К вопросу о возможностях театрализации как педагогической технологии

 
 

Сараева Светлана Валерьевна,

кандидат искусствоведения,

преподаватель высшей квалификационной категории

МБУДО Детская школа искусств № 11 г. Новосибирска

 

К вопросу о возможностях театрализации как педагогической технологии

На вопрос «Что запоминается детям наиболее просто и естественно?» любой преподаватель ответит: «То, что вызывает у них интерес и эмоциональный подъем». Мало кому нравится механически заучивать правила, а затем также механически их выполнять в упражнениях. Но зато все дети любят придумывать истории обо всем на свете и затем их показывать!

Самые стеснительные и зажатые из них со временем становятся гораздо более раскованными, свободными и могут удивить нас своей творческой эволюцией. Даже те, кто не умел или боялся фантазировать, иногда поражают своими взлетами вдохновения.

Когда я вижу на уроке, что дети с трудом понимают какое-то правило или чувствую холодок скуки, я понимаю, что нужно подключать методы, которые помогут мне вовлечь ребят в активную познавательную деятельность. Одним из них является театрализация, под которой подразумевается педагогическая технология, направленная на активизацию познавательной деятельности при помощи использования средств театральной выразительности.

Обычно я предлагаю детям: давайте вместе попробуем придумать какую-то историю, которая объясняла бы, раскрывала смысл изучаемого вопроса, а затем можно попробовать ее изобразить в театрализации. Поначалу ребята в большинстве случаев не особенно ярко проявляют себя в придумывании историй, но если продолжать развивать их в этом направлении, то со временем становятся видны результаты этой работы, которые проявляются в развитии речи, логики, фантазии и т.д.

Уже с малышами в подготовительной группе мы начинаем знакомиться с нотами и простейшими музыкальными понятиями и на концерте для родителей я предлагаю им исполнить роль нотки, скрипичного ключа и так далее. Весьма интересным и развивающим является задание придумать и загадать о своем персонаже загадку для других детей. Мы называем эту игру «Кто я?». Для того, чтобы ребята поняли принцип сочинения загадки, первым может загадать преподаватель, например: «Я – нотка, живу на первой линеечке и прячусь в слове «мишка». Угадайте: кто я?». Для концертного выступления можно придумать стихи для каждого персонажа. Дети с удовольствием участвуют в таких представлениях, и нужная информация в процессе театрализованной деятельности запоминается лучше, ведь чтобы придумать загадку, нужно понимать и помнить изучаемое.

Малышам ближе и удобнее тот материал, который им уже знаком и понятен. Это, например, сказки. Очень интересно бывает придумать свой вариант известной сказки, где персонажи помогают объяснить тот или иной музыкальный термин или героями становятся сами музыкальные понятия. В сказке «Репка», например, таким образом можно объяснить детям длительности нот: целая нота – шаг дедушки (самый длинный и медленный), половинная нота – шаг бабушки (в два раза короче), четвертная нота – шаг внучки (еще в два раза короче), восьмая – шаг Жучки (еще в два раза короче). А затем попробовать представить все это в театрализации.

Для того чтобы более понятным и запоминающимся для детей сделать материл о музыкальных интервалах, я прошу их подумать, на кого из героев сказки «Теремок» похож тот или иной интервал (мышка-прима, ежик-секунда, зайчик-терция и т.д.). В процессе работы появилась сказка «Интервальный теремок», где каждый персонаж представлял свой музыкальный интервал и пел песенку, основанную на соответствующих интонациях [8,9].

Для ребят постарше можно подключать театрализованную деятельность более активно. Продолжаем использовать игру «Кто я?», где дети могут загадать любое из понятий, изучаемых в рамках пройденного, а также композиторов, с творчеством которых они знакомились в течение года. Например, «Я – музыкальный инструмент, живу в симфоническом оркестре, в переводе мое имя означает «высокое дерево», я из семейства деревянно-духовых инструментов, мой голос использовал Сергей Прокофьев в сказке «Петя и волк», чтобы изобразить утку. Кто я?» (Ответ: Гобой)

Можно использовать замечательные свойства театрализации и для запоминания какого-либо сложного правила или материала. Я предлагаю ребятам: «Давайте придумаем историю о том, как появился кварто-квинтовый круг!» В результате может появиться такая сказка:

Тональности очень часто путались, у кого сколько знаков при ключе, потому что они и сами частенько забывали эту весьма ценную информацию, и тогда Король скрипичный ключ повелел им встать по порядку диезов и посчитать, на сколько нот различаются их тоники. Оказалось, что на пять – это интервал квинта. Каждая Тональность пела следующей тональности приглашающую песенку До-ре-ми-фа-СОЛЬ, СОЛЬ-ля-си-до-РЕ, и каждая Тональность объявляла сколько и каких знаков у нее есть. То же самое случилось и с бемольными тональностями: только они отсчитывали не квинту, а кварту (4 ступени). Для того чтобы и другие жители музыкальной страны не путались в знаках тональностей, Король скрипичный ключ повелел изготовить кварто-квинтовый круг, похожий на музыкальные часы, где каждая тональность стояла на своем месте и показывала свои ключевые знаки.

Театрализациями могут быть домашние заготовки или импровизации во время урока. Как-то раз, когда я рассказывала о музыкальном жанре «Серенада», кто-то из ребят предложил сочинить историю на эту тему и представить ее. Так появилась остроумная и динамичная импровизация-пантомима, где был пылко влюбленный юноша, скромная девушка и ее грозный отец и, конечно, музыканты, которые исполняли серенаду на шумовых музыкальных инструментах (треугольники, колокольчики, маракасы и т.д.) (Музыка М.И. Глинки «Я здесь, Инезилья»). Целью здесь было запечатлеть в памяти детей особенности бытования и исполнения данного музыкального жанра и более конкретно сосредоточить внимание на сочинении М.И. Глинки.

Еще одной из интереснейших игр в рамках технологии театрализации является «Интервью», где кто-либо из детей берет на себя роль из пройденного материала, например, музыкального жанра или композитора, а остальные ребята задают ему вопросы о его особенностях или жизни и творчестве. Причем, если это будет вопрос, ответ на который неизвестен или предполагает обсуждение, то учащийся может проявить свою фантазию в этой области или взять помощь «секретаря» (в этом качестве может отлично проявить себя тот из детей, кто хорошо знает материал, но еще стесняется примерять на себя главные роли). Эта игра помогает ребятам запомнить события жизни композитора, провести причинно-следственные связи между ними и именно здесь появляется еще одна очень существенная составляющая – умение придумывать и ставить не только закрытые, но и открытые вопросы, а также находить ответы на них.

Например, что было бы, если бы музыкальные жанры встретились и поспорили, кто из них важней. Каждый из жанров в театрализации должен постараться представить себя в наиболее выгодном свете, вспомнить, какие композиторы особенно любили использовать этот жанр в своем творчестве, чем этот жанр особенно помог людям и полюбился им. Но, конечно, должен быть и итог, где дети должны сами сделать вывод о том, что музыка бесконечно разнообразна и каждый жанр по-своему хорош.

Так появилась театрализация «Сон Сережи, где все жанры поссорились», которую ребята представили на Межрегиональном конкурсе по сольфеджио г. Новосибирска (2018 г.).

Конечно, для того чтобы театрализации стали по-настоящему красочными и интересными, очень нужны все театральные составляющие: костюмы, декорации, музыка или хотя бы их элементы. Это значительно обогащает конечный результат. В создании костюмов нам обычно с большим удовольствием, выдумкой и талантом помогают наши замечательные родители. Еще одна немаловажная составляющая удачной театрализации – это музыка, которая может звучать фоном, сопровождать выход персонажа или комментировать его поведение и т.д. Прекрасно, если персонаж может исполнить вокальный или танцевальный номер. Замечательно, если кто-то из детей хорошо владеет игрой на каком-либо музыкальном инструменте: живая музыка, если она удачно «вписана» в контекст, помогает театрализации засветиться всеми ее гранями.

Бывает так, что работа была настолько талантливой и интересной, что ее хочется повторить, со временем она вырастает в концертный номер, который можно показать зрителям. Все это время, пока мы ее репетируем, ребята и их родители, которые также могут участвовать в работе, обсуждают содержание и дают советы, которые помогают сделать номер более совершенным. Это помогает не только отшлифовать рабочий результат, но и сближает всех участников треугольника: учитель-дети-родители. Получается действительно хорошая работа в коллективе. Все это превращает театрализацию в настоящее волшебство, которое не смогут уже забыть ни взрослые, ни дети.

Итак, чем же все-таки может помочь театрализация в развитии личности ребенка? На мой взгляд, это в первую очередь воспитание его человеческих качеств – умение работать в команде, помогать другому, конечно, это формирование его эстетического вкуса – любви и интереса к искусству (театру, музыке, хореографии, живописи) и, разумеется, развитие речи, логики, памяти, фантазии, сценической выдержки, внимательности. Применение технологии театрализации на уроках помогает не только активизировать познавательную деятельность детей, но и формирует добрые доверительные отношения между всеми участниками коллектива, а также развивает личность ребенка в целом.

Использованная литература

1. Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: «От игры до спектакля:» - СПб., 2002. – 114 с.

2. Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 1997. – 92стр.

3. Картамышева А.И. Музыкально-театральная деятельность, как средство развития художественно-исполнительских навыков у детей дошкольного возраста. – Минск: МГИ, 2008. – 67 с.

4. Копосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1994.

5. Лехина Л.Н. Аккордовые сказки для больших и маленьких. Учебно-игровое пособие. – М.: Классика-XXI, 2010. – 21 с.

6. Лехина Л. Путешествие в страну интервалов. Учебно-игровое пособие. – М.: Классика-XXI, 2015. – 20 с.

7. Первозванская Т. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей. В 2-х частях. – СПб, «Композитор», 1999. 60 с.

8. Сараева С.В. Путешествие в мир сказки на уроках сольфеджио и слушания музыки. // Учебно-методические пособия и репертуарные сборники победителей и призеров Всероссийской конференции (конкурса) преподавателей ДМШ и ДШИ. – Новосибирск, 2015. – С. 37-39.

9. Сараева С.В. Театрализация на уроках музыкально-теоретического цикла в детской школе искусств // http://io.nios.ru/articles2/95/9/teatralizaciya-na-urokah-muzykalno-teor...

10. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. – М.: Прометей, 1990. – 184 с.

11. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности школьников / Э.Г. Чурилова. – М.: ВЛАДОС. – 2004.

12. Яценко Т. Сольфеджио для самых маленьких в сказках и картинках. «Питер», 2014. – 64 с.

Количество просмотров: 5190  

Комментарии

Всегда с удовольствием читаю материалы этого талантливого педагога. Этот мастер не только творчески работает, но и передает свой опыт.Ее деятельность носит еще и вариантный характер, она приверженец всего нового, всегда старается усовершенствовать свою деятельность.Ей скучно работать по шаблону. Я надеюсь, что положительный имедж Светланы Валерьевны способствует достижению успехов ее учеников. Желаю удачи в вашей работе.

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Специфика организации учебных занятий в театральной студии для детей старшего школьного возраста
2. Театральная студия как инструмент формирования разносторонне развитой личности
3. К вопросу о возможностях театрализации как педагогической технологии
4. Театрализованная деятельность как средство развития художественно-творческих способностей детей
5. Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка на занятиях в МБУДО ЦДО «Алые паруса»
6. Роль сказки в духовно-нравственном становлении растущей личности
7. Роль детской художественной литературы и театрализованных игр в формировании личности и речевом развитии ребёнка
8. Методические рекомендации по подготовке начинающего актёра к публичному выступлению «На сцене – дети!»
9. Значение музыкально-дидактических игр на занятиях вокалом с детьми младшего школьного возраста
10. Развитие артистических навыков у дошкольников путём прочтения русских народных сказок и воплощения их персонажей на сцене
11. «Под зонтиком добра». Системно-комплексный подход в приобщении детей дошкольного возраста к художественной литературе в условиях дополнительного образования
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы