Работа социального педагога с детьми «группы риска»

 
 

Богданова Александра Борисовна,

социальный педагог МБОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова»

 

Работа социального педагога с детьми «группы риска»

Понятие «дети группы риска» многоаспектно, педагоги и психологи разных направлений занимаются изучением данного явления. Само понятие слова «риск» можно рассматривать как большую вероятность, возможность, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Во-первых, риск, который направлен на детей со стороны формирующих его как личность факторов, во-вторых, это риск, направленный детьми на общество, т.е. девиантное и делинквидное поведение, и, в-третьих, риск, который обуславливается жестокостью к себе (сюда можем отнести низкий уровень самоконтроля, импульсивность, агрессивность, суицидальное поведение и др.) [1, с. 53-58].

Когда говорят о детях «группы риска», то подразумевают, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Разные учёные выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Елены Ивановны Казаковой, профессора Санкт-Петербургского государственного университета, ведущего специалиста по проблемам «Педагогики успеха», можно выделить три основные группы факторов риска, которые создают вероятную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных) [6].

Близок к этому подход В.Е. Летуновой (директора средней общеобразовательной школы, которая открыта при "Институте специальной педагогики и психологии" Санкт-Петербурга). Валентина Евгеньевна выделяет следующие группы факторов риска: медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врождённые свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребёнка, заболевания матери и её образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.); социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе; бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.); психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.); педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей с их психофизиологическим особенностям; темпа психического развития детей и темпа обучения; преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.) [7, с. 8].

Доктор педагогических наук Людмила Яковлевна Олиференко под понятием «дети группы риска» подразумевает следующие категории детей: 1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; 2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств (дети-сироты); 3) дети из неблагополучных, асоциальных семей; 4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; 5) дети с проявлениями психолого-педагогической и социальной дезадаптации [12].

В общеобразовательном учреждении, как правило, к детям «группы риска» относят учащихся, испытывающих сложности в обучении, в общении с педагогическим коллективом, сверстниками, социально незащищённых детей с педагогической запущенностью. У них отсутствуют психические и физические отклонения, их риск заключён в процессе воспитания или его полном отсутствии [9].

Существующее множество классификаций детей «группы риска» позволяет говорить о том, что это явление многогранно, носит междисциплинарный характер и имеет сложности в изучении.

Рассмотрим, как организовано психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска» в гимназии. Оно носит комплексный характер и реализуется во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи, в тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов, социальных партнёров гимназии).

В учебно-воспитательном процессе гимназии используются различные методы по выявлению детей «группы риска», а также создаются все необходимые условия для благоприятного и комфортного взаимодействия на разных уровнях помощи и коррекции. В гимназии работают социально-психологическая служба и служба медиации, эффективно функционируют Совет старшеклассников, Совет профилактики, психолого-медико-педагогический консилиум и Родительский комитет. Большое количество спортивных секций и кружков дают возможность детям бесплатно посещать любимые занятия. Налажены тесные связи с Музыкально-эстетическим центром «Весна», с Региональным центром медицинской профилактики г. Новосибирска и с различными социально-психологическими центрами («Коралл», «Ника» и др.), активно ведётся профориентационная работа, сотрудники полиции и члены Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав оказывают повсеместную поддержку и необходимую помощь. Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия всегда откликается на проблемы конкретного ребёнка и семьи. Детская библиотека им. Горького, члены ТОС «Ипподромский», центры «Альтаир» и «Витязь» долгие годы помогают в адаптации и социализации детей с разными проблемами.

В первую очередь, психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска» в гимназии представляет собой совместную деятельность социальных педагогов и педагогов-психологов. В процессе работы специалистов используются различные методы и средства для выявления детей «группы риска» и дальнейшее их сопровождение. Очень важно не просто выявить детей «группы риска», рассмотреть причины их неуспешности, но и реабилитировать их в социальном, психологическом, педагогическом и других отношениях [4, с. 45].

Работа педагогов-психологов гимназии начинается с установления личностного контакта и дружеских отношений с детьми «группы риска». Через беседы с учителями, детьми и их родителями, анкетирование, интервьюирование и наблюдение выявляется поведение ребёнка в гимназическом коллективе, его успеваемость, интересы, круг общения и особенности семейного воспитания. Педагоги-психологи проводят индивидуальное консультирование, тренинги и аутотренинги. Рассмотрев особенности детей «группы риска», педагоги-психологи составляют индивидуальные программы помощи и коррекции учащихся, дают рекомендации родителям и педагогам. В течение необходимого периода дети находятся под патронажем педагогов-психологов.

Важная роль отводится социальным педагогам гимназии. Они изучают психологические и возрастные особенности ребёнка, мир его интересов, круг общения, условия жизни, позитивные и негативные влияния микросоциума. Выявляют причины и характер социально-педагогических проблем, ставя своеобразный «социально-педагогический диагноз». Изучая круг общения детей, их поведение в коллективе, отношения с родителями, социальные педагоги посещают семьи, составляют акты обследования жилищно-бытовых условий. Проводят социальный патронаж семьи.

Вместе с заместителем директора гимназии по воспитательной работе социальные педагоги организуют различные виды социально значимой деятельности, помогают детям «группы риска» спланировать досуг, при необходимости помогают в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации. Вместе с администрацией гимназии социальные педагоги организуют профессиональное взаимодействие медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений, участвующих в социально-педагогической работе. На каждый учебный год составляются комплексные планы работы гимназии с социальными партнёрами. Разные специалисты-профессионалы приглашаются в гимназию ежемесячно. Так, например, психологи центров «Коралл» и «Ника» проводят с учащимися занятия по формированию здорового образа жизни, снятию стресса перед экзаменами; врачи Регионального центра медицинской профилактики, сотрудники подразделений по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Новосибирской области, УТ МВД России по Сибирскому Федеральному округу, бойцы отряда «Гром» Управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Новосибирской области и сотрудники кинологической службы УТ МВД России по СФО, сотрудники отдела организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних УТ МВД России по Сибирскому Федеральному округу, сотрудники отделения информации и общественных связей УТ МВД России по Сибирскому Федеральному округу и главный детский нарколог области помогают в системе освещать вопросы профилактики употребления ПАВ.

Социальные педагоги учитывают и приводят в действие социально-правовые, юридические, психологические, экономические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний на развитие личности, обеспечивают реализацию системы правовой защиты, социально-педагогической поддержки ребёнка и семьи. Социальными педагогами составлены и действуют программы «Профилактика употребления ПАВ», «Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних». Совместно с педагогами-психологами гимназии разработаны «Программа по профилактике суицидального поведения у подростков», программа профориентационной работы с учащимися 1-11 классов «Шаг за шагом» и «Программа психолого-педагогического сопровождения выпускников в период подготовки к ГИА и ЕГЭ».

Регулярное взаимодействие с сотрудниками Отделов полиции Центрального, Дзержинского и Октябрьского районов, Следственным комитетом и прокуратурой Центрального района, Комплексным центром социального обслуживания населения и Отделом опеки и попечительства Центрального округа, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Центрального округа и Дзержинского района позволяет своевременно оказывать необходимую помощь и защиту детям «группы риска».

Социальные педагоги помогают организовать занятость детей в процессе учебной деятельности и каникулярное время. Вместе с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и классными руководителями контролируют посещение учебных занятий «трудными» детьми. Еженедельно, на совещании администрации гимназии, докладывают о состоянии дел в работе с детьми «группы риска». Ежемесячно сообщают о состоянии текущих дел на заседаниях Малого педсовета, отчитываются о приступивших/неприступивших к учебным занятиям в начале четверти. Один раз в четверть составляют аналитические справки о состоянии учебных дел детей «группы риска», два раза в год рассказывают о работе с «трудными» на заседаниях Совета профилактики, отчитываются по итогам межведомственных операций «Занятость» (май-сентябрь) и «Семья» (апрель). Организуют и проводят семинары и консультации для социальных педагогов и психологов Центрального округа (например, «Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска» и др.). Выступают на педагогических советах («Работа с «трудными» детьми и семьями», «Работа классного руководителя с детьми «группы риска» и т.д.), проводят семинары с классными руководителями и учителями-предметниками («Работа с коллективом учащихся. Трудности и ошибки первого года работы» и т.д.), участвуют в проведении родительских собраний и лекториев («Честь и достоинство гимназиста», «Возрастные особенности детей подросткового возраста», «Волшебная палочка в действии», «Немотивированная агрессия у детей младшего школьного возраста», «Медвежья услуга» и др.), проводят профилактические беседы с гимназистами 1-11 классов («Гимназия – территория безопасности», «Закон и порядок. От поступка к проступку», «Составляющие здоровья. Выбор, который мы делаем», «От понимания к любви…» (о дружбе в классном коллективе) и др.).

Реабилитация и социальная адаптация детей и подростков «группы риска» связаны с разными формами деятельности социальных педагогов: учёт и контроль состояния дел детей «группы риска» (составление картотеки, систематическое ведение журнала учёта работы с детьми, склонными к девиантному поведению, приглашение на беседы родителей, работа с классными руководителями, учителями-предметниками и т.д.); тестирование, анкетирование детей с целью выяснения причин их негативных поступков, помощь в устранении этих причин; индивидуальное консультирование (при необходимости – обращение к психологу, невропатологу, психоневрологу); включение ребёнка в «группу поддержки»; организация мероприятий, позволяющих ребёнку «группы риска» проявить свои положительные качества; совместно с педагогом-психологом гимназии - проведение цикла тренинговых занятий, направленных на снижение уровня агрессивности, развитие самоконтроля и т.д.

«Сопровождение таких учащихся заключается в единстве последовательных функций: 1) диагностики возникшей проблемы; 2) информативности решения проблемы; 3) на этапе составления плана решения проблемы — консультирование; 4) на этапе реализации плана – необходимая помощь учащимся» [9].

Социальными педагогами гимназии регулярно проводятся индивидуальные беседы со всеми участниками образовательного процесса (с детьми, родителями и учителями). В кабинете социальных педагогов находятся методические материалы для учителей по работе с детьми и родителями, а для родителей создана своя методическая копилка по воспитанию детей. Создаются памятки, рекомендации, в течение года работает стенд «Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса». Социальные педагоги вместе с заместителем директора гимназии по воспитательной работе организуют трансляцию видеоматериалов по темам «Семья», «Школа», «Здоровье», «Счастье быть человеком!» и пр. в холле гимназии. Много лет статьи гимназистов, родителей и учителей о жизни гимназии, о становлении личности, о формировании здорового образа жизни публикуются в школьных газетах «Бригантина», «Тринашка» и размещаются на сайте гимназии.

Главной задачей психолого-педагогического сопровождения гимназистов является создание системы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение попадания детей в «группу риска». Средством и условием такого сопровождения является комплексная работа, которая реализуется во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи, в тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов, социальных партнёров гимназии).

Литература:

1. Артамонова А.А. Агрессивное поведение подростков как предпосылка правонарушений [Текст]/ А.А. Артамонова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». - 2009. - №1. – С. 53-58.

2. Астапов В.М. Обучение и воспитание детей «группы риска» [текст]/ Астапов В.М. — М., 1996. – 83 с.

3. Багулина Н.В. Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 99-102.

4. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей «группы риска» [текст]/ Беличева С.А. — М., 2006. – 103 c.

5. Денчева Р.П., Петкова-Илиева И.П. Социально-педагогические аспекты профессии социального педагога / воспитателя в работе с детьми, лишенными родительской опеки [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 82-84.

6. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике [текст] / Е.И. Казакова. — СПб., 1998. — 209 с.

7. Летунова В.Е. Программа «Дети группы риска в системе работы ППМС-центра [текст]/ Летунова В.Е. — СПб., 1998.- С. 8.

8. Мардахаев Л.В., Кузнецова Л.В., Чемоданова Д.И. Специальная педагогика. Учебник для бакалавров [текст]/ Мардахаев Л.В., Кузнецова Л.В., Чемоданова Д.И. — М., 2012. – 123 c.

9. Маслова М.В. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся группы риска в МБОУ СШ № 2 имени А. С. Пушкина // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 632-634.

10. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Владос, 2007.

11. Овчарова Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении и преодолении педагогически запущенных детей учеб. Пособие [текст]/ Овчарова, Р.В. — Архангельск: Просвещение, 1995. – 150 с.

12. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: «Академия», 2004. – 100 с.

13. Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов /Под ред. И.В. Дубровиной [текст]/ И.В. Дубровиной — М.: Просвещение, 2003. – 78 c.

14. Сакату X. Психологические особенности детей группы риска [текст]/ Сакату X. — М., 2000. – 142 с.

Количество просмотров: 29977  

Комментарии

Очень полезная информация, которая пригодится для подготовки к экзамену. Спасибо.

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Организация внеклассного мероприятия «И победили человек и город!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Классный час «Жизнь в блокадном Ленинграде» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Воспитание патриотических чувств: из опыта работы по теме «Блокада Ленинграда» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Классный час «Ленинград – Новосибирск: 900 дней братства» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Результаты работы лагеря «Бригантина» при МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Счастливое детство, или История о том, как формируется сплочённый коллектив ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Классные семейные традиции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Всё невозможное – возможно! ВЫПУСК №106, апрель 2023
20. Сказочный фонтан в мифическом парке ВЫПУСК №106, апрель 2023

Страницы