Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств

 
 

Сараева Светлана Валерьевна,

кандидат искусствоведения,

преподаватель высшей квалификационной категории

МБУДО Детская школа искусств № 11 г. Новосибирска

 

Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств

Способность к творчеству является неотъемлемым качеством человека. В современном мире именно творческие люди становятся наиболее конкурентоспособными во всех сферах деятельности. Под творчеством мы понимаем процесс деятельности, в результате которого создаются новые объекты и ценности. В процессе создания человек начинает ощущать и осознавать себя творцом, его самовосприятие значительно повышается. Кроме того, именно в процессе создания чего-то нового с опорой на уже известные результаты знание лучше всего усваивается.

На уроках сольфеджио, начиная с подготовительных групп, я стараюсь пробудить у детей творческое начало. Не всегда это получается сразу. Иногда дети боятся, что у них что-то не получится, пойдет не так и даже не пытаются пробовать. Играя с детьми в игру «ритмическое эхо», когда нужно прохлопать за преподавателем предложенный ритм, я попросила их придумать свой… И в ответ – тишина. В результате моих уговоров один ребенок попробовал, затем другой, а потом уже их было не остановить. Все хотели придумать свой ритмический рисунок. Я заметила, что бывают разные группы: где-то «лес» рук и много желающих сразу, а где-то приходится долго уговаривать попробовать. Но в итоге эта деятельность нравится почти всем. 

Однако умение творить – это навык, который нужно терпеливо взращивать и пестовать. Ведь действительно хороший и интересный продукт творчества можно получить только в результате овладения нужными знаниями. Начиная уже с младших классов, я даю детям задания сочинить мелодии, аккордовые или ритмические последовательности для закрепления осваиваемой темы. Например, если мы проходим тему «Тональность ре мажор» – то сочиняем мелодию в этой тональности по заданным преподавателем параметрам. Обсуждаем устойчивые, неустойчивые ступени, размер. Пробуем сначала это сделать на уроке, записываем правила, а затем уже закрепляем в домашнем задании. Также можно осваивать ритм, форму, строение мелодии и так далее. Когда дети закрепляют изучаемый материал на практике, они начинают лучше его понимать, осознавать его практическую ценность и в конечном итоге чувствовать себя более значимыми в осваиваемой сфере деятельности. 

Здорово, если дети могут исполнить свое сочинение или даже представить его аранжировку с участием одноклассников. Но в этой области зачастую бывают проблемы. Или дети сочиняют на инструменте и не могут записать нотами свое творение, или записывают и не могут воспроизвести собственное сочинение. Поэтому здесь нужно соблюдать разумный баланс и стараться, чтобы не было проблем ни с записью, ни с ее воспроизведением.

Творческие навыки можно воспитывать не только в процессе создания принципиального нового материала, но и, например, в процессе творческой переработки уже имеющегося. Например, создание аранжировки знакомой песни или мелодии или ее творческое переосмысление. Аранжировки мелодии мы делаем с детьми, начиная уже с подготовительного класса. Они с удовольствием играют в шумовом оркестре. Сначала я помогаю им придумывать ритмические партитуры к знакомым мелодиям, а затем уже предлагаю им попробовать сочинить свои варианты.

В этом же ключе интересной формой работы является работа со сказками-шумелками, предложенная Екатериной и Сергеем Железновыми, где по ходу действия знакомая детям сказка озвучивается при помощи детских шумовых музыкантов или боди-перкуссии (хлопки, щелчки, стук, топанье и т.д.). Это развивает у детей фантазию, смекалку, память, чувство ритма, тембральный слух.

В курсе музыкальной литературы также есть много интересных форм работы, где развиваются творческие навыки детей. Например, детям очень нравится придумывать вопросы по изучаемой теме. Это сравнительно несложное задание, однако требующее наличия творческих навыков у ребят. Наблюдая за ними, я вижу, что некоторые идут по легкому пути, придумывая самые простые вопросы, которые не требуют раздумий и дополнительных усилий при создании, другие ищут материал, который неизвестен остальным и радуются, находя такую информацию. Особый восторг у них вызывает, когда они разыскивают факты, неизвестные даже преподавателю, а я всегда с удовольствием признаю, что: «Ах! Ничего себе, а я этого и не знала. Спасибо, теперь буду знать!». Очень редко находится третья группа детей, задающая вопросы, требующие обсуждения, рефлексии и не имеющие однозначного ответа, вопросы, которые открывают новые исследовательские горизонты изучаемой темы. И это также задача преподавателя: обратить внимание ребят на возможность создания такого вопроса и, конечно, оценивать их выше.

Интересной формой работы является также творческое задание: представить сценку из жизни того или иного композитора. Когда дети в такой форме обыгрывают какие-либо события в изучаемой биографии, они лучше осознают мотивы поведения композитора, окружающую его действительность, а также особенности его творчества. Как правило, поучаствовать соглашаются самые смелые, ну а остальные помогают придумывать сценарий, режиссуру и массовку, звук и при желании снимают на видео, помогают монтировать. 

Форма работы сочинения на определенную тему вызывает обычно больше затруднений и требует основательной предварительной работы. Например, сочинение «Письмо композитора потомкам» или любое другое сочинение на заданную преподавателем тему. Сначала можно обговорить с ребятами план работы. Затем записать его. Если все-таки это вызывает трудности, то можно сделать заготовку, где какая-то часть текста будет прописана и нужно дописать отдельные части текста. Например, так может выглядеть «Письмо Баха потомкам».

Моё имя____________________________. Я родился в______году в городе_________________. В моей семье многие люди выбирали профессию______________. Не стал исключением и я. Когда в возрасте_____ лет я потерял обоих родителей, меня забрал на воспитание________________________. Он учил меня игре на______________________. В ______ лет я отправился в самостоятельную жизнь и дальше уже все постигал сам. За свою жизнь я посетил и жил во многих городах. Это ________________________________________________. Почему я часто переезжал? Потому что ________________________________. У меня было____ жены и _____ детей. Некоторые из них, а всего ____ стали известными музыкантами. Это _______________________________________________________. Я сочинил множество произведений. Например, ____________________________________________________________________________________________________________________________________. Однако при жизни я был известен больше не как композитор, а как _____________. Но более всего меня интересует вопрос, будет ли интересна моя музыка людям через несколько столетий? И если да, то какие из произведений будут близки людям будущего и почему?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Преподаватель может сделать заготовку сам, а можно привлечь к этому детей. Если дети поймут суть подобных заданий, впоследствии заготовку можно сокращать или составлять совместно небольшой план, который помогает структурировать сочинение. 

Такие задания помогают детям глубже проникнуть в материал, при этом проявляя и развивая свои творческие навыки. Они лучше осваивают, запоминают изучаемую тему, которая становится для них более близкой и понятной. Наблюдая за детьми достаточно долгое время, я могу отметить, что у большинства из них уроки, где так или иначе используются творческие задания, вызывают больше радости и энтузиазма, потому что процесс творчества возвышает человека, показывает те горизонты, которые он может достичь и обязательно достигнет в будущем, если неуклонно и постоянно будет развивать эти способности в себе. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борухзон Л., Волчек Л., Гусейнова Л. Азбука музыкальной фантазии. В шести тетрадях. Тетрадь 2-3. Знакомство с аккордами. Путешествие по необычным ладам.

2. Булаева О. П., Геталова О. И. Учусь импровизировать и сочинять: [в 5 тетр.]. Санкт-Петербург: Композитор, 1999.

3. Варламова А.А., Семченко Л.В. Сольфеджио. 1-5 классы: Пятилетний курс обучения. М.: Владос.

4. Подвала В. Давайте сочинять музыку! 1-2 классы. 1988, 65 с.

5. Подвала В. Давайте сочинять музыку! 3-4 классы. 1989, 125 с.

6. Шатковский Г. Сочинение и импровизация мелодий. 1989, 88 с.
 

Количество просмотров: 2408  

Добавить комментарий

Target Image
1. Трансформация студии эстрадной музыки в условиях цифровизации
2. Художественное слово в век цифровой трансформации образования
3. Применение цифровых технологий в репетиционной деятельности и подготовке к итоговому отчетному концерту
4. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств
5. Финансовая грамотность школьников в условиях общества потребления и преобладания безналичных расчетов
6. День открытых дверей как форма взаимодействия с родителями в центре развития дошкольников «Тимошка» МБУДО ДДТ им. В. Дубинина
7. Личностно-ориентированный подход как основа воспитания и развития творческой индивидуальности ребенка через интеграцию хореографического и театрального искусства
8. Учебно-методическое пособие «Логоритмика» как инструмент для развития чувства ритма на музыкальных занятиях у детей дошкольного возраста
9. Профильная смена «Калейдоскоп творчества» в системе дополнительного образования дошкольников
10. Мультимедийные технологии в хореографии. Опыт реализации в Заслуженном коллективе народного творчества Российской Федерации ансамбле народного танца «Сибирские узоры»
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы