Развитие духовности и повышение нравственного потенциала подростков на примере методической разработки воспитательного мероприятия «Толерантность – искусство жить вместе»

 
 

Соколова Татьяна Анатольевна,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицей № 200» г. Новосибирска

 

Развитие духовности и повышение нравственного потенциала подростков на примере методической разработки воспитательного мероприятия «Толерантность – искусство жить вместе»

В последнее время все чаще мы слышим о безнравственности, безответственности и безразличии в современном обществе, о случаях вопиющей жестокости и насилия, в частности, среди подростков. В силу этого перед образованием остро стоит необходимость проведения воспитательной работы, направленной на возрождение духовности, повышение нравственного уровня учащихся, воспитание толерантного гражданина, способного жить в мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность [3].

В рамках развития умения противостоять отрицательным явлениям в обществе, успешной социализации детей, раскрытия их внутренних ресурсов, привития ценностных ориентиров в духе уважения, доброжелательности и терпимости в лицее № 200 стало традицией проведение «Недели толерантности», приуроченной к отмечаемому 16 ноября международному дню толерантности.

Методическая разработка «Толерантность – искусство жить вместе» является интерактивным, групповым воспитательным мероприятием, проводимым в рамках данной недели. Осуществляемая в таком формате воспитательная работа является отражением цели стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года – укрепление нравственных основ общественной жизни, самоопределение детей в мире ценностей и традиций многонационального народа России, межкультурное взаимопонимание и уважение [5].

Мероприятие разработано для классных руководителей, психологов и может быть использовано в качестве вводного занятия цикла классных часов по нравственному и духовному воспитанию, направленных на укрепление основ и систематизацию методов долгосрочного процесса формирования толерантного сознания и нравственного поведения обучающихся.

Цель: Воспитание принципов духовности и толерантности в среде обучающихся, потребности и готовности к конструктивному взаимодействию со сверстниками, межкультурному взаимопониманию и уважению.

Задачи:

1. Создание атмосферы сотрудничества, солидарности, осознание многообразия проявления личности каждого участника в групповом взаимодействии.

2. Знакомство с понятиями толерантность, толерантная личность, критерии толерантности, сферы толерантности.

3. Формирование установок учащихся на толерантное взаимодействие, чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других.

4. Развитие социальной активности, коммуникативной компетентности, способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе, ответственности за свое решение.

Форма проведения воспитательного мероприятия: брейнсторминг.

Главное преимущество данной формы работы, что она предполагает участие большого количества обучающихся, которые за небольшой промежуток времени путем коллективного взаимодействия рассматривают максимальное количество информации, обсуждают проблемные моменты, рассматривают пути их решения.

Целевая аудитория: учащиеся подросткового возраста, 8-9 классы.

Продолжительность: 60-80 минут, с учетом времени на промежуточную рефлексию после каждого задания.

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:

– Просторный рабочий кабинет с мультимедийным оборудованием, магнитная доска, столы и стулья для команд, по числу предполагаемых участников.

– Канцтовары: магниты, маркеры, белые листы формата А3, А4, ручки, ножницы, скотч.

– Раздаточный материал: карточки с названием наций, бланки опросника на каждого участника и члена его семьи, карта «островов».

Ожидаемый результат:

– Сплочение коллектива учащихся, повышение позитивной мотивации.

– Целостное осмысление и обобщение информации по теме толерантность.

– Развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе, формирование социальной компетентности.

– Воспитание взаимоуважения через понимание и принятие мнения других людей, развитие умения конструктивно взаимодействовать с окружающими.

– Развитие навыков рефлексии, анализ аспектов личной, семейной и внутригрупповой толерантности.

– Закрепление эмоционально-коммуникативной культуры и доброжелательности подростков в условиях совместной творческой деятельности.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей, психологов:

Брейнсторминг представляет собой комплекс интерактивных упражнений и заданий, новых форм работы, предполагает активное взаимодействие участников как внутри групп, так и в общем пространстве взаимодействия.

Существуют определенные риски в его организации и проведении. Важно правильно начать и не отпугнуть подростков непривычной деятельностью. Возможно, кто-то из участников откажется взаимодействовать в группе. Такому ребенку можно предложить посидеть за отдельной партой, послушать мнения групп и, может быть, высказать свое суждение по ходу выступлений.

При делении нужно учитывать, насколько хорошо участники взаимодействуют между собой. Целесообразно проследить за тем, чтобы в составе каждой команды были ребята с разными коммуникативными способностями, чтобы в стороне не остался какой-нибудь робкий ребенок, который будет сидеть обособленно и ни с кем не взаимодействовать.

Ход мероприятия.

I. Организационный момент (3 минуты).

Приветствие участников. Вступительная беседа.

Добрый день, ребята. Тема нашего мероприятия «Толерантность – искусство жить вместе» приурочена к отмечаемому 16 ноября международному дню толерантности. Эпиграф занятия представлен на слайде:

Этот мир многогранен и тесен,

Человеку непросто в нем жить.

Так, чтоб обществу был он полезен,

Мог дружить и, конечно, любить.

И какой бы он ни был натуры,

В шутке, юморе меру, чтоб знал,

Категории «долг», «честь», «культура»

Без условий всегда понимал.

Вам в будущем предстоит жить, работать, общаться в кругу множества людей. Уже сейчас нужно учиться правильно выстраивать свои отношения с окружающими. Конструктивное взаимодействие в обществе, личностная и профессиональная самореализация возможна лишь при наличии сформировавшихся социальных умений и качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность. Попытаемся разобраться, какими нравственными характеристиками должен обладать подросток, чтобы органично влиться в социальное пространство? Как помогает чувство толерантности устоять перед различными негативными вызовами и рисками современного общества?

II. Фаза вызова.

1. Упражнение «Молчаливая нация» (5-7 минут).

Цель: Снятие напряжения, раскрепощение участников, активизация познавательной деятельности, разделение на группы.

При входе в кабинет обучающиеся получают карточку с названием нации (японцы, французы, испанцы, грузины). После озвучивания темы занятия подросткам предлагается объединиться в группы (собраться по национальностям), используя только мимику и жесты. Разделившись, участники приветствуют друг друга на языке своей нации (Японцы – Konnichiwa; Французы – Bonjour; Испанцы – Buenosdias; Грузины –Gamardjobat).

Инструкция: Уважаемые ребята, у вас в руках карточки. В зависимости от информации, представленной на них, нужно молча объединиться в группы, используя только мимику и жесты, отражающие особенности данной национальности.

2. Упражнение Акростих «Толерантность» (7-10 минут).

Цель: Установление доброжелательного настроя, пробуждение интереса, мотивирование подростков на взаимодействие.

Инструкция: Ребята, у вас в группах на листе представлено слово толерантность. На каждую букву этого слова впишите подходящее к данному понятию определение или качество личности, представьте ваш плакат классу.

3. Беседа «Что значит быть толерантным?» (10-15 минут).

Начав нашу встречу с необычных форм взаимодействия, мы часто упоминали такие слова, как терпение, сочувствие, любовь, ненасилие, единение, все это составные части такого человеческого качества, как толерантность.

Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Проявлять толерантность – значит признавать, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению, ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. 16 ноября 1995 года генеральной конференцией ЮНЕСКО резолюцией 5.61 была утверждена Декларация принципов толерантности. Как вы думаете, давно появилось понятие толерантная личность?

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор. При разных правительствах он длительное время неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие «толерантность».

Критерии толерантности:

– взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);

– равноправие (равный доступ ко всем благам, независимо от цвета кожи, расы, культуры, вероисповедания);

– равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

– сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

– возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

– свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;

– сотрудничество и солидарность в решении общих проблем.

Интолерантность – нетерпимость, основанная на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Нетерпимость породила такие понятия, как «расизм», «национализм», «фашизм», «этнические чистки», «политические репрессии», «религиозные преследования». Основными понятиями, связанными с проявлением нетерпимости выступают:

– нацизм – крайняя форма экстремизма, основанная на национальном признаке, господство над другими нациями (фашизм);

– национализм – форма национального самосознания;

– ксенофобия – любая неприязнь к иностранцам;

– дискриминация – ограничение в правах части населения по расовому, национальному или религиозному признакам;

– геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам. Одно из тягчайших преступлений человечества;

– расизм – противоправная национальная политика, форма дискриминации, ставившая целью угнетение представителей одной расы над другой.

Сталкивались ли вы или члены вашей семьи с проявлениями нетерпимости? (обсуждение).

III. Фаза осмысления.

4. Интерактивное задание «Сферы толерантности» (7-10 минут).

Цель: Активизация внутригруппового взаимодействия, развитие способности к самостоятельной аналитической работе с определением основных сфер толерантности.

Участники в группах, работая с интерактивной таблицей, обсуждают и подбирают к названию сферы подходящее определение, отмечая соотношения цифр и букв (Приложение 2).

Все люди разные: блондины и брюнеты, отличники и двоечники, разных рас и национальностей. Мы не обязаны любить всех. Однако каждый человек имеет право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет – вот что значит быть толерантным.

Следующее задание раскроет представленный современным обществом образ толерантной личности.

5. Диагностика «Черты толерантной личности» (10-15 минут) [6].

Цель: Знакомство участников с основными чертами толерантной личности. Развитие навыков рефлексии, самоанализа, возможность оценить степень собственной толерантности, проанализировать совпадение и разногласия во мнениях обучающегося, группы участников и близких.

Каждому участнику раздаются бланки опросника с личностными качествами и двумя колонками А и Б (см. Приложение 1. Таблица № 1). На доску вывешивается заранее приготовленный ватман с чертами личности и колонкой Б. После заполнения индивидуальных бланков обучающимися педагог заносит ответы ребят в прикрепленный на доску ватман. Учитель просит поднять руки участников, кто отметил в колонке Б первое качество. Подсчитывает количество и вписывает в колонку ватмана. Так анализируется каждое качество. Три черты, которые набрали наибольшее число баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

Инструкция: Ребята, каждому раздали бланк с качествами, свойственными толерантной личности. Бланк останется у вас и его никто не увидит. Время заполнение ограниченно – 5 минут.

1. В колонке А поставьте: «+» напротив трех черт, которые в вашей личности наиболее выражены.

2. Напротив трех черт, которые менее у вас выражены, поставьте – «0».

3. В колонке Б поставьте «+» напротив тех трех черт, которые по вашему мнению наиболее характерны для толерантной личности и составляют ее ядро.

4. Сравните характеристики толерантной личности, наличие которых вы отметили у себя с характеристиками, которые были отмечены группой. Насколько совпадает сформированное вами ядро толерантной личности с ядром группы?

5. Дома предложите членам своей семьи обозначить основные характеристики толерантной личности, проанализируйте, совпадают ли точки зрения родителей с вашим и групповым мнением?

IV. Фаза завершения, рефлексия.

Психолог. Толерантность многогранна, многоцветна. И чтобы стать толерантной личностью, надо много над собой трудиться. Резюмирует воспитательное мероприятие творческое задание «Эмблема толерантности».

6. Творческое задание «Эмблема толерантности» (7-10 минут).

Цель: Закрепление эмоционально-коммуникативной культуры и доброжелательности подростков в условиях совместной творческой деятельности.

Инструкция: Чтобы след от нашей встречи оставался длительное время и напоминал о наших размышлениях и эмоциях, в группах предлагается создать эмблему толерантности. Представить эскизы необходимо с выдвинутыми тезисами, отражающими сущность эмблемы.

7. Рефлексия настроения «Острова» (5-7 минут).

Цель: Подведение итогов, выражение своего эмоционального отношения к проведенному мероприятию.

Инструкция: Завершает наше мероприятие рефлексия «Острова». Выберите на карте остров, который наиболее полно отражает ваше настроение и эмоциональное состояние по завершению сегодняшней встречи (Приложение 3).

Спасибо! До свидания!

Список литературы:

1. Аверзаев И. Ч. О формировании толерантности у учащейся молодежи» // Воспитание школьников. – 2017. – № 7. – С. 64-66.

2. Боргоякова Т. В. Молодежный экстремизм – угроза национальной безопасности России // Экономика и право. – 2016. – № 3/4. – С. 50-73.

3. Ветрова Е.А., Кабанова Е.Е «Формирование толерантности в обществе в современном мире» // Науки об образовании. – 2017. – № 4. – С. 47-54.

4. Зайцева М.И. Проект "Подросток и толерантность" / М. И. Зайцева // Справочник классного руководителя. – ЗАО "МЦФЭР. – 2014. – №1. –С.29-32.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"

6. Упражнение «Черты толерантной личности». – Режим доступа: https://studopedia.ru/9_161676_uprazhnenie-cherti-tolerantnoy-lichnosti.html

7. Хасанова Х.Т.Родители и школа: сотрудничество во имя будущего. – Режим доступа: https://wiki.soiro.ru.

Количество просмотров: 4560  

Добавить комментарий

Target Image
1. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Организация внеклассного мероприятия «И победили человек и город!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Классный час «Жизнь в блокадном Ленинграде» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Воспитание патриотических чувств: из опыта работы по теме «Блокада Ленинграда» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Классный час «Ленинград – Новосибирск: 900 дней братства» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Результаты работы лагеря «Бригантина» при МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Счастливое детство, или История о том, как формируется сплочённый коллектив ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Классные семейные традиции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Всё невозможное – возможно! ВЫПУСК №106, апрель 2023
20. Сказочный фонтан в мифическом парке ВЫПУСК №106, апрель 2023

Страницы