Зезюля Людмила Николаевна,

учитель английского языка
высшей квалификационной категории
МАОУ Гимназии № 11 «Гармония» г. Новосибирска

 
Современный и прогрессивный учебник английского языка «Сферы» издательства «Просвещение» для 10 класса

С 2020-2021 учебного года учителя английского языка гимназии № 11 «Гармония» используют учебник «Сферы» издательства «Просвещение» (авторы А. А. Алексеев, Е.Ю. Смирнова, С. Абби, Р. Кокс, Л. Харгер, Х. Шварц), включенный в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях и рассчитанный на 3 часа в неделю.

 

По отзывам моих коллег, учебник английского языка «Сферы» современный и прогрессивный, начиная с тем, картинок и заданий по подготовки к ЕГЭ.

Представлю свой опыт использования учебника «Сферы» на старшем этапе обучения в 10 классе в этом учебном году, познакомлю с его особенностями и структурой:

– учебник соответствует возрастным и психологическим особенностям подростков, их интересам;

– закладывает фундамент из знаний и умений;

– учит стратегиям в преодолении сложностей при сдаче ЕГЭ по английскому языку;

– помогает определиться с будущей профессией, писать личные и официальные письма, составлять резюме;

– представляет тексты об опыте работы сверстников и их проблемах;

– предлагает постоянные рубрики: «Window on the world», «Russian corner», «Сheckpoint», «Extended Reading», «Cross-curricular studies», «Self-evaluation», «Focus on Exams»;

– пошаговая подготовка к итоговой аттестации;

– предлагает справочные материалы учебника с учётом развития самостоятельности учащихся при использовании: «Skills file», «Grammar file», «Phrasal verbs», «English-Russian Dictionary»;

– закрепляет изученный материал в разделе «Practice»;

– предлагает задания в облегченной форме в разделе «More help» для дифференцированного подхода к обучению в пределах одного класса;

– учит выполнять проектную работу;

– проекты, включающие семью в образовательный процесс, направлены на сближение членов семьи в процессе выполнения совместной работы.

В учебнике «Сферы» для 10 класса шесть разделов – Units. Каждый раздел выделен своим цветом и разделен на части Part A, Part B, Part C. Вводная страница раздела (Lead-in page) вводит в тему цикла: In this unit you will listen, read and talk about… Learn how to…

В учебнике представлены следующие разделы:

первый цикл «My world», посвященный взаимоотношениям людей, дружбе, интересам современных подростков;

второй цикл – «Technology in your life» – об изобретениях, новых технологиях и о роли науки в современном обществе;

третий цикл «Saving the planet» – о загрязнении окружающей среды;

четвертый цикл «Have your say» – о правах человека, о правах подростков, о политическом устройстве США;

пятый цикл «The right job» – о мире современных профессий, о правилах устройства на работу и поведения на собеседовании, о знаменитых русских людях, которые достигли огромных успехов в своей карьере;

шестой цикл «Living a good life» – о спортсменах, которые достигли больших успехов, несмотря на их ограниченные возможности, о здоровом образе жизни и привычках.

Рассмотрим тематическое планирование с определением основных видов деятельности из рабочей программы учебного курса по английскому языку на 2020-2021 учебный год на примере Unit 1.

Unit 1. My world Повседневная жизнь семьи. Межличностные отношения в семье, с друзьями и знакомыми (18 ч):

  

Вводная страница раздела           Диалог «At a cafe»

Говорение:

– Спонтанная речь по введению в тему Unit 1: обсуждение цитаты, описание картинки / или сравнение картинок по теме (ненавязчивая подготовка к итоговой аттестации по разделу Speaking), In this unit you will listen, read and talk about… Learn how to…

– Разыгрывают диалоги «At a party», «At a cafe».

– В парах «Discuss Russian wedding traditions».

– Берут интервью у одноклассников «Real friends», «Advantages and disadvantages of social networking sites».

– Берут интервью у членов своей семьи «Russian weddings when your parents were your age».

– Защищают проект «Weddings in my countries», учатся выступать, преодолевать свой страх, развивается спонтанная речь.

– Рассказывают о своих любимых фильмах и описывают их.

– Описывают картинку, сравнивают две картинки в разделе «Focus on Exams».

Аудирование:

– Понимают основное содержание аутентичных аудиотекстов, относящихся к различным коммуникативным типам.

– Выделяют основную мысль в воспринимаемом на слух тексте.

– Отделяют главные факты от второстепенных.

– Определяют своё отношение к содержанию прослушанного текста.

Чтение:

– Понимают основное содержание аутентичных текстов разных жанров и стилей по теме Unit 1:

«Friends», «Relationships in films», «Social Networking sites», «10 tips to be a good friends», «Teens addicted to games», «I almost lost my best friends», «Boy meets girl around the world», «A Russian wedding lasts for 2 days».

– Прогнозируют содержание текста по заголовку или началу текста.

– Определяют тему/основную мысль текста.

– Выбирают нужную/запрашиваемую информацию.

– Устанавливают причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий текста.

 

Reading «I almost lost my best friends»     Reading «Teens addicted to games»

Письменная речь

– Составляют письменное описание фильма.

– Пишут эссе «за и против».

– Пишут личное письмо.

– Используют письменную речь в ходе проектной деятельности (в том числе при поиске информации в Интернете).

Writing For or against

Focus on Exams

в конце Unit 1 в данном разделе отводится 4 урока на подготовку к итоговой аттестации по всем видам деятельности: Listening, Reading, Writing, Speaking в типичном формате ЕГЭ.

Грамматическая сторона речи:

Распознают и употребляют в речи:

– степени сравнения прилагательных;

– наречия в правильном порядке в предложении;

– модальные глаголы и глаголы состояния;

– наиболее употребительные предлоги;

– времена группы present;

– наиболее употребительные фразовые глаголы.

На регулярной основе в учебнике для 10 класса своё место в каждом Unit нашли последовательные задания, направленные на освоение фразовых глаголов, предлогов, а также систематизация знаний по словообразованию. Таким образом, на новом этапе обучения обогащение словаря учащихся выходит далеко за пределы освоения новой тематической лексики в процессе изучения новых тем.

В каждом Unit учебника представлены уроки культуроведческого и страноведческого характера, которые обеспечивают учащихся учебными материалами для развития социокультурной и межкультурной компетенции.

Завершает каждый Unit материал для самопроверки и рефлексии учебных достижений учащихся Focus on exam.

Согласно методической концепции авторов, ученики осуществляют самоконтроль, рефлексию учебной деятельности и знакомятся с содержанием последующего раздела, формулируют его цели и задачи на одном уроке.

Подводя итоги, рассмотрим «плюсы» и «минусы» данного учебника.

Таблица

«Плюсы» и «минусы» учебника «Сферы» для 10 класса

Плюсы

Минусы

Укомплектованный УМК

 

Учебник соответствует возрасту и психологическим особенностям учащихся.

Нет смешанных упражнений на отработку грамматики (однотипно).

Актуальные темы для подростков.

Недостаточное количество упражнений по проверки лексики и грамматики.

Представлены разные виды работ: парная, групповая, интервью и т.п.

Отсутствуют стихи и песни.

Тексты разных жанров, чаты, e-mail, websites, диаграммы…

Базовый уровень.

Упражнения на монологическую и диалогическую речь.

 

Качественное аудирование: академическое, быстрая и разнообразная начитка (диалекты).

 

Достаточное количество творческих упражнений.

 

Упражнения на создание проектов с привлечением родителей.

 

В каждом Unit есть рубрика подготовки к ЕГЭ «Focus on Exams» по всем объектам контроля.

 

Авторы учебника ставили перед собой задачу научить детей так, чтобы они с легкостью справлялись с различными заданиями разного формата. Справившись на уроке и получив определенный опыт, ученик будет уверенно себя чувствовать на итоговой аттестации.

Реализация таких подходов положительно влияет на мотивацию обучающихся и развитие их кругозора, на глубокое осмысление культуры изучаемого языка и готовности к межкультурному диалогу.