Театральная студия как инструмент формирования разносторонне развитой личности

 
 

Павлова Виктория Александровна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ «Кировский» г. Новосибирска

 

Театральная студия как инструмент формирования разносторонне развитой личности

Шуршит пакет, булькает вода в бутылке, звенят ключи, пальцы стучат по столу, раздаются шаги, удары каких-то предметов – это руководитель театральной студии издаёт различные звуки и шумы, а студийцы сидят к педагогу спиной, за тонкой тканью занавеса и на основе услышанного воображают разные картины и истории, которые и рассказывают потом в общем кругу. Так мы узнаём о штормах и грозах, о покупках и заброшенных домах, о кораблях и других планетах.

Развитие техники обернулось и негативной стороной – теперь многие дети, уткнувшись в свои телефоны, живут в ситуации дефицита общения, часто и взрослые ведут себя так же: утеряно живое общение между людьми, а ведь когда ты видишь собеседника, улыбаешься ему в лицо или грустишь вместе с ним, сопереживаешь. Театральная студия позволяет вырастить коммуникативные навыки через игры на «чувство локтя партнёра». Взаимодействуя друг с другом как персонажи спектаклей или в дуэте (или в более многочисленной пародии), ребята улавливают настроение партнёра, ощущают возникшую симпатию и дружескую поддержку как нечто необходимое. В этом плане театр – мастерская общения.

Все ребята в студии очень разные, но неизменно талантливые. Раскрыть индивидуальность – задача театрального педагога. Мы в студии стараемся вырастить разностороннюю личность, мы ставим не только спектакли, но и готовим концерты пародий на звёзд эстрады. Последний наш концерт состоял из 40 пародийных номеров, мы готовились интенсивно, хотели показать ко Дню матери, но из-за участия в конкурсах пришлось отсрочить выступление, а затем «нагонять»! Возможно, для кого-то подготовка в короткие сроки – это сложно и проблемно, но мы считаем, что так воспитывается стрессоустойчивость, умение «собраться» и выдать весь свой запал, да так, чтобы зал ахнул от восторга! Это дисциплинирует ребят, они понимают, что надо всё успеть: и школьные домашние задания, и подготовиться к выступлению, времени на пустое времяпрепровождение не остаётся точно!

Чем хороши пародии: это актёрский тренинг наблюдения за живым персонажем (в основном на видео). Когда ты играешь сказочного героя – королеву или моряка – тебе надо столько придумать, чтобы роль была яркой, чтобы сыграть не себя, а именно персонаж. Подготовка пародий облегчает процесс создания персонажа именно тем, что есть видео с ним, это реальный человек, можно наблюдать его речь в интервью, его пластику и мимику на концертах и в клипах, его манеру поведения и стиль одежды. Через эту работу укрепляется уверенность в своих силах, усиливается харизма, ведь перед юным актёром ставится задача – зарядить зал мощной энергетикой пародируемого певца (а мы берём обязательно харизматичных певцов или песни «с нервом»). Здесь всегда помимо студийной есть и домашняя работа – метод наблюдения, а в дальнейшем создания выбранного образа через грим, костюм и пластику.

В основе нашей деятельности всегда лежит игра. Через игры, упражнения постепенно и в начале почти незаметно ребята начинают всё больше верить в себя, выражать свою индивидуальность, раскрепощаться. Через одобрение, через принятие других, через выслушивание замечаний своих товарищей ребята учатся слышать не только себя, ценить чужое мнение и доказывать свою точку зрения! Есть ребята, которые не умеют общаться, взаимодействовать в коллективе, они говорят, когда хотят, для них не существует понятия партнёрского общения. Это иногда возникает в семьях, где один ребёнок (сопровождается гиперопекой или вседозволенностью), либо, когда ребёнок изолирован от общения с кем-либо, кроме семьи. Мы обращаем внимание на работу в команде, в коллективе, на создание успешного общего дела, когда возникает понимание, что ты – часть прекрасного целого и, конечно же, прививается дисциплинированность, терпеливость, понимание зависимости актёров друг от друга на сцене, умение молчать, когда нужно, не засмеяться невовремя, формируется понимание ответственности за исход общего дела и сопричастности к нему.

Юные актеры выходят на сцену, оказываются в центре внимания – так тренируется избавление от множества страхов, связанных с боязнью сцены и публичных выступлений. Творческие дети непременно имеют богатое воображение – это, с одной стороны, один из факторов развития целого сонма страхов и фобий, а с другой – как раз-таки инструмент для избавления от них, ведь мы развиваем всепобеждающее воображение и смелость! Коллективная работа в этом плане большое подспорье: когда ребёнок видит, что вся группа выполняет что-то, чего он боялся бы выполнить один, он встраивается в коллективное дело, не желая оставаться в стороне, он видит, что это не страшно, и на самом деле получает хороший результат. Ребята становятся более открытыми и непосредственными, и менее робкими, и застенчивыми. Необходимо также обнаружить сильные стороны дарования, так выясняется, что один силён в импровизации, другой пластичен и за счёт этого актёрски интересен, третий неподражаем в интонировании, это непременно становится объектом одобрения. Иногда вскрываются таланты, о которых никто не догадывался, либо они было мало проявленными. Так Карина (воспитанница театральной студии) показала себя мастером исполнения битбокса – уникального навыка подражания музыкальным инструментам, шумам и разным звукам ди-джея с помощью голоса и дыхания.

Гиперактивные дети находят здесь возможность для выплеска своей энергии (иногда и агрессии) и перевода этой мощи в позитивное русло посредством участия в актёрском тренинге, а затем и в постановках, через работу над подходящим персонажем (сценический бой тому пример).

Мы приглашаем на творческие встречи представителей различных профессий, расширяя кругозор ребят и давая профориентационные варианты. В этом году мы показывали инсценировку рассказа А.П. Чехова, до этого – Рея Брэдбери, а теперь готовим инсценировку повести А. Усачёва. Младшие школьники и подростки таким образом развивают интеллект и расширяют свой кругозор, знакомясь с произведениями литературы не на уроках, не по учебникам, а на сцене, проживая жизни своих персонажей (литературных героев). В дальнейшем разносторонне развитая личность сможет создать что-то новое и полезное для общества и для себя.

Собственной сцены у нас нет, и мы пользуемся любой возможностью попасть на неё, возможно этим объясняется наше постоянное участие в театральных конкурсах, оно полезно также тем, что учит видеть себя среди единомышленников, оценивая свой уровень мастерства, и, конечно же, ощутить вкус победы, получая награду как результат приложенных усилий.

Театральный педагог не считает, что каждый студиец непременно должен связать свою жизнь с актёрской профессией, он понимает, что занятия в студии – один из эффективных способов развития успешной личности ребёнка, увлекательный и полезный досуг. Театральное творчество приносит удовольствие и радость, формирует и такие не менее важные навыки, как владение собой, находчивость, умение управлять своим эмоциональным состоянием, это делает личность притягательной для окружающих. Но главное – мы все учимся замечать друг в друге хорошее и наполняться счастьем, которым потом делимся с другими.

Количество просмотров: 4198  

Добавить комментарий

Target Image
1. Специфика организации учебных занятий в театральной студии для детей старшего школьного возраста
2. Театральная студия как инструмент формирования разносторонне развитой личности
3. К вопросу о возможностях театрализации как педагогической технологии
4. Театрализованная деятельность как средство развития художественно-творческих способностей детей
5. Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка на занятиях в МБУДО ЦДО «Алые паруса»
6. Роль сказки в духовно-нравственном становлении растущей личности
7. Роль детской художественной литературы и театрализованных игр в формировании личности и речевом развитии ребёнка
8. Методические рекомендации по подготовке начинающего актёра к публичному выступлению «На сцене – дети!»
9. Значение музыкально-дидактических игр на занятиях вокалом с детьми младшего школьного возраста
10. Развитие артистических навыков у дошкольников путём прочтения русских народных сказок и воплощения их персонажей на сцене
11. «Под зонтиком добра». Системно-комплексный подход в приобщении детей дошкольного возраста к художественной литературе в условиях дополнительного образования
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы