения по различным предметам: физике, химии, истории и т.д. В нашей лицейской библиотеке нашелся даже такой артефакт, как «История Древнего мира в художественных образах». Действительно, художественный образ воспринимается сознанием целиком, он красочен и эмоционально окрашен. Можно сказать, что художественные исторические литературные произведения служат прекрасной возможностью для погружения в «альтернативную реальность». Но при этом позволит не только актуализировать, оживить исторический материал, но и отработать навыки работы с текстом.
Была разработана следующая технология систематического применения художественных текстов на уроках истории в 5-6 классах.
Пошагово это можно представить следующим образом:
1) педагог приходит в библиотеку, проводится анализ доступной литературы;
2) библиотекарь формирует Банк необходимой литературы;
3) библиотекарь информирует участников процесса о имеющейся литературе (библиотечные часы и т.п.);
4) выбор подходящего текста учеником или учителем;
5) работа с текстом по алгоритму (название, автор, исторический период, основные линии сюжета, насколько соответствует историческим реалиям, личные впечатления);
6) презентация результатов работы с текстом;
7) внешний контроль через ВПР (ГИА);
8) анализ и коррекция.
Данная технология реализована в 2017-2018 учебном году и продолжает реализовываться в 2018-2019 учебном году. Анализируя результаты работы, можно выделить следующие сильные стороны технологии: формирование образного мышления, отношения к себе, оценке события или исторической личности, интерес к предмету и чтению, навык работы с текстом и информацией. К слабым сторонам можно отнести то, что требует серьезной подготовки, много ресурсов, системности применения, дополнительная нагрузка.
Как показывает опыт, можно выделить следующие возможности: применение на других предметных дисциплинах может служить как основа для проектной деятельности. Конечно, существуют и риски в виде противодействия родителей, отсутствия подходящей литературы.
Однако, как показывает опыт применения, у учащихся возрастает интерес к предмету, повышается качество работы с текстом, демонстрирует успешное прохождение ВПР.
Для работы в 5-6 классах можем порекомендовать следующие художественные произведения:
- ДЭрвильи Э. Приключения доисторического мальчика http://www.100bestbooks.ru/files/D_Hervilly_Priklyucheniya_doistoricheskogo_malchika.pdf;
- Рони-Старший Ж. Борьба за огонь https://www.litmir.me/br/?b=23547&p=1;
- Лурье С.Я. Заговорившие таблички;
- Матье М.Э. День египетского мальчика;
- Детская энциклопедия http://de-ussr.ru/history.html;
- Воскобойников В. М. Великий врачеватель;
- Гершензон М., Хьюлетт М. Робин Гуд;
- Стивенсон Р. Черная стрела;
- Хиннкинс Жизнь и смерть Роджера Бэкона.
Приведены произведения, которые выбирали сами учащиеся. Когда почти весь класс выбрал и прочитал Робин Гуда, к нам пришла идея сходить всем вместе на одноименный спектакль в театр «Глобус». А это дало возможность сравнить изобразительные средства разных видов искусства и разных точек зрения на одно историческое явление.
Полный список литературы представлен в учебниках для 5 класса Вигасин А.А., Годер Г.И. История древнего мира с.302-303 и для 6 класса Агибалова Е.В, Донской Г.М. История средних веков с. 286-287.
Количество просмотров: 9334 |
Комментарии
Гость опубликовано
Страницы
Добавить комментарий