Формирование у младших школьников бережного отношения к своему здоровью на занятиях по вязанию

 
 

Афанасьевская Надежда Геннадьевна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МБУДО ДТ «Октябрьский» г. Новосибирска

 

Формирование у младших школьников бережного отношения к своему здоровью на занятиях по вязанию

Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Общеизвестно, что состояние здоровья школьников влияет на способность ребенка качественно усваивать учебный материал, проявлять интерес к учебному процессу в целом. Сохранность здоровья ребенка в современных условиях значительно зависит от условий и среды, в которых находятся дети. В жизни школьников учитель занимает одно из главных мест, для них он олицетворяет все важное и новое, в том числе является примером в вопросах здоровьесбережения.

Одним из направлений в сохранении здоровья детей на занятиях по декоративно-прикладному творчеству является организация во время занятий с младшими школьниками динамических пауз.

В связи с этим на своих занятиях по вязанию особое внимание уделяю проведению физкультминуток, которые провожу на различных этапах занятия, в зависимости от степени усталости детей. В течение одной-двух минут включаю их в начале занятия, до или после объяснения нового материала, перед практической работой, а также во время практической деятельности, либо через 15 минут интенсивной работы.

Систематически провожу с детьми не только физкультминутки, но и дыхательную гимнастику, гимнастику для пальцев и глаз. Их цель – предупреждение утомления, восстановление работоспособности, профилактика нарушения осанки и зрения у детей.

Для проведения физкультминуток использую несложные стихотворные тексты народных прибауток, короткие рифмованные двух и четверостишия, которые по содержанию стихотворной строки соотносятся с движениями головы, рук, ног и туловища, что позволяет проводить минутки отдыха более оживленно и эффективно.

Наипростейшими упражнениями являются движения в сопровождении считалок и поговорок, знакомых каждому еще с детства, в которых текст построчно сопровождается определенными жестами, комментирующими их смысл. Читаем текст и вместе с ребятами выполняем движения. Текст произносим неторопливо и отчетливо, в ритм стихам, выполняя указанную жестикуляцию. Кроме развития общей моторики, умения управлять своим мышечным аппаратом, правильно распределять мускульную энергию по всему телу упражнения, выполняемые с проговариванием текста, способствуют развитию чувства темпа и ритма в движении, совершенствованию речевого дыхания, развитию фонематического восприятия, слухоречевого ритма.

Наряду с упражнениями на развитие общей моторики в комплекс физкультминутки включаю специальные задания на развитие мелкой моторики рук. Такие упражнения делать несложно, обычно они не приносят утомления, а, наоборот, вызывают радость и выполняются с удовольствием. Упражнения, направленные на тренировку мелкой моторики рук, служат своеобразным подспорьем для релаксации – расслабления пальцев после интенсивной трудовой работы, которые можно делать во время занятия, даже не вставая с рабочих мест. В доступной беседе объясняю учащимся о значении массажа и самомассажа в сохранении и укреплении здоровья. Дети на занятиях обучаются и применяют такие приёмы самомассажа, как поглаживание, растирание, разминание.

Особое внимание на занятиях по вязанию уделяю сохранению зрения учащихся, для этого включаю гимнастику для глаз, которая способствует корректировке зрения, снятию усталости и напряжения, дает полноценный отдых глазам, так как при вязании дети большую часть учебного времени работают с крючком и спицами на близких от глаз расстояниях.

Все упражнения, выполняемые при проведении физкультминуток, несут разгрузочную функцию, тренируют гибкость и выносливость школьников. Проведение гимнастики для кистей рук не только служит активным отдыхом для утомленных пальцев, но и увеличивает их подвижную силу, а тренировочные упражнения для глаз помогают сохранить остроту зрения. Разъясняю детям о необходимости выполнять эти упражнения не только во время занятий, но и в повседневной жизни. Выступая на родительских собраниях, в индивидуальных беседах с родителями обращаю их внимание на необходимость совместно делать шаги по воспитанию у детей правильного отношения к собственному здоровью.

Практика показала, что использование оздоровительных упражнений на занятиях по вязанию позволяет снизить утомляемость у детей, повысить эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь способствует укреплению здоровья учащихся, формированию основ культуры здорового образа жизни.

Количество просмотров: 5949  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы