Аудиогид – это создание своеобразного спектакля

 
 

Кузменкина Людмила Анатольевна,

редактор МКУДПО ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

 

Аудиогид – это создание своеобразного спектакля

В столице Сибири в третий раз прошел городской конкурс школьных аудиогидов «Дом, в котором я живу».

Аудиогиды широко распространены за рубежом, в последнее время все большую популярность они приобретают и в России, в том числе, в Новосибирске. Чтобы любить наш город, нужно знать его историю, культуру: историю зданий, площадей, улиц, памятников, кто жил в этом городе раньше, какие события здесь происходили.

Создание аудиогидов, где используются короткие фразы, жизненные истории относится к разновидности сторителлинга или сказительства. Это забытый ныне жанр, несмотря на то, что тысячи лет люди передавали знания через рассказы.

Городской конкурс школьных аудиогидов «Дом, в котором я живу» проходит в рамках сайта «Библиотека сибирского краеведения». Организаторами являются Департамент образования мэрии города Новосибирска и Городской центр информатизации «Эгида».

Как возникла идея проводить этот конкурс? Сколько в нем участников? Что он дает ребятам? – на все вопросы мы попытаемся ответить в этой статье.

Из Новосибирска в Пермь

Проведение в Новосибирске конкурса школьных аудиогидов началось со знакомства с Ильдаром Юнусовичем Маматовым, инициатором этого конкурса, генеральным директор издательства «Маматов», путешественником, членом Русского географического общества. Он пригласил новосибирских школьников принять участие в межрегиональном конкурсе маршрутов и мультимедийных гидов «Дом, в котором я живу», который проводит Пермский государственный национальный исследовательский университет совместно с «Содружеством выпускников» Пермского университета и издательством «Маматов». В этом конкурсе принимают также участие Алтайский, Пермский и Красноярский край, Свердловская, Иркутская области, республика Удмуртия.

Эту идею поддержали департамент образования мэрии города Новосибирска и Городской центр информатизации «Эгида», и в 2018-2019 учебном году в рамках сайта «Библиотека сибирского краеведения» впервые прошел городской конкурс школьных аудиогидов «Дом, в котором я живу». По его итогам лучшие работы были отправлены на межрегиональный конкурс в Пермь. Нужно отметить, что работы новосибирских школьников там всегда занимают призовые места. Например, в прошлом году ребята завоевали два первых, второе и третье место в разных номинациях и разных возрастных категориях.

Больше половины аудиогидов о Новосибирске создали школьники!

В 2018-2019 гг. приняли участие 30 школьников из 13 образовательных учреждений Новосибирска. В 2020-2021 гг. участвовало уже 50 школьников из 15 школ, которые подготовили 18 аудиогидов. Нельзя сказать, что все школы Новосибирска начали массово создавать аудиогиды. Ведь подготовить аудиогид – непросто. Это сложная работа, требующая времени, сил, желания работать с текстом, аудио,- видео записями, дополнительными источниками информации. Особые слова признательности и благодарности хочется сказать учителям – руководителям команд, которые взялись за этот проект и поняли, что это интересная форма работы, которая включает в себя образовательные и воспитательные функции, а, значит, время на подготовку аудиогидов потрачено не напрасно. Многие педагоги принимают участие в конкурсе уже третий год подряд.

Общие цифры впечатляют: из 75 аудиогидов о Новосибирске, размещенных на международной платформе ИЗИ ТРЭВЭЛ – 47 (больше половины!) подготовили новосибирские школьники.

Ребята каждый год создают аудиогиды по трем номинациям: лучший аудиогид по городу, лучший аудиогид по транспорту и лучший аудиогид по природному объекту. Если в первый раз все участники проводили экскурсии только по городу, то в этом году (2020-2021) аудиогиды были созданы во всех трех номинациях.

В 2020 году, в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне, аудиогиды были посвящены военной тематике. Первое место и в городском, и в межрегиональном конкурсе среди 5-8 классов заняла команда средней школы №7 г. Новосибирска. Зуенок Светлана Михайловна, руководитель школьного музея, вместе с ребятами создали аудиогид «Музы не молчали»: Новосибирск в годы войны и эвакуации». Они рассказали о культурной жизни города в военное время, о том, какие учреждения культуры размещались в доме Ленина, театре Оперы и балета, театре «Красный факел», Доме культуры имени Октябрьской революции и т.д.

А команда средней школы №3 имени Бориса Богаткова создала аудиогид «Новосибирск: под небом военного времени».

Начальная школа тоже участвует в конкурсе

Особенность конкурса этого года состоит в том, что впервые, по многочисленным просьбам педагогов начальной школы, мы пригласили к участию в конкурсе учащихся 1-4 классов. И представьте, не были разочарованы, а более того, восхищены и вознаграждены прекрасными работами. «Началка» подготовила 5 аудиогидов по всем трем номинациям.

В номинации «Лучший аудиогид по городу» 1 место заняла Гимназия №4, подготовив аудиогид «Галерея под открытым небом». Они рассказали о стрит-арте (уличном искусстве) – рисунках на стенах домов, служебных строениях и прочих сооружениях, нарисованных разными уличными художниками. Ребята провели экскурсию по 11 масштабным граффити, которые появились в центральной части города с 2017 по 2019 годы.

Команда из школы № 96 с углубленным изучением английского языка заняла 1 место в номинации «Лучший аудиогид по природному объекту». Они организовали прогулку по тропинкам парка «Березовая роща».

И еще один важный момент, на котором хочется заострить внимание – это взаимодействие школы и родителей. К некоторым командам начальной школы подключились родители, которые с воодушевлением работали вместе с педагогами и детьми.

Стараемся поощрить всех, потому что понимаем, какой это труд

Работы оценивает компетентное жюри. В него вошли: Константин Голодяев, сотрудник Музея Новосибирска, Евгений Антропов, кандидат исторических наук, ученый секретарь Музея Новосибирска, Анастасия Безносова-Близнюк, руководитель Интегрального музея-квартиры Академгородка и Оксана Турская, представитель сайта ИЗИ ТРЭВЭЛ из Москвы.

Работы оцениваются по двум составляющим. Первая - это техническая сторона (как оформлена обложка, как проложена линия тура, есть ли навигационные подсказки и т.д.). А также учитывается качество контента (грамотность, стилистика текста, артистичность подачи, информативность и достоверность текста и т.д.). В каждой номинации и в каждой возрастной группе определяются свои победители. Стараемся поощрить всех, потому что понимаем, какой это труд. Есть дипломы лауреатов и просто участников. Нельзя сказать, что все аудиогиды идеальны, иногда встречаются откровенно слабые работы, в которых допущены ошибки, неточности. Но самое обидное, когда идеальная экскурсия слаба в техническом плане. Поэтому еще до подведения итогов мы стараемся оказать помощь команде: проводятся и мастер-классы, и индивидуальная работа с командами.

Необходимо лишь желание учителя осваивать новые формы работы

В конкурсе школьных аудиогидов могут принять участие учащиеся и воспитанники всех видов и типов образовательных учреждений Новосибирска с 1-го по 11-й класс. Каждая образовательная организация вправе выдвинуть команды обучающихся для участия в каждой номинации. Количество участников в команде ограничено шестью школьниками и одним руководителем из числа сотрудников образовательной организации. Никто не запрещает педагогу создавать аудиогид и с одним учащимся.

А необходимо для этого лишь желание учителя работать с детьми в команде и осваивать новые формы работы.

Послушать экскурсии по Новосибирску можно в любой точке мира

Цель проведения конкурса – углубление и расширение знаний учащихся об истории, географии, культуре и природе родного края, а также развитие умения кратко и интересно рассказывать, презентовать свой регион.

Но это и реальная помощь туроператорам. Любой гость Новосибирска, скачав приложение на телефон, может пройти по маршруту пешком, и ваш смартфон сам начнет рассказ при приближении к достопримечательности. Эти рассказы будут звучать вовремя, к месту, будут интересными и увлекательными.

Все аудиогиды размещены на международном сайте https://izi.travel/ru, поэтому послушать экскурсии по Новосибирску можно в любой точке мира, не выходя из дома, с любого компьютера, ноутбука, планшета: все пункты маршрута нанесены на карту, все аудиофайлы дублируются текстом, все тексты проиллюстрированы фотографиями.

Актер, режиссер, журналист, экскурсовод…

Создание аудиогидов – очень интересная форма работы. Ребята учатся работать в команде, примеряя на себя различные роли, помогая друг другу.

Участники конкурса должны не только рассказать отдельно о каждой достопримечательности, но объединить их одной темой экскурсии. Это создание своеобразного спектакля, когда используются различные звуки (скрип двери, цокот копыт) музыка, фото, видео, режиссерские задумки, воспоминания старожилов, мифы и легенды. Создатели аудиогидов играют разные роли: актеров, режиссеров, журналистов, экскурсоводов, редакторов, фотографов, кинооператоров. И в этих рассказах в первую очередь важна искренность – ребята пропускают истории через себя.

Как бы невзначай, ненавязчиво, школьники изучают историю своей малой Родины, своего города, где живут. И не нужно лозунгов и красивых слов о патриотизме, дети, погружаясь в историю Новосибирска, начинают любить его и гордиться им.

Также появляются навыки работы с сайтом с помощью информационно-компьютерных технологий.

Своими впечатлениями о создании аудиогидов поделилась Марина Васильевна Гачко, педагог дополнительного образования ГЦФКиПВ «Виктория»:

– Детей не надо было заставлять что-то делать, хотя мы работали четыре месяца. Они с большим интересом выступали в роли актеров, когда озвучивали тексты. Ребята представляли, что, например, какой-то канадец захотел узнать о Затулинке, и они с большим энтузиазмом рассказывали Джону из Канады, что такое Затулинский жилмассив. Самое главное в этом конкурсе – сразу виден результат. Исследования детей не легли в папочку, а видны и востребованы всеми. Поэтому, нисколько не жаль потраченного времени и сил.

Таким образом, создание аудиогидов помогает в учебном процессе, развивает технические способности, умение донести информацию, способствует получению знаний о тех метах, где мы живем, а также оказывает влияние на выбор профессии.

Промчаться на автобусе, метро или машине времени?

Все аудиогиды интересные и познавательные. Но, пожалуй, на некоторых стоит остановиться чуть подробнее. В этом году ребята впервые обратились к теме общественного транспорта. 1 место занял аудиогид «Экскурсия по городу из окна автобуса №55», который подготовила команда школы №82. Экскурсия начинается на площади Гарина-Михайловского у железнодорожного вокзала «Новосибирск-Главный» и заканчивается возле Монумента Славы в Ленинском районе.

Учащиеся 4 класса Гимназии №11 «Гармония» подготовили аудиогид под названием «Зеленая ветка новосибирского метро». Ребята предлагают совершить экскурсию по Дзержинской линии метрополитена от станции «Площадь Гарина-Михайловского» до станции «Золотая нива». И не просто промчаться на метропоезде, а погулять по каждой станции, рассматривая её интерьеры и слушая истории об её особенностях. Вы знали, например, что станция «Сибирская» самая глубокая, а станция «Золотая нива» названа в честь хлебобулочного магазина?

Команда Новосибирского городского педагогического лицея имени А.С. Пушкина свой аудиогид назвала «Самое восточное в России!». Их маршрут проходит по Ленинской ветке новосибирского метрополитена от станции «Заельцовская» до станции «Площадь Карла Маркса». Интересен рассказ про метромост. Вы знали, например, что «в ночь проверки метромоста на прочность, в середине 80-х, на него вывели 4 состава из 5 вагонов, в каждый из которых поместили 650 мешков с песком весом по 50 кг. Более 32 тонн! Поезда проехали несколько раз по мосту, а затем еще и постояли на нем какое-то время. Мост с честью выдержал все испытания!». Или такой интересный факт, что из-за холода в зимнее время мост становится на полметра уже. Ребята не забыли упомянуть и о строящейся станции «Спортивная», открытие которой планируется к Молодежному чемпионату мира, который пройдет в 2023 году.

Очень интересный аудиогид создали учащиеся 5-6 классов школы №129 имени трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина. Он называется «Прогулка по Базарной площади».

Руководитель команды – Чадова Людмила Викторовна, учитель истории, руководитель музея А.И. Покрышкина. Под ее руководством учащиеся уже в третий раз принимаю участие в конкурсе и каждый раз занимают призовые места. В этом году они использовали очень необычный ход – машина времени отбросила их на сто лет назад, и ребята оказались в Новониколаевске начала XX века. Каким они увидели наш город, можно узнать, прослушав их аудиогид.

В городе есть еще много интересных мест, о которых хочется рассказать

Международная платформа ИЗИ ТРЭВЭЛ становится площадкой для реализации идей, в частности, педагогов и школьников. Ведь в рамках создания маршрутов и мультимедийных гидов можно разрабатывать квесты, снимать фильмы. Это нас ждет ещё впереди.

Потенциалом для создания аудиогидов является городской транспорт (автобусы, трамваи, троллейбусы), что может заинтересовать и транспортные предприятия.

В городе есть еще много интересных мест, о которых хочется рассказать и жителям Новосибирска, и нашим гостям. Так что, в новом учебном году нас ждет очередной конкурс школьных аудиогидов! И, возможно, в скором времени он выйдет на всероссийский уровень.

Количество просмотров: 3622  

Добавить комментарий

Target Image
1. Аудиогид – это создание своеобразного спектакля
2. Дошкольное воспитание в Ново-Николаевске в начале ХХ века
3. Первые шаги советского дошкольного образования в Ново-Николаевске
4. Главный механик завода «Сибтекстильмаш» Иван Васильевич Ананьев (1922–2011)
5. Издательское дело и библиотеки Новосибирска в годы Великой Отечественной войны
6. «Так и остались жить в Сибири…». Воспоминания К. И. Жигалова о политических репрессиях 1930-х годов
7. «Не было личных девайсов, не было Интернета…». Повседневность научного института СО РАН 1980–1990-х годов в воспоминаниях С. А. Романовой
8. Место памяти – Новосибирский областной Российско-немецкий дом
9. «Никогда мы не играли в войнушки». Е. В. Айтуганова о военном детстве и послевоенной юности в сибирской деревне
10. Учительские воспоминания о 1960–1980-х годах. Анна Мироновна Разоренова – учитель географии и начальной школы
11. С разницей в пять лет: детство и юность моих родителей (1970–1980-е годы, Краснозёрский район)
1. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
5. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Воспоминания Л. В. Чердынцевой о школьной жизни ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Меня перевели в третий отряд». Воспоминания мамы о поездке в пионерский лагерь ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Гутово: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Мукомолы Луканины ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. «Два капитана», Арктика и… Новосибирск? ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. От Закаменки к Центру: о проектировании и строительстве железобетонного моста через р. Каменку в Ново-Николаевске ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. «Закваска» изобретателя. С. П. Скорняков о роли школьных и студенческих лет в своем профессиональном становлении ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Казачий Мыс: развитие поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. «Последняя поездка, завтра точно уволюсь», или короткая история о том, как работали кондукторы товарных поездов в Сибири 1940-х годов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. Развитие села Сосновка Новокузнецкого района во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023

Страницы