Организация проектной деятельности младшего школьника на уровне НОО

 
 

Никитина Лариса Анатольевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17» 

 

Организация проектной деятельности младшего школьника на уровне НОО

Советский математик, педагог, один из крупнейших ученых XX века А. Н. Колмогоров писал: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисково-исследовательской работе».

В настоящее время ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, реализация которого закреплена Законом «Об образовании РФ». Большое внимание отводится организации проектной деятельности школьников как эффективному методу, который формирует умение обучающихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения.

Проектная деятельность обучающихся прописана в обновленном ФГОС, значит, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это неслучайно. В процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

Основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС является системно-деятельностный подход, ориентирующий каждого учителя на создание условий, которые побуждают обучающихся к действию.

Проектная деятельность – один из эффективных методов реализации этого подхода. В основе этого метода лежит не только развитие познавательных интересов обучающихся, но и формирование умений, таких как самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта.

Главная идея метода проекта в рамках реализации ФГОС – формирование общих учебных умений (универсальных учебных действий): организационных (регулятивных), интеллектуальных (познавательных), оценочных (личностных), коммуникативных.

Проект – это обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у обучающихся определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проект включает в себя выбор цели (что и почему сделать), разработку или выбор рациональной технологии, изготовление и реализацию изделия, продукта. В начальной школе проектная деятельность чаще всего организуется учителем, но выполняется самостоятельно детьми на основе субъективного целеполагания. Результат проекта – создание продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования и его представление в рамках устной или письменной презентации.

Проектная технология получила широкое распространение в современном обществе по причине сходства с особенностями реализации системно-деятельностного подхода, поэтому в учебной и внеурочной деятельности я применяю ее с целью выполнения следующих образовательных задач:

– научить обучающихся приобретать знания самостоятельно, а не получать их в готовом виде, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

– способствовать приобретению коммуникативных навыков и умений;

– развивать умение пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

В своей педагогической деятельности использую проектную технологию с 1 класса.

Классификация проектов, реализуемых мной в начальной школе

По целям и задачам:

– Практико-ориентированный проект направлен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт этого проекта определяется заранее и чаще всего используется в жизни класса. Продуктами данного проекта были учебные пособия для кабинета (карточки, наглядные пособия и т.д.). Работа над такими проектами проводится в 1-4 классах.

– Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Обучающийся определяет актуальность выбранной темы, ставит задачи исследования, выдвигает гипотезу с последующей ее проверкой, презентует полученный результат. Используются методы современной науки: эксперимент, опыт и др. Данный вид проекта реализуется в 3-4 классах.

– Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории (информация о своей семье, родном городе, профессиях близких и т.д.). 1-4 классы

– Творческий проект предполагает свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (театрализация, спортивная игра, работа декоративно-прикладного или изобразительного искусства, видеоролик и т.п.).

Театрализация, 4 класс

Спектакль «Сказ о царевне-реве, ее отце царе-государе и о мальчике Мише…»

Спектакль «Новый год в Берендеевом лесу»

Была проведена большая работа по созданию декораций и костюмов. В таких проектах участие принимают все обучающиеся класса и многие родители. Работа над творческими проектами ведется во внеурочное время. Ребята с удовольствием реализуют свой творческий потенциал и очень гордятся результатом труда.

По предметно-содержательной области:

Монопроекты проводятся в рамках одного предмета или одной области знания.

Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время.

Проект «Покормите птиц зимой»

 

По продолжительности:

– Мини-проекты реализуются на одном уроке.

– Краткосрочные проекты. Уроки (3-4) используются для координации деятельности участников проектных групп, а основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

– Долгосрочные проекты выполняются в группах или индивидуально. Такие проекты выполняются только во внеурочное время.

По моим многолетним наблюдениям могу уверенно заявить, что результативность проектной деятельности зависит от того, насколько была интересна тема ребенку, насколько она его увлекла. Проектная работа эффективна только на добровольной основе. Самая главная моя (учителя) задача – вовлечь обучающихся в эту работу, заинтересовать в результативности, создать ситуацию успеха при защите каждой работы.

Одним из последних самых значимых, интересных, масштабных и долгосрочных (3 года) проектов стал проект «Сад памяти» на территории гимназии. Работа над проектом началась в 2021 году, продолжилась в 2022 году и завершилась в мае этого года (2023 г.) Услышав о международной акции «Сад памяти», я предложила родителям подумать о том, чтобы принять участие в этом мероприятии. Таким образом, мы вместе с ребятами будем иметь возможность почтить и увековечить память о погибших в Великую Отечественную войну. По замыслу организаторов этой акции, в честь каждого защитника родных рубежей активисты, дети и взрослые, посадят цветок, кустарник или дерево. Растения будут символом благодарности тем, кто ценой своей жизни отстоял мир и свободу. На территории нашей страны будет высажено в общей сложности 27 миллионов деревьев – именно столько героев погибло во время Великой Отечественной войны. Мною была проведена большая информационная работа:

1. Цикл классных часов на военную тему, рассказ о подвигах в тылу и на войне простых советских людей. Беседы о важности сохранить память о них.

2. Родительский круглый стол «Чтобы помнили…»

Родители и дети единогласно решили присоединиться к всероссийской акции и высадить деревья памяти на территории гимназии, тем самым еще и облагородить территорию школьного двора. Рано или поздно деревья станут большими, будут цвести, радуя прохожих, и этот запах, запах весны и свободы, будут вдыхать и дети, и взрослые, гуляя в школьном дворе, распахивая окна в классах в жаркие дни…

Были определены цели совместного проекта:

1. Передать по наследству память о святом героизме солдат, отвоевавших для нас мир и свободу.

2. Озеленение и благоустройство школьного двора.

Задачи проекта:

1. Воспитание любви и бережного отношения к природе, чувств патриотизма, гордости, ответственности за свой край, свою Родину.

2. Формирование гражданской позиции.

3. Вовлечение в совместную деятельность.

4.Формирование навыков коллективной работы.

5. Создание атмосферы взаимопонимания.

6. Формирование качеств рачительных хозяев в родном краю.

Совместно составили календарный план (учитель + родители)

Задача

Сроки

Ответственный

1 этап

1.

Изучение нормативно – правовых документов по проблеме.

Январь 2021

Никитина Л.А.

2

Изучение опыта других школ

Февраль-март 2021

Никитина Л.А.

3

Проведение социологического опроса среди обучающихся и их родителей о желании и готовности участвовать в проекте

Март-апрель 2021

Никитина Л.А.

4.

Встреча с директором гимназии для получения информации, получения поддержки при реализации проекта(1 этапа), согласования планируемых действий.

Апрель 2021

 

Никитина Л.А.

5.

Приобретение посадочного материала и садового инвентаря.

Май 2021

 

Никитина Л.А.

6.

Высадка кустов сирени (7 штук) в грунт.

Уход, полив.

Май-июнь 2021

Никитина Л.А.

7.

Подведение итогов первого года работы в проекте, анализ результатов работы, прогнозирование, планирование следующего этапа реализации проекта.

Сентябрь 2021

Никитина Л.А.

2 этап, 3 этап аналогично

Ребята сделали план-макет, который еще больше всех вдохновлял и мотивировал к реализации задуманного.

Родительский актив подготовил перечень необходимого оборудования и материалов

Оборудование и материалы

Количество

Цена

Сумма

1 этап

1

Саженцы сирени

7

450-500 руб/шт

3400 руб

2

Лопата садовая

4

 

 

3

Лейка

5

 

 

4

Перчатки резиновые

35

 

 

5

Скотч

2

 

 

6

Грунт питательный

7

100 руб./шт

700 руб

7

Мульча сосновая кора

400 л

200 руб./50 л

1600 руб.

Реализация 1 этапа проекта (2021 г.)

1) Я провела социологический опрос среди обучающихся и их родителей о желании и готовности участвовать в проекте. Прошло заседание родительского «Круглого стола». Пришли к выводу, что наш проект является актуальным и востребованным, т.к. его реализация будет способствовать формированию патриотических чувств обучающихся и улучшит экологическое и эстетическое состояние школьного двора.

2) Родители встретились с директором гимназии для получения информации, получения поддержки при реализации проекта (1 этапа), согласования планируемых действий.

3) Приобрели посадочный материал и садовый инвентарь.

4) Согласовали день и время встречи.

5) Высадили 7 кустов сирени.

Ребята – второклассники. Не все захотели участвовать в посадке сирени, некоторые просто смотрели, другие только поливали.

Реализация 2 этапа проекта (2022 г.) прошла аналогично, в соответствии с календарным планом. Высадили еще 5 кустов сирени.

 

Ребята – третьеклассники! Все с радостью надели перчатки и наперегонки старались что-то успеть: выкопать ямку, посадить кустик, полить… А взрослые только руководили и объясняли правила высадки в грунт. Родители изготовили и установили табличку.

Реализация 3 этапа проекта (2023 г.) прошла также в соответствии с календарным планом. Высадили еще 7 кустов сирени. Ребята-четвероклассники проявили самостоятельность и активность, знание дела.

В настоящее время цель достигнута! «Сад Памяти» – сиреневая аллея набирает силу! Презентация проекта была представлена на школьном конкурсе «Самый классный коллектив», в котором мой 4Г класс стал абсолютным победителем.

Результатом совместной проектной деятельности является формирование личности с менталитетом: мои ученики раскрепощены, верят в себя и свои способности, с интересом учатся свободно и критично мыслить. Я отношусь к ним с уважением – на занятиях царит атмосфера сотрудничества, совместного поиска методом проб и ошибок. Считаю, что ребятам необходимо помогать, стараюсь понять смысл их творческой или исследовательской деятельности, предоставить возможность реализовать свой талант и способности. Всегда поощряю творческие находки ребёнка, стремление к поиску, стараюсь убедить не бояться совершить ошибку, поддерживаю в любой ситуации, не подавляя желание порыва, творческой идеи обучающегося. Каждому ученику даю возможность ощутить свои силы, проверить себя, создав атмосферу творческой рабочей обстановки. В 4 классе мои ученики уже готовы выйти на более высокий уровень работы над проектами – исследовательские проекты.

Исследовательская работа – желание самих обучающихся достичь нового знания, достичь поставленной цели. Детей, которые хотят заниматься исследованиями, легко распознать среди сверстников. У них особый блеск глаз, виден интерес к познанию всего, что их окружает. Кружок «Решение проектных задач» стал важной частью жизни нашего класса и родителей. Дети находятся в постоянном поиске, наблюдении, проводят опыты и эксперименты, создают презентации. Родители-частые гости в классе, «маленьким исследователям» нравится перед ними выступать, защищать свои исследовательские работы. Дети видят, какой результат приносит их совместный труд, как гордятся ими родители.

Всего нами было проработано 27 разных тем.

Большой интерес вызвал проект «Россия – великая наша держава».

Наиболее удачными в этом учебном году стали исследовательские проекты обучающихся 4 класса.

«Мой любимый цветок – фаленопсис» Скрипник А. (окружающий мир)

«Число 13. Бояться или нет» Горбачев С. (математика)

«Золотое кольцо» России за 7 дней. Мой познавательно-туристический маршрут» Баранова Д. (история)

«Территория моей жизни. Вчера, сегодня, завтра…» Кондратенко В. (краеведение)

Ребята участвовали в конкурсе исследовательских проектов для обучающихся начальной школы, прошли успешно этапы школьного, районного и городского уровней.

Результаты конкурса

(школьный этап)

Все ребята стали победителями школьного конкурса исследовательских работ.

(районный этап)

Баранова Д. – победитель, Скрипник А., Горбачев С., Кондратенко В. – лауреаты районного конкурса исследовательских проектов.

районный этап

городской этап

Кондратенко В. – победитель, Горбачев С., Баранова Д. – лауреаты городского конкурса исследовательских работ.

Работа кружка «Решение проектных задач» сплотила детей и взрослых и привела к высоким результатам взаимопонимания. Проектная деятельность – важная часть обучения в новой современной школе. Этот опыт помогает обучающимся изменить отношение к проблемам, возникающим в любой жизненной ситуации, не паниковать, а искать решения. Развивает креативное мышление (формирует навыки перепридумывания существующего и создание нового) и критическое (зачем это нужно, для кого/чего, как сделать, хороший ли результат). А ещё помогает относиться к ошибкам как к обратной связи и возможности сделать лучше. Считаю, что метод проектов – лучший способ для решения одной из главных задач современного образования: «научить обучающихся учиться всю жизнь»! Работа над проектом мне (учителю) дает возможность вооружить учеников умениями и навыками самостоятельно намечать цели, выбирать пути, способы и средства их реализации, организовать, регулировать и контролировать их выполнение. Проектная деятельность обучающегося показывает сформированность основ его учебной деятельности, мотивы учения, потребность и способность к саморазвитию.

Литература

1. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).

2. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126 с.

3. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Вента-Графф, 2002. – 112 с.: ил. – (Библиотека учителя).

4. Потанина В.Я. Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 – 12 с.

5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119 с.

6. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Волгоград, 2011.

7. Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. – Волгоград: Учитель, 2010.

Количество просмотров: 1251  

Добавить комментарий

Target Image
1. Организация проектной деятельности младшего школьника на уровне НОО
2. Система воспитательной работы в начальной школе
3. Использование визуальных источников на уроках истории как средство формирования функциональной грамотности
4. Развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности
5. Обеспечение связи учебной иноязычной деятельности с внешней средой в процессе обучения иностранному языку через применение технологии «SWOT-анализа»
6. Жестовое пение как одна из форм воспитательной работы в коррекционной школе
7. Методическая копилка. Из опыта проведения летней профильной смены
8. Реализация воспитательного компонента на уроке английского языка в рамках элективного курса для гуманитарных классов «Литературный английский язык»
9. Программа социализации личности ребенка
10. Эффективные практики воспитательной работы в современной образовательной организации
11. Применение интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе
12. Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах по обновленным ФГОС
13. Вовлечение обучающихся с ОВЗ в проектную деятельность на логопедических занятиях
14. Холистический подход к оказанию сестринской помощи пациентам с хроническими заболеваниями
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы