Использование web-сервисов на уроках предметной области «Искусство»

 
 

Ерохина Олеся Сафаровна,

педагог-психолог, учитель ИЗО

МБОУ СОШ № 92 г. Новосибирска

 

Использование web-сервисов на уроках предметной области «Искусство»

Цифровое образование является составляющей цифровой экономики. Все большее внимание уделяется внедрению цифровых технологий и в сфере образования. К системе обучения в целом и к педагогу в частности общество выдвигает новые требования, в рамках которых задачей учителя становится использование цифровых технологий с целью практического овладения необходимыми знаниями в ограниченном времени и доступной форме.

Это отражено в Профессиональном стандарте педагога, где, наряду с общепользовательской и общепедагогической компетентностью, прописана предметно-педагогическая ИКТ-компетентность, а одним из трудовых действий является формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями [3].

Современная виртуальная среда является не только носителем большого объема информации, но и обладает специфическими инструментальными возможностями. В ней можно моделировать и воспроизводить все ранее освоенные человеком формы и способы потребления и обработки информации, а также создавать новые.

В виду того, что предметы области «Искусство» предусматривают большое количество межпредметных связей и включают в себя демонстрацию красоты окружающего мира, предметов всемирного наследия, шедевров мирового искусства и т.д., то иллюстративного материала часто бывает или недостаточно, или невозможно показать его в реальном времени и месте из-за отдаленности от музеев и выставочных залов. Поэтому созданные цифровые ресурсы позволяют сделать процесс обучения на уроке более эффективным, материал – более наглядным и информативным, а форму его подачи – понятной и интересной [1].

Каждый современный педагог использует в своей работе презентации на любом этапе урока: для ознакомления с новой информацией, с целью проверки знаний обучающихся, выполнения групповой или индивидуальной работы на уроке для закрепления материала (при наличии необходимой технической базы).

Особой популярностью пользуются презентации, созданные в программе PowerPoint. Цветные слайды, включающие определения, выведенные на экране, позволяют сделать процесс их записи более быстрым, а фотографии репродукций познакомят обучающихся с работами великих художников и скульпторов. Кроме того, в данной программе возможно воспроизведение видеофрагментов, содержащих виртуальные экскурсии, записи театральных постановок и концертов классической музыки. Слайды могут сопровождаться пояснениями педагога, активным взаимодействием с обучающимися через вопросы и обсуждение произведений искусства [2]. Но, несмотря на перечисленные достоинства программы, повсеместное ее использование привело к тому, что она перестала рождать заинтересованность среди обучающихся.

В настоящее время в сети интернет появляется большое число онлайн-сервисов, позволяющих педагогу в разной форме представлять ученикам информацию. Это приложения, позволяющие создать форму инфографики, коллажи, игры, кроссворды, интеллектуальные карты, кроссенсы и т.д. Помимо привычной и описанной выше программы Power Point, для создания презентаций можно использовать сервис Prezi.com [8]. Это web-сервис для создания нелинейных презентаций. Все содержание размещается на одном слайде, фрагменты которого представляются по ходу просмотра. Можно задать путь так, чтобы вернуться к одному и тому же фрагменту несколько раз. Сервис позволяет использовать все средства визуализации: фото, видео, аудио и текстовые файлы целостно, без разделения на слайды. Для начала работы необходимо пройти простую регистрацию с указанием имени пользователя, почты и пароля.

Дизайн презентаций оригинальный, можно воспользоваться готовыми шаблонами. Большие возможности открываются в различных цветовых решениях, выделении информации в виде фреймов, с помощью маркеров. Презентацию можно составлять как индивидуально, так и работая в группе, совместно редактируя её. Недостатком является то, что при малой скорости интернета работа по созданию и просмотр презентации затруднён, а также сайт не русифицирован, но интерфейс интуитивно понятен.

На уроках мировой художественной культуры и уроках изобразительного искусства особенно ценным считаю использование сайта Google Arts & Culture [6]. Это пространство позволяет провести виртуальную экскурсию по всем музеям мира, показать ученикам мировые произведения искусства, познакомить с биографией и творчеством великих скульпторов, живописцев, музыкантов. Кроме того, на сайте ежедневно появляются новости из области культуры. Имея личный аккаунт в Google, вы можете сохранять персональную выборку галерей или отдельных произведений искусства, объединенных в категории, для быстрого доступа и демонстрации материала обучающимся. Этот сервис удобнее всего использовать на этапе ознакомления с новой информацией. К плюсам сервиса можно отнести яркость, красочность фотографий, русифицированность сайта, возможность быстрого поиска любого художника и его произведений. Из минусов важно отметить один – при нестабильном подключении интернета замедляется работа сайта.

Кроме вышеперечисленных сервисов стоит обратить внимание на web-конструктор Educaplay.com, где можно создать свою образовательную игру на основе предложенных форматов – memory games, пазлы, кроссворды и многие другие [5]. Одним из представленных в сервисе и популярным на сегодняшний день игровым форматом является квиз. Это слово означает соревнование, в ходе которого один или несколько участников отвечают на поставленные вопросы. В русском языке аналогом этого слова является всем знакомая «викторина». Вопросы квиза можно составить на основании одной изученной темы или после прохождения нескольких, делать их одинаковыми по сложности на протяжении всей игры, или усложнять от раунда к раунду. Плюсом данного конструктора является возможность разработать большое количество быстрых игр для учеников, но значительный минус заключается в отсутствии русифицированной версии, что замедляет работу.

Набирает популярность такая форма презентации данных, как инфографика – графический способ быстрой и четкой подачи сложной информации. Ее плюсом является наглядность стиля: люди мыслят образами и поэтому гораздо лучше запоминают те данные, которые представлены не только в простой и доступной форме, но и привлекательно оформлены. На занятиях музыки, ИЗО, мировой художественной культуры с помощью инфографики удобно рассказывать биографию известных деятелей искусства (художников, музыкантов, скульпторов, архитекторов). Кроме того, данный способ помогает организовать работу обучающихся в группе с целью создания собственной инфографики как проектного продукта. Когда ученики вовлекаются в процесс ее создания, происходит «включение» и развитие их способностей к визуальному мышлению, обработке информации и использованию информационно-технических средств. Каждой группе дается время на исследование информации по теме занятия. Учитель помогает и отвечает на вопросы. Далее ученики представляют работы своих групп классу, и происходит совместная оценка проектов, обсуждение темы урока.

Создать инфографику можно с помощью сервиса Easel [4]. Он предлагает несколько ярких и визуально привлекательных форм оформления – хронологическая, отчет, описание процесса, резюме или биография, сравнение. Минусом сайта является то, что он не имеет русифицированной формы и доступен всего на 9 языках. Но интерфейс интуитивно понятен, что дает возможность использовать его в своей работе.

Составить тезаурус по выбранной теме, обобщить информацию, собранную учениками и кратко представить ее, выразить свое отношение к произведению, составить ассоциативный список поможет форма «облако слов». Для ее графического представления можно использовать сервис WordArt [9]. Он позволяет сделать облако красочным, придать ему любую форму, выбрать подходящий шрифт и цвет, а также вставить гиперссылки на каждое слово для возможности быстрого перехода к другому ресурсу.

Кроме всех вышеперечисленных онлайн-сервисов, стоит отметить популярный среди педагогов немецкий конструктор LearningApps [7]. Данный сервис позволяет создать 20 мультимедийных интерактивных упражнений игрового формата. Работать с ним просто, так как к каждой форме прилагается пример подобного упражнения и ряд подсказок, чтобы понять логику задания. В шаблоне заполняются необходимые поля и загружаются нужные изображения. Также можно воспользоваться готовыми приложениями других авторов и изменить текстовое наполнение в соответствии с заданной темой.

В своей работе на уроках мировой художественной культуры и ИЗО я использую несколько приложений, созданных с помощью LearningApps: Классификатор, Сортировка картинок и Найти пару особенно подходят для работы по темам «Народные промыслы», «Портрет», «Жанры изобразительного искусства», а «Где находится это?» использую в изучении афинского Акрополя. Выполнять задания можно как индивидуально, так и в группах. К недостаткам данного сервиса можно отнести отсутствие красочного дизайна приложений, а также незначительные погрешности в переводе некоторых слов на русский язык.

Считаю важным отметить достоинства и результаты применения цифровых технологий на уроках предметной области «Искусство»: повышение интереса учеников к различным областям искусства, большее количество вопросов в течение урока, поиск дополнительной информации во внеурочное время, инициативность и активное выступление с найденным материалом. Из-за доступности иллюстративного материала повысилось качество творческих работ, значение искусства становится более глобальным, многие школьники начинают мечтать об экскурсионных поездках в разные страны мира, чтобы увидеть то, о чем узнали на уроке.

Таким образом, практика показывает, что применение цифровых образовательных ресурсов позволяет активизировать деятельность обучающихся и повышает профессиональный уровень педагога.

Список литературы

1. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 224 с.

2. Удалов С.Р. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в художественном образовании / С.Р. Удалов // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. – С. 33-35.

3. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. URL: http://профстандартпедагога.рф/ (дата обращения 11.04.2019)

4. Easel [Электронный ресурс]. URL: https://www.easel.ly/ (дата обращения 11.04.2019).

5. Educaplay [Электронный ресурс]. URL: https://www.educaplay.com/ (дата обращения 11.04.2019).

6. Google Art & Culture [Электронный ресурс]. URL: https://artsandculture.google.com/ (дата обращения 11.04.2019).

7. LearningApps [Электронный ресурс]. URL: https://learningapps.org/ (дата обращения 11.04.2019).

8. Prezi [Электронный ресурс]. URL: https://prezi.com/ (дата обращения 11.04.2019).

9. WordArt [Электронный ресурс]. URL: https://wordart.com/ (дата обращения 11.04.2019).

Количество просмотров: 4046  

Добавить комментарий

Target Image
1. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Цифровой след методической работы в начальной школе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Обществознание: углубленный уровень. Особенности общения в информационном обществе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Онлайн-сервис learningapps.org в помощь учителю технологии ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Организация деятельности по профориентации младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
12. Формирование и развитие читательской функциональной грамотности младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
13. Система гражданско-патриотического воспитания младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
14. Использование технологии «Буктрейлер» как средство повышения мотивации к чтению и развитию читательской грамотности в начальной школе ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
15. Формирование функциональной грамотности обучающихся начальных классов посредством цифровых образовательных ресурсов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
16. Информационные технологии как средство развития познавательного интереса младших школьников ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Профилактические принципы цифровой образовательной среды ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Методическая работа с педагогами: виртуальное отображение ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
19. Формирование навыков программирования у младших школьников. Из опыта работы в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
20. Использование информационных технологий в образовательном процессе ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023

Страницы