Театрализация на уроках музыкально-теоретического цикла в детской школе искусств

 
 

Сараева Светлана Валерьевна,

кандидат искусствоведения,

преподаватель высшей квалификационной категории

МБУДО Детская школа искусств № 11 г. Новосибирска

 

Театрализация на уроках музыкально-теоретического цикла в детской школе искусств

Занятия по сольфеджио на начальном этапе обучения (в подготовительном и первом классах) формируются прежде всего с опорой на особенности психологического восприятия материала детьми 6-7 летнего возраста. С одной стороны, ребята готовы к освоению начальных музыкально-теоретических понятий, с другой, основной формой познания в этом возрасте остается игровая деятельность.

Одной из наиболее интересных и приемлемых форм подачи материала является всем известная и любимая сказка. Сказки необходимы детям дошкольного и младшего школьного возраста. Слушая волшебные истории дети ярче воспринимают учебный материал. Он лучше запоминается, полнее усваивается ими и становится действительно близким и увлекательным. Именно в мире сказки дети чувствуют себя свободно, раскрепощенно и наиболее активно впитывают предложенную преподавателем информацию. Сложные теоретические понятия в сказке становятся для них родными, понятными и простыми. Неслучайно учебные пособия по сольфеджио и слушанию музыки, написанные в форме сказок вызывают интерес и преподавателей, и родителей, и детей. Широко известны «Аккордовые и интервальные сказки» Л. Лехиной [5, 6], «Загадки госпожи Мелодии» Н. Царевой [9], «Учебник-сказка для маленьких музыкантов и их родителей» Т. Первозванской [7], «Сольфеджио для самых маленьких в сказках и картинках» Т. Яценко [12] и другие.

Для лучшего усвоения материала, на наш взгляд, дети должны не только услышать сказку, но и попробовать сыграть ее в несложных театрализациях. Театральная деятельность во всех ее аспектах не только помогает эффективно усвоить и запомнить новые учебные понятия, совершенствует художественно-творческий потенциал ребенка, но и в значительной степени способствует социальной адаптации учащихся, прежде всего непосредственно в группе подготовительного класса. «Театрализация позволяет ребенку любого возраста открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощенность, позволяет избавить детей от ненужной стеснительности и комплексов» [3, с. 2]. По мнению ряда авторов [2, 3, 4, 8, 10] театрализации способствуют:

– развитию воображения, памяти;

– снятию скованности ребенка, как в речевом, так и в двигательном планах;

– формированию навыков выразительной речи;

– наращиванию актерских способностей учащихся;

– воспитанию неординарной креативной личности;

– вырабатыванию коммуникативных связей внутри детского коллектива.

В этом плане, по нашему мнению, театрализация является одним из весьма эффективных способов в обучении детей на начальном этапе. Театрализованные игры можно применять при изучении самых различных тем, понятий – все это зависит от фантазии преподавателя и воспринимается детьми с огромной радостью и энтузиазмом.

Очутиться в волшебной музыкальной стране в роли нотки, интервала, трезвучия или мелодии – это событие станет для ребенка не только увлекательным, но и поистине незабываемым. И уж если ребенок сыграет в такой сказке королеву Мелодию или принца-минора, то он надолго запомнит это понятие. Таким образом, если дети не только пассивно знакомятся с учебным материалом, но и в полной мере «проживают» его, то это способствует активизации познавательной деятельности ребенка и как итог – оптимизации усвоения и запоминания учебного материала учащимися.

Конечно, театрализованные уроки лишь «расцвечивают» учебный процесс для юных музыкантов и не отменяют традиционные методы обучения, но они в значительной мере позволяют осуществлять нашу главную задачу: пробуждать творческую активность ребенка, формируя его отношение к музыке – как к миру Прекрасного, готовить его к активно-позитивному восприятию учебного процесса и жизни в целом.

Каждый преподаватель может представить учебный материал в такой форме, которая кажется ему наиболее оптимальной. В методической копилке многих преподавателей музыкальной теории есть свои индивидуальные находки в области урока-сказки. Мы в качестве примера предлагаем следующие методические разработки по слушанию музыки и сольфеджио.

Сказка с элементами театрализации на уроках слушания музыки

Отдельные темы предмета «Слушание музыки» можно представить в виде уроков-сказок. Благодатными, на наш взгляд, в этом плане являются: «Музыкальные жанры», «Средства музыкальной выразительности», «Музыкальные инструменты» и другие (на усмотрение преподавателя). Сказка по слушанию музыки «Феи – средства музыкальной выразительности» (автор – Сараева С.В.) посвящена знакомству учащихся 1 класса с выразительными средствами в музыке.

Задачи:

1. Познакомить учащихся со средствами музыкальной выразительности.

2. Выявить особенности каждого из них.

3. Раскрыть влияние средств выразительности на создание музыкального образа.

4. Научить анализировать на слух музыкальные отрывки и выявлять в них доминирующие средства музыкальной выразительности.

5. Развить умение сопоставлять музыкальные и художественные образы.

6. Формировать навык конструирования музыкального образа через заданные преподавателем средства музыкальной выразительности.

7. Представлять свои новые образно-слуховые ощущения в творчестве.

Методы и приемы, используемые в ходе изучения темы:

– объяснительно-иллюстративный метод (сказка);

– частично-поисковый метод;

– информационно-компьютерные технологии (презентация «Феи – средства музыкальной выразительности», автор – Сараева С.В.);

– метод сравнения;

– метод слухового анализа.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, фортепиано, музыкальные записи (1. Н. А. Римский-Корсаков. Третья песня Леля (опера «Снегурочка»); 2. С.В. Рахманинов. Вокализ; 3. И.С. Бах. Прелюдия C-dur. ХТК, 1 т.; 4. С.С. Прокофьев. «Тревога» («Египетские ночи»); 5. Н.А. Римского-Корсаков «Полет шмеля»; 6. Э. Григ «В пещере горного короля» («Пер Гюнт»); 7. К. Сен-Санс «Слон» («Карнавал животных»); 8. М.П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» («Картинки с выставки»); 9. Г.В. Свиридов «Весна и осень» (муз. ил. «Метель»); 10. Н.А. Римский-Корсаков «Шествие чуд морских» (опера «Садко»).

В начале изучения темы преподаватель спрашивает учащихся, зачем они поступили в школу искусств? Дети отвечают: научиться играть на музыкальных инструментах, понимать музыку! Преподаватель говорит, что для этого, нужно научиться понимать, из чего складывается музыка. Чтобы узнать о том, кто помогает композитору в создании музыкального образа, педагог предлагает детям совершить путешествие в сказочный мир. Далее звучит сказка, которая представляет детям выразительные средства, при помощи которых композитор создаёт музыкальный образ (динамика, мелодия, ритм, темп, фактура, гармония, штрихи и т.д.). Все средства выразительности в сказке становятся феями – дочерями Королевы музыки. Они появляются друг за другом, услышав прелестную мелодию пастушка, рассказывают о себе, а затем начинают спорить, кто из них важнее и главнее. В заключение появляется Королева музыки, которая их мирит, говоря о том, что все феи - средства выразительности по-своему важны и каждая из них имеет значение для создания музыкального образа. Урок-сказка сопровождается показом презентации и музыкальными примерами. Рассказывая сказку о феях, помогающих композитору создавать музыкальный образ, преподаватель дает детям проблемные задания по теме.

После изучения объемной темы «Средства музыкальной выразительности» для проверки усвоения учебного материала преподаватель предлагает учащимся поиграть в игру «Музыкальные ассоциации» - соединить средство музыкальной выразительности с близким ему словом или словосочетанием.

Мелодия                            Аккорды

Гармония                          Приемы звукоизвлечения

Ритм                                  Скорость звучания музыки

Темп                                  Окраска звука

Динамика                         Часть звукоряда

Тембр                                Музыкальная мысль, пропетая в одном голосе

Регистр                             Музыкальная ткань

Лад                                    Громкость исполнения музыки

Штрихи                            Музыкальная семья ступеней (мажор, минор)

Фактура                            Длительности звуков

(Ответы: Мелодия – музыкальная мысль, пропетая в одном голосе, гармония – аккорды, ритм – длительности звуков, темп – скорость звучания музыки, динамика – громкость звучания музыки, тембр – окраска звука, регистр – часть звукоряда, лад – музыкальная семья из устойчивых и неустойчивых ступеней (мажор, минор), штрихи – способы звукоизвлечения, фактура – музыкальная ткань).

Еще одним заданием может стать анализ музыкального фрагмента с целью определения доминирующих в нем средств музыкальной выразительности.

Также увлекательными для детей являются задания, в которых они моделируют названия пьес в соответствие с предложенными средствами музыкальной выразительности и соотнесение их с фотографиями или картинами, данными преподавателем.

В качестве домашнего задания преподаватель может предложить детям нарисовать одну из фей – средств музыкальной выразительности.

Контрольное занятие по данной теме предлагается провести в виде театрализации, где каждый из детей может представить себя в качестве выразительного средства в музыке и загадать остальным загадку о себе (помочь учащимся в этом случае могут карточки, заранее приготовленные преподавателем). Например, ребенок берет карточку и читает ее остальным, либо придумывает загадку сам:

Я – музыкальная мысль, которую поет один голос (ответ: мелодия).

Я руковожу аккордами в музыке (ответ: гармония).

Я – король музыкального времени и управляю длительностями (ответ: ритм).

Я отвечаю за скорость, с которой исполняется музыкальное произведение (ответ: темп).

Я – часть музыкального звукоряда (ответ: регистр).

Я – окраска музыкального звука (ответ: тембр).

Я – королева громкости в музыке. Я делаю музыку громкой или тихой (ответ: динамика).

Я повелеваю музыкальным настроением в музыке. Могу сделать музыку – грустной или веселой (ответ: лад).

Я создаю музыкальную ткань. Могу выткать одноголосную, а могу – многоголосную, многослойную (ответ: фактура).

Я отвечаю за способ звукоизвлечения в музыке. Благодаря мне музыка может стать отрывистой, а может – плавной (ответ: штрихи).

Кроме того, каждый из ребят в пантомиме может загадать остальным загадку. Так, например, ребенка, представляющего Мелодию, преподаватель может попросить изобразить пантомимой какой-либо из типов мелодии (восходящий, нисходящий, скачкообразный или волнообразный), а остальные должны угадать, какой тип мелодии им представили. Ребенок, представляющий Ритм, может прохлопать ритмический рисунок, который должны повторить остальные. Лад – изобразить мажорное или минорное настроение на лице. Темп – быстрое, медленное или умеренное движение. Штрихи – отрывистое или плавное движение. Регистр – высокий, средний или низкий регистры, Динамика – загадать детям динамический оттенок с помощью детских шумовых инструментов и т.д.

Еще одним интересным направлением может стать прослушивание музыкального фрагмента, выделение детьми в нем главных средств выразительности и выхода тех персонажей, которые их представляют.

Предложенную сказку (в упрощенном варианте) также можно поставить целиком в концерте для родителей силами учащихся. В этом случае придать блеска и праздничности мероприятию могут красивые костюмы персонажей. А присутствие родителей на концерте способствует не только активизации их интереса к жизни ребенка в школе искусств, но и к миру музыки в целом.

Сказка с элементами театрализации на уроках сольфеджио

Для детей 6-7 лет многие понятия, которые им нужно начинать усваивать на сольфеджио, также лучше представлять в сказочной форме и затем предлагать ребятам попробовать сыграть эту сказку или ее элементы в театрализации. В качестве примера мы предлагаем сказку «Интервальный теремок», которая дважды (в 2014 и 2015 гг.) была поставлена учащимися подготовительной группы Детской школы искусств № 11 (преп. – Сараева С.В.).

Цель проекта: активизация усвоения новых теоретических понятий по сольфеджио (Тема «Музыкальные интервалы») посредством творческой деятельности учащихся (театрализация).

Задачи:

1. Знакомство и усвоение теоретического понятия (в данном случае с «интервала») с помощью яркого сказочного образа.

2. Закрепление его количественной характеристики (количество ступеней).

3. Воспитание навыков интонирования интервала, на интонации которого построена песенка соответствующего персонажа.

4. Запоминание «интервальной дорожки» (интервалы по мере возрастания).

5. Формирование двигательно-речевых способностей, отвечающим за создание актерского образа.

6. Развитие чувства ритма и координации движений в процессе актерской игры.

7. Вырабатывание навыков работы в коллективе.

8. Создание общего представления о мире музыкального театра, специфики его культуры.

9. Повышение интереса детей к изучаемому предмету.

Оборудование: костюмы персонажей, декорации (теремок), инструмент (фортепиано).

Методы и приемы обучения:

– эвристическая беседа;

– слуховой анализ;

– театрализация.

Освоение музыкальных интервалов в подготовительном классе начинается с знакомства с каждым из них. О каждом интервале мы с детьми придумываем свою историю и даем ему яркую образную характеристику, закрепляющую его основные параметры (количественную – количество ступеней и качественную – количество тонов). Например, прима – настойчивая, секунда – колючая, острая, терция – мягкая, ласковая, кварта – призывная, волевая, квинта – спокойная, задумчивая, секста – распевная, красивая, септима – широкая, резкая, октава – широкая, всеохватная. В течение одного урока мы знакомимся с двумя интервалами, чтобы дети могли затем поиграть в «детективов» и уметь распознавать каждый из интервалов (метод слухового анализа). Затем в течение следующих уроков мы постепенно вводим все интервалы при условии, что хорошо, стабильно усвоен предыдущий материал.

Для того чтобы теоретические понятия воспринимались детьми как можно активнее, были буквально пережиты ими, предлагается создать игровую ситуацию – театрализацию, где каждый интервал станет сказочным персонажем. Для темы «Музыкальные интервалы» мы взяли русскую народную сказку «Теремок» и предложили ребятам на основе пройденного материала сопоставить ее персонажей с интервалами. Таким образом, в результате совместного обсуждения (метод эвристической беседы) мы с ребятами решили, что интервал прима – первый и самый небольшой по объему – соответствует мышке, секунда – колючий диссонанс – ёжику, терция – консонанс, мягкий и небольшой по объёму – зайчику, кварта – повелительная, призывная – петуху, квинта – пустая, спокойная и водянистая – лягушке, секста – большая по объему, ласковая и распевная – лисе, септима – широкий диссонанс, резкий  – волку, октава – самая большая, высокая – медведю. Для каждого персонажа была сочинена песня практически целиком на интонации того интервала, который они представляют. Результат нашего совместного творчества был представлен на открытом уроке для преподавателей и концерте для родителей.

Заключение

Резюмируя все вышесказанное, хочется подчеркнуть, что сказка с элементами театрализации на уроках слушания музыки и сольфеджио помогает детям не только более активно и органично воспринимать учебный материал, не только повысить заинтересованность в новых достаточно сложных предметах, но и обогатить свое мировосприятие, мироощущение в целом, почувствовать радость от сотворчества. Учебные понятия, оживающие на уроках и концертах в сказках, воплощаемые в театральном творчестве детей вызывают у них наиболее яркий эмоциональный отклик, который становится мощнейшим импульсом не только к учебно-познавательной деятельности, но и к общению с миром искусства в целом.

Использованная литература

1. Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: «От игры до спектакля:» - СПб., 2002. – 114 с.

2. Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 1997. – 92стр.

3. Картамышева А.И. Музыкально-театральная деятельность, как средство развития художественно-исполнительских навыков у детей дошкольного возраста. – Минск: МГИ, 2008. – 67 с.

4. Копосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1994.

5. Лехина Л.Н. Аккордовые сказки для больших и маленьких. Учебно-игровое пособие. — М.: Классика-XXI, 2010. — 21 с.

6. Лехина Л. Путешествие в страну интервалов. Учебно-игровое пособие. — М.: Классика-XXI, 2015. — 20 с.

7. Первозванская Т. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей. В 2-х частях. – СПб, «Композитор», 1999. 60 с.

8. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. – М.: Прометей, 1990. – 184с.

9. Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. 1 класс. М.: Росмэн, 2002. – 80 с.

10. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности школьников / Э.Г. Чурилова. – М.: ВЛАДОС. – 2004.

11. Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка её формы и жанры: первый год обучения. Учебное пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 186 с.: ил.

12. Яценко Т. Сольфеджио для самых маленьких в сказках и картинках. «Питер», 2014. 64 с.

Количество просмотров: 7104  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы