Букарева Наталья Николаевна,

начальник отдела по работе со школьными музеями
МБУДО «ГЦ «Виктория» г. Новосибирска

 
Добрый день, уважаемые читатели, коллеги!

Нововведения, инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека. В сфере образования об этом заговорили в 80-х. Стали искать новые формы, методы обучения и воспитания. Тема эта непростая, вводить инновации в свою деятельность порой достаточно сложно. Но сегодня без этого нельзя.

Руководители школьных музеев также стали искать новые формы работы. Современного школьника трудно привлечь к музейной работе. И большую помощь здесь, конечно же, оказали современные технологи: интерактивные экскурсии, интегрированные уроки, экспедиции, лаборатории, научно-исследовательские работы и др. Именно такой интересный опыт сегодня и представлен в нашей рубрике.

Хотя часто говорят, что все новое – это хорошо забытое старое.

Вот и форма проектной деятельности сегодня уже не нова. В школьных музеях реализовано много проектов. Педагоги школы № 37 Нагорнева Елена Валентиновна и Горелова Ольга Владимировна рассказывают о своих проектах, реализованных на базе школьного музея. Особенность проекта в том, что он реализуется для ребят с проблемами слуха. В этой деятельности есть свои нюансы, о которых расскажут авторы статьи. Педагоги верят в то, что благодаря данной деятельности музей будет не только выставочным центром, а станет творческой мастерской, лабораторией, клубом, и, в конце концов, просто адаптационным центром для ребят с нарушением слуха. Тему проектной деятельности, только для более младших ребятишек, продолжают авторы Тумакова Светлана Александровна и Болотина Светлана Владимировна, воспитатели детского сада № 27.

Что сегодня тормозит развитие школьного музея? Устаревшая материально-техническая база, маленькие площади, часто требующие ремонта, недостаточная квалификация педагога в данной области. Это, конечно, только часть серьезных проблем. О проблемах музеев, о путях их решения, фандрайзинге наши читатели прочитают в статье Калининой Валентины Петровны, руководителя музея школы № 52. Разговор на эту тему поддержат Седюко Сергей Сергеевич, руководитель музея школы № 94; Обухова Мария Николаевна, учитель начальных классов Лицея № 81.

Работа в музее сложная и кропотливая. Рядом с руководителем музея всегда есть ребята, которые увлечены краеведением, поисковой или исследовательской работой, с увлечением сидят в архивах, встречаются с родственниками героев, в общем, увлечены познанием нового. Как собрать ребят-единомышленников, которым будет интересен музей? Какими интересными идеями их сплотить? Как реализовать детские творческие проекты? Способов много, порой они необычные. С работой активистов школьных музеев можно познакомиться, прочитав статьи Скрипниковой Марины Борисовны, руководителя музея школы № 191, Соловьевой Екатерины Викторовны, руководителя музея Гимназии № 14, Ревковой Нины Васильевны, руководителя музея школы № 141.

Школьный музей и школьная библиотека… Что может быть общего между ними? Автор сегодняшней статьи Куликова Валентина Михайловна уже не раз размещала свои материалы в нашей рубрике. В данной статье Валентина Михайловна проведет параллель между краеведческой работой в музеях и библиотеками, которые обеспечивают «информационную составляющую для этой кропотливой работы». Сегодня автор поделится своим опытом и опытом своих коллег.

Интересного материала много. Хотелось бы пригласить всех неравнодушных читателей к обсуждению данных статей.

Школьные библиотеки и музеи как средство реализации регионально-краеведческого компонента в учебно-воспитательном процессе

Куликова Валентина Михайловна

У каждого из нас – своя малая Родина. И пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь поколений. Краеведение сегодня – это главная составляющая в деятельности школьных музеев и библиотек – ведь в музеях проводится большая поисковая работа по краеведению, а библиотеки обеспечивают информационную составляющую для этой кропотливой работы. Кроме того, мы с коллегами давно пришли к выводу: библиотека и музей – два подразделения в общеобразовательном учреждении, которые напрямую не связаны с процессом обучения, но являются активными помощниками в учебно-воспитательном процессе (об этом вы можете почитать статьи в выпуске № 56, декабрь 2014 и № 82, апрель 2019).

Формирование гражданственности и патриотизма у детей с проблемами слуха через создание музея истории школы: опыт и перспективы работы

Нагорнева Елена Валентиновна, Горелова Ольга Владимировна

Очень важная составляющая духовного-нравственного воспитания – это гражданско-патриотическое воспитание, которое является одним из направлений государственной политики в области образования. Также в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» предусмотрено обновление воспитательного процесса с учётом современных достижений науки на основе отечественных традиций и среди основных направлений развития воспитания выделяется гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное и приобщение детей к культурному наследию.

Из опыта работы с активом музея истории школы № 127 – гимназии № 14 «Университетская»

Соловьева Екатерина Викторовна

Известен факт: без посетителей музей – просто хранилище, архив. Хотелось бы добавить: школьный музей без работы детей – это помещение, которое в условиях переполненности школы, можно было бы использовать с большей пользой. Как же привлечь детей к работе в школьный музей? Как сделать так, чтобы спустя годы уже взрослыми они возвращались сюда и с гордостью говорили: «Это наш музей!»?

Финансовое обеспечение деятельности музея образовательного учреждения на примере музея «Памяти жертв политических репрессий»

Седюко Сергей Сергеевич

Вопрос о финансовом обеспечении школьных музеев довольно сложен. Разобраться в нём подробно, на мой взгляд, способен только специалист в области финансового права. Я не являюсь таким специалистом, поэтому на объективность представленной информации не претендую. Но, насколько возможно в данных обстоятельствах, попробую к ней приблизиться.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации проекта «Никто не забыт, ничто не забыто!»

Тумакова Светлана Александровна, Болотина Светлана Владимировна

Патриотизм – это чувство любви к Родине, ощущение себя неотъемлемой частью Отечества. Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание героев – все это входит в понятие «патриотизм». Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

Работа с активом школьного музея

Ревкова Нина Васильевна

Наш музей Боевой и Трудовой славы был открыт в 2005 году, к 60-летию Великой Победы над фашистской Германией. Я руковожу музеем 8 лет. Для чего мы открыли этот музей? Конечно же, для наших школьников. Ведь не секрет, что в наше непростое время, когда ребята испытывают негативное влияние СМИ, интернета, когда наши «недруги» пытаются исказить историю, нам надо этому противостоять. И доносить до детей историческую правду.

Взаимодействие с ТОСами как альтернативный источник финансирования школьных музеев

Калинина Валентина Петровна

Последние годы идет активная работа по модернизации музейного дела, направленная на адаптацию школьных музеев к современным социально-экономическим условиям. Музеи осваивают новые организационные, коммуникативные и информационные технологии, ищут пути продуктивного взаимодействия с государственными и муниципальными органами власти, местным сообществом и другими субъектами социальной деятельности.

Основные направления деятельности по формированию актива школьного музея

Скрипникова Марина Борисовна

Я не только руководитель школьного музея, учитель русского языка и литературы, но и классный руководитель. Для меня быть классным руководителем – это радость общения, круг своих детей, реализация педагогического сотрудничества, стремление быть нужным каждому своему воспитаннику, радость небольших достижений и больших побед. А каким образом классному руководителю уберечь своих воспитанников от неприятностей? Прежде всего, добиться того, чтобы после уроков ваши воспитанники были с вами.

Из опыта привлечения дополнительных источников финансирования школьным музеем

Обухова Мария Николаевна

Сегодня как никогда важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами и понимания богатейшего духовно-нравственного наследия, завещанного нам предками. Поэтому сегодня общество и школа обращаются к музею- хранилищу человеческого гения, который воплощает в себе самую живую суть культуры во взаимном переходе от прошлого к настоящему.