Устюжанина Ольга Петровна,

преподаватель высшей квалификационной категории

ГАПОУ НСО Новосибирский педагогический колледж № 1

имени А. С. Макаренко

 
Духовно-нравственное воспитание будущих специалистов на уроках по дисциплине «Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству» и во внеурочной деятельности

Основным содержанием духовно-нравственного воспитания являются базовые национальные ценности. Эти ценности хранятся в культурных и семейных традициях. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям цивилизованного мира. Каковы же традиционные источники духовно-нравственного воспитания? Это страна, в которой живёшь, многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа и, конечно, искусство.

Что такое духовность и нравственность?  Духовность – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию его внутреннего мира, способность гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Духовность – это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, это способность к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте.

По мнению русских философов (И. А. Ильина, В.С. Соловьева, Г. П. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы и правила поведения, определяемые этими качествами (словарь русского языка С. И. Ожегов).

Особую роль в духовно-нравственном воспитании играет искусство, в частности изобразительное искусство. Каким образом уроки по дисциплине «Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству» помогают формировать духовно-нравственные качества будущих педагогов? Вводя в учебный процесс уроки на темы «История жанра «Натюрморт», «Пейзаж», «Портрет», «Природа и человек в искусстве», «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» и др., стараюсь показать, насколько важно для студентов пересмотреть свои взгляды по отношению к окружающему предметному и природному миру, к человеку.

При знакомстве с историей жанра «Натюрморт», «Пейзаж», «Портрет» планируются различные формы уроков: анализ понятия, дискуссия на тему, обсуждение цитат, беседа на тему, экскурсия, упражнения по проведению виртуальной беседы и др.

Организация урока в форме «обмена цитатами» позволяет организовать групповую работу, взаимное общение студентов и самостоятельный поиск информации, а также представлять результаты работы в разнообразных формах, делает процесс обучения личностно значимым и интересным. Например, можно использовать на уроке цитаты художника пейзажиста Ф. А. Васильева и Б. М. Неменского. Особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий осмысления текстов различных стилей, осознанное построение речевых высказываний. Можно отметить проявление у студентов таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к собеседнику в процессе работы на уроке, умения анализа и контроля собственного поведения в разных ситуациях.

Планируя экскурсии в картинную галерею и краеведческий музей на тематические выставки, посвященные жанрам «Натюрморт», «Пейзаж», «Портрет» и «Декоративно-прикладное искусство», студентам предлагается, рассматривая произведения, определить роль выразительных средств, используемых художником для передачи основного содержания произведения (философского, исторического, духовно-нравственного), изобразительный материал, его ценность в данном произведении, построение композиции произведения-носителя всей смысловой основы.

После посещения выставки предлагается написать эссе и проводится мини-дискуссия, которые предполагают не механическое воспроизведение знаний учебного материала, а выражение личностного отношения к произведению искусства. Рассматривание произведений подлинного искусства вызывает в душе студента определенные чувства, эмоции, формирует свою точку зрения в процессе обмена впечатлениями о художественных произведениях, а также желание становиться лучше, стремление к самовыражению через творчество и искусство.

В процессе работы со студентами педагогического колледжа по формированию их профессиональных качеств важно донести значимость духовно-нравственных ценностей, убедить обучающихся в необходимости работы над собой в этом направлении, показать, что это сказывается и на их авторитете в глазах детей и при общении со взрослыми людьми. В своей будущей профессиональной деятельности студент научит детей, рассматривая произведения искусства, проявлять эмоции, чувства доброты, сопереживать. Поэтому для педагогических профессиональных учреждений вопрос духовно-нравственного воспитания имеет, как минимум, двойное значение: не только повлиять на ценностные ориентиры студента, но и заложить этот потенциал как необходимую профессиональную компетенцию.

Продолжить данную работу возможно и в социокультурных направлениях, используются такие формы, как: проведение тематических классных часов «Встречи с интересными людьми», «Вежливость – это приобретенное качество личности человека или …», «Поступки твои и других», «Умеем ли мы слушать?», «Новосибирск – город старых и новых улиц» и др., где основополагающим является выработка умения понимать, какие ценности материальной и духовной культуры являются предметом национальной гордости, где возможно развитие таких качеств, как самостоятельность, доказательность, способность к самооценке, любознательность, желания развивать кругозор и воспитание бережного отношения к окружающему.

Как говорят, воспитать счастливого человека может только счастливый, также и воспитать духовную, нравственную личность может только духовно-нравственный человек. Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Процесс духовно-нравственного воспитания длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Творческие работы студентов