Урок как коммуникативное событие

 
 

Кузменкина Людмила Анатольевна,

редактор МКУДПО ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

 

Урок как коммуникативное событие

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами предъявляются новые требования и к школьному образованию в целом, и к уроку в частности. Значит актуален вопрос: Что такое современный урок? Каким он должен быть: понятным, веселым, познавательным, интересным?

Современные школьники видят урок таким: педагог выслушивает любое мнение учеников, каждый чувствует себя уверенно, не испытывая стрессов, на уроке решаются задачи, которые готовят к взрослой жизни.

А что думают по этому поводу педагоги? Какие цели и задачи ставят при подготовке к уроку и во время его проведения?

Нашими собеседниками сегодня являются Татьяна Владимировна Колмакова и Маргарита Федоровна Фищукова, учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ «Лицей № 9» города Новосибирска.

«Современный урок вбирает в себя все самое лучшее из традиционного урока»

– Что такое современный урок и в чем его отличие от традиционного? Когда говорят о проектировании урока, что имеют в виду?

– М.Ф.: Современный урок – это, как и всегда, хороший урок, на котором интересно всем: и ученикам, и учителю. Учителю интересны ученики, ученику интересен учитель. А если интересен учитель, то, как правило, интересно то, с чем он пришел на урок.

Чем современный урок отличается от традиционного? Пожалуй, на современном уроке акцент сделан в сторону коммуникации, которая становится не приемом, не формой урока, а его содержанием. Это происходит тогда, когда учитель понимает необходимость учить общению с другим или другими. Сам учебный предмет понимается учителем как диалогический, когда на уроке существует несколько различных точек зрения.

Из этого вытекает следующая особенность современного урока: на современном уроке нужно учить полезному, а мы, учителя, как правило, учим главному. К пониманию этого прийти непросто.

Современный урок – это полезный во всех смыслах урок: по содержанию, общению, результату…

Полагаю, что когда говорят о проектировании урока, то имеют в виду процесс обдумывания, планирования, отбора содержания учебного материала, способы его развертывания с учетом того, что в итоге должен быть результат или продукт урока, как сейчас говорят.

– Т.В.: Современный и традиционный уроки – термины, условно обозначающие урок привычный и ожидаемый, устаревший и новый, обычный и оригинальный, скучный и интересный, может быть, плохой и хороший, т.е. в сегодняшнем контексте воспринимаются как оппозиционные понятия.

Но традиционный от слова традиция (от лат. tradition – передача) – то, что наработано, апробировано, испытано, дало определенный результат. Традиционный – классический, образцовый, служащий основанием для последующего развития. Урок – форма обучения. В зависимости от целей и задач обучения, содержания материала учитель выбирает, варьирует методы, приемы, способы организации учебного процесса, взаимодействия в учебном коллективе, присущие как традиционному, так и современному уроку. Урок – образ и процесс, уникальный, создаваемый и творимый каждый раз заново. И в современном уроке, думаю, нет универсальной техники, универсального метода, приема, который бы обеспечил достижение любой цели. Что лучше: тест или опросник, диктант или клоуз-тест, лекция или игра, исследование или артистичное воспроизведение художественного произведения? Все для чего-то нужно. Мы говорим, что современный урок – это урок, который вбирает в себя все самое лучшее из традиционного урока, где можно понять, какие методы, приемы тебе нужны для конкретного урока.

Что касается проектирования… Я уже сказала, что урок – это и образ, и воплощение этого образа. Подробное построение урока, разработка его деталей, способов реализации замысла, предусматривание ситуаций, способных варьировать процесс (детская реплика, например), моделирование события, прогнозирование результата – это и есть проектирование.

«Увеличение возможностей для трансляции своего опыта»

– Какие новые возможности появились у современного учителя? Только ли с информационными технологиями они связаны?

– М.Ф.: Информационные технологии расширяют возможности учителя. Это расширение педагогического пространства, увеличение возможностей для трансляции своего опыта и полезного знакомства с опытом коллег, работающих в разных городах страны.

– Т.В.: Безусловно, большинство из них связаны с информационными технологиями, с расширением информационного поля. Кроме того, появилось больше возможностей для самоактуализации и самореализации: публикации, освоение новых технологий и участие в их разработке, участие в конкурсах, программах, проектах.

Лицей № 9 – образовательное учреждение, традиционно осваивающее новое; то, что не все берутся осваивать, и то, о чем не все даже знают (в этом особенность лицея – разумное, гармоничное сочетание традиций и современности). В настоящее время мы с Маргаритой Федоровной работаем в проекте регионального ресурсного центра развития образования «Формирование надпрофессиональных навыков обучающихся как основа воспитания личности XXI века», над той его составляющей, которая называется «Работа с людьми». Когда нам предложили сотрудничество в этом проекте, мы несколько оробели, не сразу решились на участие. Но, вникая в суть содержания, увидели, поняли, что уже 25 лет этим занимаемся в парадигме «Школы Понимания», в основе которой лежит коммуникативная дидактика в организации учебного процесса. Навык работы с людьми – это умение выстраивать взаимодействие с участниками образовательного или иного процесса, иными словами, коммуникативная компетенция. Сегодня нужно актуализировать имеющиеся наработки, повернуть их в нужном направлении. Наша задача – наполнить содержанием позиции, которые только указаны, например, в «Атласе новых профессий», предложить инструменты школьному учителю, чтобы он в учебном процессе формировал этот навык у обучающихся, которые в будущем могли бы успешно строить свою карьерную траекторию в любой отрасли.

«На каждом уроке должно быть порождение новых смыслов»

– Сложнее стало работать учителю? Какие основные моменты следует учитывать педагогу при подготовке к уроку в соответствии с требованиями ФГОС и других нормативных документов? Изменились ли критерии результативности урока?

М.Ф.: Творчески работать учителю мешает «бумажная» работа. Работать стало труднее, так как нет возможности спокойно, без суеты работать с учеником вне урока. Учитель куда-то должен бежать, либо ученик куда-то торопится, либо они оба «не могут»… Общение за рамками урока практически сошло на нет. Особенно сложно работать классным руководителям. То, на что они тратят силы, порой, вызывает раздражение из-за понимания, что они занимаются не тем, чем надо.

Т.В.: Что касается критериев результативности, нужно смотреть, какая результативность заложена. По моему понятию, должны сохраниться уроки передачи знаний, без них невозможно, потому что без знания нет навыка и нет умений. Это закономерный процесс познания: знание-умение-навык, знание-понимание-мнение. На основе знания у ребенка формируется убеждение и понимание того, что ему закладывается. Если сегодня мне кто-то скажет: «У меня нет ни одного репродуктивного урока», мне будет подозрительно, такого не может быть. В зависимости от того, какой урок, какие цели поставлены, определяются и критерии результативности. На одном уроке требуется, чтобы ученики получили конкретные знания, на другом нужна традиционная контрольная работа, на третьем необходимо исследование и т.д.

Если говорить о требованиях ФГОС, то свои уроки мы уже много лет выстраиваем в этой парадигме и убеждены, что на каждом уроке должно быть порождение новых смыслов. Очень важен такой критерий, как событийность, то, что сейчас называют «изюминкой урока», «неожиданностью урока», «сюрпризом урока». А когда-то, 25 лет назад нас учили, что урок должен быть коммуникативным событием в разных смыслах: событие удивления, восхищения, неприятия, отвержения, но событие, которое запоминается, потому что сталкиваются разные точки зрения, каждый имеет право на свое мнение, свою логику. Учитель в этой дидактике – первый среди равных.

«У каждого учителя есть свой стиль»

– Как вы считаете, свои уроки учитель должен проектировать сам или эффективнее, когда педагог использует разработанные методистами конспекты уроков?

– М.Ф.: У каждого учителя есть свой стиль, свои подходы, приемы и «приемчики», свои любимые темы. Современный учитель-профессионал проводит свои уроки, авторские. При этом полезно и рационально пользоваться разработанными коллегами идеями проведения урока или его этапов. Но вряд ли современный учитель работает только по пособиям для учителя, в которых прописаны уроки «от и до». Хотя в готовых, выверенных временем и полученными результатами пособиях для учителя, назовем их рабочими тетрадями, смысл тоже есть. Можно брать только идею проведения занятия, например, форму его проведения и т.д. Совсем необязательно для своего урока брать предложенное содержание или все способы развертывания учебного материала. Манера и стиль отличают одного педагога от другого. Дети привыкают к стилю. Когда учитель меняется, и уроки становятся другими, но так и должно быть.

«Работа в творческих группах – самый продуктивный метод повышения квалификации»

– Есть ли в настоящее время в школах наставничество, помогают ли опытные педагоги молодым, ходят к ним на уроки? В вашем лицее? Какие формы повышения квалификации вы считаете наиболее эффективными?

– М.Ф.: В лицее № 9 несколько лет назад существовала «Школа молодого учителя», в которой проводились занятия-практикумы. Наставничество практикуется и сейчас, например, работает лекторий для молодых педагогов. К сожалению, в настоящее время в школу приходит мало молодых коллег, и наставничество носит эпизодический характер. Но неофициальное наставничество всегда было и есть, когда молодой учитель может обратиться к опытным педагогам по любому вопросу.

У нас существует система взаимопосещения уроков, когда учителя, и молодые в том числе, ходят друг к другу на уроки и набираются опыта. Кроме того, на кафедре русского языка и литературы мы устраиваем занятия-практикумы по какому-либо вопросу, методике или технологии и приглашаем учителей из других методических объединений. Часто приходят и молодые педагоги.

– М.Ф.: Идеальная форма повышения квалификации существует в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО), где педагоги работают в творческих группах. Мы имеем опыт работы в таких группах, которые организует д.ф.н. Наталия Викторовна Максимова для учителей русского языка и литературы. Учителя Новосибирска и Новосибирской области под ее руководством разрабатывают и апробируют материалы по современным технологиям в гуманитарном образовании в традициях «Школы понимания». С 2015 года издано три учебно-методических пособия с практико-ориентированными материалами, которые разработали участники групп: «Понять автора: учимся смысловому чтению» (2015 год), «Понять собеседника: коммуникативные ситуации на уроках словесности (2017), «Позиция в диалоге: стратегия устного и письменного общения» (2018). Авторами статей в данных сборниках являемся и мы. В том числе нами разработаны материалы по формированию на уроках надпрофессионального навыка работы с людьми, который раньше назывался коммуникативная компетенция. Мы считаем, что работа практической направленности в творческих группах – самый продуктивный способ повышения квалификации учителей.

«Перевернутый класс» – технология будущего?

– Традиционные этапы урока, его типы, виды, формы поменялись по сравнению с советской школой? Все эти новые модели обучения – перевернутый класс, например – приживутся ли они?

М.Ф.: Перевернутый класс – трудоемкая технология, которой владеют единицы (не путаем с дистанционным обучением). Она требует подготовки технологической, технической и методической. Научить сразу здесь и сейчас каждого учителя очень тяжело. Наверное, модель «перевернутый класс» – это технология будущего. Для этого надо сначала научить студентов педагогических вузов, чтобы они пришли в школу с пониманием этой технологии. В ближайшем будущем эта модель вряд ли приживется, слишком трудозатратная. Здесь есть две проблемы – методическая и технологическая. Технологическая часть проблемы выходит на первое место, поскольку для учителя всё в этой технологии является новым.

Ваши лучшие уроки – какими они были? Всегда ли успех урока зависит от тщательного проектирования?

– М.Ф.: В нашем лицее несколько лет существует такая форма организации методической работы, как «Неделя диагностики и контроля». Она проводится два раза в год. Обозначается очень важная, современная методическая тема, над которой работает вся школа. И каждый учитель в рамках заявленной проблемы должен провести урок. Каждый урок проходит с какой-то «изюминкой», с использованием современных технологий, которыми владеет учитель или которые еще только осваивает. Учитель презентует свой опыт. Существует шкала оценок урока: высокий, оптимальный, низкий, недопустимый уровни проведения. С каждым годом процент высоких оценок проведенных уроков в рамках таких методических недель растет. Тщательно спроектированные и проведенные уроки становятся, порой, событием и для тех, кто провел, и для тех, кто посетил: об этих уроках говорят, их хвалят, на них равняются…

«Уроки будущего будут проектировать учителя будущего»

– Как Вы думаете, какими будут уроки будущего? Останется ли классно-урочная система?

Т.В.: Мы полагаем, что уроки будущего будут проектировать учителя будущего – молодые, азартные, грамотные, профессионалы своего дела, опираясь на ценный опыт, в том числе, и традиционной педагогики.

Пока в школе основным организатором учебного и воспитательного процесса будет учитель, полагаем, что и основной формой обучения будет урок, урок развивающий, обучающий, воспитывающий, урок как коммуникативное событие.

Количество просмотров: 2593  

Добавить комментарий

Target Image