Шмидт Ксения Дмитриевна,

педагог-организатор МБУДО ЦВР «Пашинский»

г. Новосибирска

 
Каникулы-мечта школьника!

Каникулы – это мечта каждого школьника! Мечта о любимых занятиях, приключениях, открытиях, об удовлетворении различных интересов (эстетических, творческих, познавательных, спортивных…), о поиске «нового себя». Каждый день, каждый час каникул удивителен и неповторим.

Период каникул даёт возможность педагогам создать необходимые условия и благоприятный психологический климат для удовлетворения потребностей детей и подростков в свободном общении со сверстниками, самовыражения и самореализации личности ребенка в процессе взаимодействия и сотрудничества. Именно каникулы позволяют педагогам войти в самый непосредственный контакт с миром ребенка. И если не сформировать, то заложить в нем основы здоровой нравственности.

Так, в МБУДО «ЦВР «Пашинский» в подразделении «Центр» особое внимание уделяется детскому каникулярному отдыху. Я считаю, что это наша прямая обязанность – заботиться о каникулярном времени детей, чтобы в стенах родного Центра дети могли не только посещать кружки в каникулы, но и весело с пользой проводить время. Помимо этого, такие совместные мероприятия сплачивают детей разного возраста в большой единый творческий коллектив, дети больше узнают о друг друге.

У меня, как педагога-организатора, возникла идея по созданию проекта «Каникулы на отлично» для воспитанников Центра Внешкольной работы «Пашинский». Включенные в проект мероприятия позволяют развить индивидуальные творческие способности детей, исполнительность, артистизм, а также позволяют детям получить дополнительную эмоциональную разгрузку путём игровой деятельности.

Всем педагогам известно, что именно игровая деятельность – одна из наиболее эффективных форм развития творческих способностей детей, которая дает возможность повысить качество воспитательно-образовательного процесса, кроме того создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка, влияет на коммуникативную активность ребенка, способствует раскрепощению ребенка, стимулирует к поиску творческих решений. И поэтому я выбрала именно эту форму работы с детьми.

Существуют проблемы, побуждающие искать новые подходы к организации свободного времени детей:

1. Детская безнадзорность в каникулярное время оборачивается многочисленными проблемами: это травматизм на дорогах и улицах, бытовые травмы в результате детской шалости, всплеск правонарушений.

2. Духовный дефицит, разрушение идеалов и ценностей, пессимизм, нарастающие в молодежной среде, агрессия рекламной антикультуры, антисоциальное нарушение личности, увлечение вредными привычками и другие проявления свободного образа жизни.

3. Основное занятие детей во время каникул – компьютерные игры, часто носящие агрессивный характер, что не лучшим образом сказывается на формировании личности. Также не будем забывать о том, что длительное пребывание за компьютером, в гаджетах угрожает здоровью детей.

Моя первоочередная задача состоит в том, чтобы показать, познакомить и научить детей позитивно и с пользой для себя и своего здоровья проводить каникулярное время.

Целью проекта «Каникулы на отлично» является создание целостной системы каникулярного отдыха детей, обеспечивающей физическое и психическое здоровье детей, активизацию их творческого потенциала и вовлечение их в социально значимую деятельность.

Задачи проекта:

1. Обучающие:

– формировать познавательный интерес детей посредством игровой деятельности;

– формировать определенные умения и навыки игровой деятельности;

– научить детей самостоятельно организовывать и проводить игры и игровые программы;

– формировать у детей коммуникативные навыки и адекватную самооценку.

2. Развивающие:

– развивать внимание, память, мышление, речь;

– развивать воображение и творческие способности;

– расширять кругозор детей, способствовать их познавательной активности;

– развивать инициативу, самоуправление и самостоятельность;

– развивать мотивацию учебной деятельности.

3. Воспитательные:

– воспитание самостоятельности, воли, нравственных, эстетических позиций;

– воспитание сотрудничества, коллективизма;

– профилактика асоциального поведения;

– воспитание чувства любви к Родине, культуре народа, его традициям.

Анализируя практику деятельности нашего учреждения, мы выделяем в структуре содержания каникулярного периода основные виды деятельности, имеющие свое специфическое и конкретное наполнение. Среди них:

– оздоровительная деятельность;

– развлекательная;

– игровая;

– образовательная.

В полной мере реализовать указанные виды деятельности в структурном подразделении МБУДО «ЦВР «Пашинский» позволяют следующие условия:

– месторасположение (на небольшом расстоянии находятся школы № 46, 34, лицей № 81, парковая зона);

– благоприятное экологическое окружение;

– высокопрофессиональный кадровый состав;

– достаточная материальная база (зрительный зал, танцевальный залы дискозал, учебные кабинеты, музыкальная аппаратура, атрибуты для игр, костюмы, игровые наборы и др.).

Успешной деятельности учреждения в каникулярное время способствуют:

– постоянный поиск совершенствования форм и содержания досуговой и игровой деятельности, оздоровления и занятости детей;

– формирование и развитие информационного пространства;

– создание целостной системы оценки качества отдыха и оздоровления детей и подростков в каникулярное время.

Организация каникулярного отдыха детей – один из важных аспектов образовательной деятельности структурного подразделения «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский».

Возможности Центра способны удовлетворить самые разные запросы детей и их родителей:

– художественное творчество;

– участие в игровых и творческих делах;

– участие в акциях;

– общение по интересам, любимые занятия, игры.

Успешной деятельности учреждения в каникулярное время способствуют:

– постоянный поиск совершенствования форм и содержания досуговой и игровой деятельности, оздоровления и занятости детей;

– формирование и развитие информационного пространства;

– создание целостной системы оценки качества отдыха и оздоровления детей и подростков в каникулярное время.

Организация каникулярного отдыха детей – один из важных аспектов образовательной деятельности структурного подразделения «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский».

Возможности Центра способны удовлетворить самые разные запросы детей и их родителей:

– художественное творчество;

– участие в игровых и творческих делах;

– участие в акциях;

– общение по интересам, любимые занятия, игры.

В организации каникулярного отдыха детей и подростков выделены 3 этапа:

I этап – осенние каникулы. Традиционной формой работы в осенние каникулы стали: квесты, профильные дни, участие детей в КТД, сюжетно-ролевые игры.

II этап – зимние каникулы. Во время зимних каникул акцент делаем на проведение новогодних праздников, рождественских встреч, проведение игровых программ на свежем воздухе, участие в конкурсе на лучшую новогоднюю игрушку.

III этап – весенние каникулы. На весенних каникулах проходят игровые программы, интеллектуальные игры, акции.

Формат мероприятий каждый раз выбирается разный, например, в осенние каникулы ребятам было предложено пройти квест, который назывался «Тайна заброшенного дома в лесу», в рамках проекта «Каникулы на отлично».

Квест начался с интриги…

Слова ведущей заставили ребят погрузиться в атмосферу сказочного и загадочного сюжета: «Дорогие друзья! Вы находитесь в одной из комнат заброшенного дома в лесу. Как только вы вошли в нее, неизвестный запер ее на ключ, чтобы вы не смогли её покинуть. Но у вас есть ровно 60 минут, чтобы найти ключ от двери этой комнаты и спастись. Но ключ всего один, а команд 9. Это говорит о том, что спастись из этой комнаты сможет только одна команда, все остальные команды останутся здесь навсегда. Итак, мы начинаем!» Где найти ключ от замка? Как выбраться из заброшенного замка? Чтобы найти ключ и выбраться, командам предстояло выполнить ряд интересных и разнообразных по сложности заданий. За каждое выполненное задание дети получали подсказки, которые помогали им в поисках ключа от волшебной двери.

Интересно было наблюдать, как дети спорили, добирались до истины, с азартом выполняли задания. Последнее выполненное задание «Составь слово» и явилось подсказкой того места, где находится ключ. Одна из команд быстро справилась с последним заданием и помогла выбраться всем участникам из волшебного заброшенного замка.

Дети с огромным желанием разгадывали задачки, которые были зашифрованы. Квест имел не только развлекательный формат, были созданы условия для развития творческих способностей и обеспечения, учащихся материалом для преодоления стереотипов и шаблонов мышления.

Мероприятие прошло очень интересно и атмосферно за счет декораций, игры со светом, таинственной музыки и оформления зала, а также игры ведущей.

Следующее мероприятие «МС Мороз» прошло в зимние каникулы. Оно уже имело больше развлекательный формат, так как проходило в преддверии новогодних праздников. Новый год – самый любимый и долгожданный праздник! А для детей, новый год – это настоящая сказка, волшебство и множество сюрпризов!

В празднике приняли участие обучающиеся объединений «ЦВР «Пашинский». Детский смех, шутки и радость царили в диско-зале, где и проходила развлекательная программа и веселая дискотека, которую провели Снегурочка и МС Мороз. Ребята активно участвовали во всех конкурсах и забавах: «Кто больше наберет снежков», «Загадки», «Зимний узор», «Зимние забавы», «Коробка с сюрпризом», «Портрет Деда Мороза» и т.д. В перерыве между зажигательными танцами дети были приглашены на чаепитие, после которого их ждал сюрприз, к ним в гости пришел Дед Мороз и поздравил всех ребят с наступающим праздником. Мероприятие прошло весело и интересно. Все участники получили массу позитивного настроения.

Успех данных мероприятий заключается в том, что одной из проблем современной жизни является занятость детей в каникулярное время. Организация досуга – традиционное направление деятельности учреждений дополнительного образования. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей.

Литература:

1. www.brodschool.narod.ru/_doc/intellekt.doc

2. Книга вожатого. Лучшие сценарии для летнего лагеря / сост. В. Руденко. Серия: Школа развития. – «Феникс», 2015. – 224 с.

3. Нечаев М.П. Настольная книга вожатого детского коллектива. Учебно-методическое пособие – Изд-во «Перспектива», 2015. – 136 с.