Роль детской художественной литературы и театрализованных игр в формировании личности и речевом развитии ребёнка

 
 

Тимофеева Елена Геннадьевна,

педагог дополнительного образования
МБУДО ДДТ «Кировский» г. Новосибирска

 

Роль детской художественной литературы и театрализованных игр в формировании личности и речевом развитии ребёнка

В наше время быстроразвивающихся информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети порой умеют пользоваться сложной, современной техникой, а связно изложить свои мысли не могут. Стоит отметить, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих различные речевые нарушения. Родители с детьми стали реже посещать библиотеки, читать книги, рассматривать иллюстрации и рассуждать о прочитанном.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости!

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой, им трудно выразить свои мысли и чувства словами.

Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи. Задачи по развитию речи детей дошкольного возраста я решаю на специально организованных занятиях, особый акцент делая на использовании художественной литературы и средства театрализованной деятельности.

Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка велика. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Функции детской литературы.

Назначение детской литературы – быть художественным и познавательным чтением для ребенка.

1. Детская литература, как и литература вообще, принадлежит к области искусства слова. Этим определяется ее эстетическая функция. Она связана с особого рода эмоциями, которые возникают при чтении литературных произведений. Читатель испытывает наслаждение от игры фантазии, которая уводит его в мир вымышленных героев и воображаемых обстоятельств. Ему доставляют удовольствие яркость и выразительность художественной речи, особая организация повествования. Дети способны испытывать эстетическое удовольствие от прочитанного в не меньшей степени, чем взрослые.

2. Гносеологическая (познавательная) функция литературы заключается в том, чтобы познакомить читателя с миром людей и явлений. Даже в тех случаях, когда писатель уводит ребенка в мир невозможного, он говорит о закономерностях человеческой жизни, о людях и их характерах. Это осуществляется через художественные образы, которые обладают высокой степенью обобщения.

3. Нравственная (воспитательная) функция присуща всякой литературе: ведь литература постигает и освещает мир в соответствии с определенными ценностями. Речь идет как об универсальных и всеобщих ценностях, так и о локальных, связанных с конкретным временем и конкретной культурой. Литература всегда ориентируется на них.

Функции детской литературы определяют ее важную роль в обществе – развивать и воспитывать детей средствами художественного слова. В процессе знакомства и работы с художественными произведениями у детей:

– обогащается словарный запас, формируется грамматический строй речи. Малыш учится не только думать правильно, но и четко формулировать и выражать свои мысли;

– данная деятельность содействует развитию письма;

– развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Книга является источником знаний для ребёнка;

– кроха развивается эмоционально и учится сопереживать, представляет образ того или иного героя, наделяет его описанными качествами и переживает все события истории;

– формируются и развиваются морально-нравственные качества ребёнка.

Аспекты развития ребенка, задействованные в процессе совместного чтения:

Удовлетворение потребности в безопасности

Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.

Чувство ценности и значимости своего «Я» и своих интересов

Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди – родители).

Формирование ценностей

Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.

Отреагирование значимых переживаний

Книга – это и средство отреагирования (разрядки) переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-то сюжет (или книгу целиком), если это созвучно его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности.

Обучение новым или необходимым моделям поведения

Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.

Знакомство детей с художественной литературой я провожу на занятиях по развитию речи. Такие занятия необходимы детям, ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и прочее. Другими словами, речь – это многообразная деятельность. Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность является одним из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учись играя.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии. Театрализованные игры позволяют решать многие задачи в развитии и образовании детей дошкольного возраста. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроением героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения, также, данный вид деятельности является средством самовыражения и саморегуляции ребёнка. Велико значение театрализованных игр и в развитии нравственных качеств личности ребёнка. Роль помогает малышу узнать о добре и зле, о плохих и хороших поступках, научиться гибкости поведения, способности адекватно реагировать на различные жизненные ситуации. С помощью игр-драматизаций ребёнок может отреагировать и преодолеть негативные переживания, различные страхи, тревожность, агрессию. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития ребёнка. В процессе работы над ролью формируются просодические характеристики речи: темп, ритм, сила голоса, эмоциональная выразительность речи. Активизируется и расширяется словарный запас, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, формируется умение грамматически правильно строить фразу. Увиденное и пережитое в театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказать о спектакле своим друзьям и родителям. Всё это, несомненно, способствует развитию связной речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывается умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, при этом, грамматически правильно оформлять свою речь. Это так же способствует овладению монологической речью и имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.

При подготовке к театрализованной игре, умело поставленные воспитателем вопросы, побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и, тесно связанного с ним, совершенствования речи.

Джани Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку. Таким образом, следуя утверждению Джани Родари, свои занятия по развитию речи я стараюсь сделать эмоционально насыщенными, игровыми. Для этого я активно использую речевые игры, логоритмические упражнения, соревновательные моменты, средства театрализации. В основе моей работы лежит авторская программа по развитию речи «Мысли и говори красиво», в которой особое место уделено разделу по развитию речи.

Цель данного раздела программы – создание условий для развития речи детей через знакомство с художественной литературой и творческую активность в театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Развивать связную речь (формировать и развивать просодику, расширять и активизировать словарь, учить грамматически правильно строить фразу, развивать диалогическую и монологическую речь).

2. Развивать мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы).

3. Развивать морально-нравственные представления ребёнка, гибкость поведения, способность адекватно реагировать на различные жизненные ситуации.

4. Знакомить детей с произведениями художественной литературы, вызвать эмоциональный отклик, развивать чувство прекрасного.

Данные задачи я реализую на занятиях, которые проходят один раз в неделю. Эти занятия являются базой для закрепления пройденного материала на занятиях по развитию речи, которые проходят два раза в неделю и на которых решаются основные образовательные задачи. Например, отработав на основных занятиях по развитию речи с детьми тему «Осень», на занятии «В гостях у сказки» мы знакомимся с произведением Сутеева «Мешок яблок», беседуем по теме (разбираем характеры героев, их поступки, говорим об эмоциях, чувствах главных персонажей) и обыгрываем данную историю или её отрывок. Также, в качестве примера представляю конспекты некоторых своих занятий.

Занятие 1: Радость

1. Приветствие.

Назвать соседа по имени, сказать, что рад его видеть.

2. Знакомство с эмоцией «Радость».

Рассказать сказку «Снегурушка и лиса».

– Ребята, как вы думаете, что переживали бабушка и дедушка, когда лиса привезла Снегурушку домой? (радость)

Показываю пиктограмму «Радость». Обсуждаем, как выражается «Радость»! мимически, пантомимически, с помощью голоса.

3. Инсценировка отрывка из сказки «Снегурушка и лиса» (Момент радостной встречи). Этюды «Радость».

4. Дидактическая игра «Продолжи предложение».

«Я радуюсь, когда….»

5. Игра «День рождения».

Выбирается именинник. Гостям предлагается придумать поздравления и подготовить подарок. Вручить подарок нужно с помощью жестов и мимики. Один из участников передаёт воображаемый подарок-образ имениннику, а все остальные должны угадать, что ему подарено.

6. Релаксация «Ручеёк радости».

Дети садятся на пол, по кругу, берутся за руки, расслабляются. Ведущий предлагает им мысленно представить, что внутри у каждого ребёнка поселился добрый, весёлый ручеёк. Водичка в ручейке чистая, прозрачная, тёплая. Ручеёк этот совсем маленький и озорной. Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, тёплая водичка, через ваши ручки переливается друг к другу по кругу. Дети мысленно передают друг другу радость (музыкальное сопровождение «Ручеёк»).

1,2-потянулись,

3,4-улыбнулись,

5,6-все встряхнулись,

7,8-повернулись.

Приобнимимся руками, будем верными друзьями.

Занятие 2: Мешок яблок

1. Приветствие «Подари улыбку». Участники занятия дарят друг другу по кругу самую добрую, искреннею, жизнерадостную улыбку.

2. Знакомство со сказкой Сутеева «Мешок яблок».

3. Беседа по сказке (обсуждаем характер, поступки героев, ищем моменты переживания радости героями сказки).

– Кто главный герой сказки? Что можно сказать о его характере? Какие поступки его характеризуют?

– Назовите отрицательных героев этой сказки. Какие поступки характеризуют этих героев.

– Что бы вы ответили на вопрос вороны «Как могло из пустого мешка столько добра появиться?»

– Назовите отрывки из сказки, где герои переживают радость.

4. Инсценируем отрывок из сказки, где герои переживают «Радость» (Заяц, после неудачных поисков пропитания находит яблоню с яблоками, радость зайчат после возвращения Зайца домой).

5. Игра-драматизация «Мешок яблок».

6. Традиционное прощание.

Количество просмотров: 7570  

Добавить комментарий

Target Image
1. Специфика организации учебных занятий в театральной студии для детей старшего школьного возраста
2. Театральная студия как инструмент формирования разносторонне развитой личности
3. К вопросу о возможностях театрализации как педагогической технологии
4. Театрализованная деятельность как средство развития художественно-творческих способностей детей
5. Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка на занятиях в МБУДО ЦДО «Алые паруса»
6. Роль сказки в духовно-нравственном становлении растущей личности
7. Роль детской художественной литературы и театрализованных игр в формировании личности и речевом развитии ребёнка
8. Методические рекомендации по подготовке начинающего актёра к публичному выступлению «На сцене – дети!»
9. Значение музыкально-дидактических игр на занятиях вокалом с детьми младшего школьного возраста
10. Развитие артистических навыков у дошкольников путём прочтения русских народных сказок и воплощения их персонажей на сцене
11. «Под зонтиком добра». Системно-комплексный подход в приобщении детей дошкольного возраста к художественной литературе в условиях дополнительного образования
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы