Исследовательская деятельность будущих педагогов как инструмент развития навыков и компетенций XXI века

 
 

Анискевич Светлана Алексеевна,

кандидат педагогических наук,

преподаватель высшей квалификационной категории

ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А. С. Макаренко»

 
 
 

Коренева Ольга Алексеевна,

преподаватель основ учебно-исследовательской деятельности

ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А.С. Макаренко»

 

Исследовательская деятельность будущих педагогов как инструмент развития навыков и компетенций XXI века

Развитие способности будущего педагога к исследовательской деятельности является важной задачей профессионального образования и воспитания.

Для исследования как вида познавательной деятельности особое значение имеет такая организация мышления, с которой связано развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков.

Можно констатировать тот факт, что в современных условиях значительно сокращается количество людей, владеющих исследовательским типом мышления. Это ведет к развитию репродуктивности восприятия окружающего, потреблению готовых форм, предлагаемых массовой культурой, развитию «клипового восприятия», когда воспринимаются лишь ограниченные по объему информационные массивы, что приводит к атрофии способностей к анализу и выработке собственного мнения к содержанию информации.

Кроме того, в современных условиях остро ощущается проблема развития в образовании таких подходов, которые могли бы дать возможность не просто осваивать суммы готовых знаний, а осваивать принципиально новые специальности, инструменты деятельности. Именно поэтому исследовательская деятельность будущего педагога понимается нами как инструмент развития навыков и компетенций, необходимых специалисту XXI века. Она способствует формированию исследовательского типа мышления, требует от личности непрерывной мыслительной деятельности для выдвижения гипотез и их проверки на предмет истинности. Именно исследовательская деятельность определяет активный склад личности, позволяющий человеку постоянно ставить перед собой новые цели, задачи, что определяет и личностный успех, и реальный вклад человека в развитие общества. Она предполагает готовность и способность человека при решении возникающих проблем двигаться новыми, нестандартными, изобретательскими путями, не довольствоваться готовыми схемами и стереотипами, то есть выходить за рамки нормативных систем. Ценностью исследовательской деятельности можно определить и необходимость постоянной коммуникации, кооперации, понимание человеком того, что новые идеи, решения могут прийти только при их коллективном обсуждении.

Как результат осуществления педагогом исследовательской деятельности мы рассматриваем исследовательское поведение будущего педагога.

Есть разные формы организации деятельности, способствующие развитию исследовательского поведения у будущих педагогов. Особую роль мы отводим организации кружковой работы. В нашем колледже для студентов организован кружок, работа которого направлена на овладение студентами компетенциями, необходимыми современному специалисту. Мы предполагаем, что опыт, приобретенный студентами в кружковой работе, в дальнейшем можно использовать в профессиональной деятельности. В работе кружка активно участвуют студенты разных специальностей: будущие воспитатели, учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования.

Разработанная нами Программа имеет исследовательскую естественнонаучную направленность, рассчитана на два семестра, общий объем часов – 36. Периодичность занятий – 1 час в неделю.

Целью Программы мы определили освоение будущими педагогами компетенций в области развития исследовательского поведения.

Достижение данной цели считаем возможным при решении следующих задач:

Освоение студентами знаний в области теории и методики развития исследовательского поведения у дошкольников и младших школьников.

Освоение студентами умений в области решения задач по формированию естественнонаучной грамотности.

Освоение студентами умений в области наблюдения за живыми объектами и проведения простейших естественнонаучных опытов и экспериментов.

Способы организации деятельности студентов: наблюдение за объектами в естественных условиях, естественный и лабораторный эксперимент, дискуссии, дебаты, решение ситуативных задач, подготовка методических материалов для начинающих педагогов, подготовка и публикация статей, участие в конференциях.

Формы работы на занятиях: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Результативность программы: оценивается по факту ее реализации.

Планируемые результаты:

1. Овладение методами и приемами поиска и обработки новой информации.

2. Приобретение опыта проведения простейших естественнонаучных экспериментов.

3. Приобретение опыта организации наблюдения за живыми объектами в домашних условиях.

4. Приобретение опыта решения задач по развитию естественнонаучной грамотности.

5. Разработка сборника методических рекомендаций для начинающих педагогов по проведению простейших опытов и экспериментов в детском саду и начальной школе.

6. Разработка сборника методических рекомендаций по развитию естественно-научной грамотности дошкольников и младших школьников.

7. Показатели оценки планируемых результатов:

– находить информацию, заданную в явном и неявном виде, формулировать вывод;

– определять основную тему текста;

– применять информацию для решения практико-ориентированной задачи;

– применять информацию для анализа практической ситуации;

– находить в тексте значение терминов;

– преобразовывать текстовую информацию в графическую;

– структурировать текстовую информацию в виде схемы;

– использовать информацию для получения доказательства;

– проводить детальный анализ информации;

– объяснение отдельных моментов и интерпретация информации;

– использование информации для решения проблем;

– понимать, чем опыт отличается от эксперимента;

– проводить простейшие опыты и эксперименты;

– объяснять полученные результаты;

– формулировать вопросы, объяснять причины полученных результатов;

– понимать особенности наблюдения как научного метода;

– знать требования, предъявляемые к методу наблюдения;

– применять метод наблюдения в работе с дошкольниками и младшими школьниками.

Содержание работы кружка разделено на 5 разделов.

Введение (1 час)

Исследовательское поведение дошкольников и младших школьников

(5 часов)

Опыты и эксперименты в детском саду и начальной школе

(8 часов)

Организация наблюдений за живыми объектами в домашних условиях

(6 часов)

Решение практических задач по развитию естественнонаучной грамотности (16 часов)

Приведем некоторые результаты работы членов кружка, полученные в ходе реализации данной программы.

При изучении раздела Программы «Опыты и эксперименты в детском саду и начальной школе» подготовлен сборник опытов с методическими рекомендациями, фрагмент которого представлен на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Сборник опытов с методическими рекомендациями

Участниками кружка подготовлен ряд творческих рефератов по естественнонаучной тематике («Подземное озеро Восток в Антарктиде», «Денисовская пещера на Алтае – колыбель человечества» и другие)

Совместно с членами кружка студенткой выпускной группы подготовлена и опубликована научная статья (http://www.io.nios.ru/articles2/124/12/racionalnaya-organizaciya-uroka-v-nachalnoy-shkole-kak-uslovie-podderzhaniya).

Таким образом, кружковая работа в колледже способствует формированию у студентов навыков исследовательского поведения, развитию универсальных компетенций и навыков XXI века – креативности, критического мышления, коммуникации и кооперации, что является залогом успеха в решении профессиональных задач, а также формирует готовность будущих педагогов осуществлять исследовательскую и проектную деятельность в образовательных организациях.

Литература

1. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации/ авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. — М.: Корпорация «Российский учебник», 2019. — 76 с.

2. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. 2-е изд., испр. и доп. М.: PER SE, 2006. 240 с.

3. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. М., Дом Федорова, 2010. 90 с.

Количество просмотров: 1914  

Добавить комментарий

Target Image
1. Система партнерских отношений Аэрокосмического лицея им. Ю.В. Кондратюка как залог успеха лицеистов технологической студии «Уроки настоящего»
2. Исследовательская деятельность будущих педагогов как инструмент развития навыков и компетенций XXI века
3. Учебные проекты на уроках обществознания и права: проще, чем кажется
4. Практика знакомства младших школьников с традиционными российскими ценностями на уроках (на примере русской народной сказки «Курочка Ряба»)
5. Проект «Мама читает мне» как средство повышения читательской активности школьников
6. Межпредметные связи при изучении истории
7. Использование стихов на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности
8. Мы начинаем КВН! О системе развития движения КВН в МКОУ КСШ № 1
9. Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности: методические рекомендации
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы