Специфика организации учебных занятий в театральной студии для детей старшего школьного возраста

 
 

Лобзина Мария Дамировна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ им. В. Дубинина г. Новосибирска

 

Специфика организации учебных занятий в театральной студии для детей старшего школьного возраста

Образцовый самодеятельный коллектив театральная студия «Сказка» Дома детского творчества им. В. Дубинина начала свою историю в далеком 1993 году как детский театр. И не случайно название коллектива – «Сказка», в репертуаре студии были авторские и народные сказки. Но студийцы подросли, и чтобы сохранить ведущий актёрский состав, появилась потребность в новых подходах к организации учебного процесса.

Старший школьный возраст, соответствующий важному возрастному этапу ранней юности, определяется возрастными рамками с 15 до 18 лет. Ведущей деятельностью в данном возрасте является учебно-профессиональная, в процессе которой формирутся мировозрение, интересы, самосознание, идеалы, ценности. В старшем школьном возрасте происходит дальнейшая социализация личности, знаменуя собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого.

Одной из центральных проблем в старшем школьном возрасте выступает выбор профессианального пути. Именно в выпускных классах школы наиболее активно развиваются профессионально значимые интересы и способности, формируется профессиональное самосознание, происходит углубленное изучение тех учебных предметов, которые выступают профилирующими при поступлении в профессиональные учебные заведения. Театр – это искусство синтетическое, и занимаясь этим творчеством, подростку легче найти «себя» и развиваться в направлении более интересным для себя, будь это история или дизайн костюмов, актерское мастерство или изобразительное творчество, музыка или техническое творчество.

Важную роль в процессе подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению принадлежит педагогу, который наблюдает за его деятельностью и может оказать помощь в определении перспектив личностной и профессиональной самреализации. В моей практике был такой случай. Мы ставили пьесу А.П.Чехова «Предложение» и подбирали реквизит к спектаклю. Исполнительница одной из ролей спектакля очень скурпулезно подошла к этому вопросу и отметила, что граненых стаканов, которые были принесены в качестве реквизита, в то время еще не было. Их изобрели гораздо позже. Я обратила внимание на это замечание девочки и уже в последующем поручала ей изучение предметов, событий, характерных особенностей эпохи, соответствующей атмосфере и событиям спектакля. В последующем эта девочка выбрала профессию историка.

В старшем школьном возрасте активно продолжается процесс познавательного развития. У старшеклассников уже не только имеется достаточный запас знаний, но отчетливо проявляется стремление и возможность их систиматизировать и упорядочивать. В данный период значительно возрастает интерес к теоретическим знаниям, желание установить общие принципы и закономерности. Существенно расширяется сфера осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Занятия театральным творчеством как раз и предполагают заниматься и изучать эти вопросы, устанавливая причинно-следственную связь поступков и эмоционального состояния героев пьесы, начиная с изучения большого круга предлагаемых обстоятельсв (эпоха), среднего круга предлагаемых обстоятельств (я и мои партнеры) и кончая малым кругом предлагаемых обстоятельств (я сам), что как раз и интересно для подростка.

В старших классах развитие познавательных итересов подростков достигает высокого уровня. Они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Одновременно с увеличением продуктивности опосредствованного запоминания в данном возрасте наблюдается замедление прироста продуктивности непосредственного запоминания. В театральном творчестве при постановке спектакля всегда превалирует опосредованное запоминание. Актер запоминает текст через психофизическое действие (зачем, почему, как, кому он это говорит).

Характерной чертой раннего юношеского возраста является психологическая готовность и фактическая способность к различным видам научения. И как было сказано выше, театр – искусство синтетическое, и это дает возможность заниматься старшекласснику и вокалом, и танцем, и изобразительным, и прикладным, и техническим творчеством, и историей, и литературой, и музыкой, и актерским мастерством, и медиакультурой, развиваться в разных направлениях при постановке спектакля.

В эти годы меняются восприятие, внимание и воображение детей. Мышление старшеклассников становится более систематическим и критичным. Меняются способы запоминания информации, стремительно развивается творческая активность юношей и девушек. Это надо учитывать при работе с ними. Их уже надо больше направлять и учить, как из большого потока информации выбрать необходимое, каким источникам можно доверять, а каким нет, хотя у учащихся старшего школьного возраста накоплен достаточно большой опыт общения со средствами массовой коммуникации, имеются свои предпочтения и интересы, все равно педагог должен давать установку на понимание, знание, хороший вкус и избирательность в восприятии информации.

Большое значение для развития старшекласника имеет выбор пьесы, над которой он вместе со сверстниками будет работать в течении года. Мы в нашей театральной студии «Сказка» предпочитаем формировать репертуар из произведений классической русской и зарубежной литературы. Это произведения А.С. Пушкина «Метель» и «Барышня-крестьянка», А.П.Чехова «Предложение», «Юбилей», «Жалобная книга», И.С. Тургенева «Ася», В. Шекспира «Двенадцатая ночь, или как пожелаете...», К. Гольдони «Слуга двух господ», Е. Шварца «Обыкновенное чудо», Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес», Б. Васильева «А зори здесь тихие...», «Завтра была война», И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», А. Дюма «Три мушкетера», А. Грина «Алые паруса» и др.

Формируя программу обучения для старшеклассников, педагог должен учитывать все их особенности и возможности. В театральной студии «Сказка» ребята старших классов занимаются по программе «Театр», которая предполагает не только постановку спектаклей, но и участие в фестивалях различного уровня (от районных до международных), поездки на гастроли, участие в мастер-классах, встречу с интересными людьми театра и т.д. Это делает жизнь ребят насыщенной, интересной и помогает старшеклассникам в своем личностном и профессиональном самоопределении.

Литература.

1. Баранов О.А., Пензин С.Н. Фильм о воспитательной работе с учащейся молодежью: Учебное пособие. Тверь: Твер.гос. ун-т, 2005.

2. Чернышева И.В., Туков В.А., Юновидов Г.Ю. Психолого-педагогические особенности организации внеучебной работы с учащимися старшего школьного возраста. Учебное пособие. – Таганрогский институт А.П.Чехова. 2018.

Количество просмотров: 6200  

Добавить комментарий

Target Image
1. Специфика организации учебных занятий в театральной студии для детей старшего школьного возраста
2. Театральная студия как инструмент формирования разносторонне развитой личности
3. К вопросу о возможностях театрализации как педагогической технологии
4. Театрализованная деятельность как средство развития художественно-творческих способностей детей
5. Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка на занятиях в МБУДО ЦДО «Алые паруса»
6. Роль сказки в духовно-нравственном становлении растущей личности
7. Роль детской художественной литературы и театрализованных игр в формировании личности и речевом развитии ребёнка
8. Методические рекомендации по подготовке начинающего актёра к публичному выступлению «На сцене – дети!»
9. Значение музыкально-дидактических игр на занятиях вокалом с детьми младшего школьного возраста
10. Развитие артистических навыков у дошкольников путём прочтения русских народных сказок и воплощения их персонажей на сцене
11. «Под зонтиком добра». Системно-комплексный подход в приобщении детей дошкольного возраста к художественной литературе в условиях дополнительного образования
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы